Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Значение суффиксов".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Хужина Гульнара Алфировна

Урок соответствует требованиям ФГОС по программе "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прочитайте сказку.

«У страха глаза велики»

Русская народная сказка

     На краю деревушки в маленькой избушке жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка да  мышка-хлопотушка.  Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка - за печкой, а мышка -  в норке. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

    Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.  Бабушка воду зачерпнёт, домой принесёт.  А вёдра у неё – то трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! Плёх! У курочки — трёх-трёх! Плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! Плёх-плёх-плёх!

    Вот раз пошли они за водой. Воды набрали, идут домой.
А в сторонке, в зелёном
садочке, под яблонькой зайка отдыхал да и задремал. А на яблоньке, на длинной веточке, на коротеньком сучочке яблочко висело.    Давно оно поспело. А тут налети и ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, веточки качнул, а спелое яблочко с веточки бу-ух! Да зайке по носу!

Зайка спросонья вскочил… Со страху ничего не видит, ничего не понимает…

- Ой, батюшки! Охотники! Стреляют! – Да бежать…

А навстречу ему шли бабушка со внучкой, с курочкой и с мышкой. Все с вёдрами, с коромыслами да с водичкой

   Зайка с перепугу, со всего разбегу, им прямо под ноги! Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спинку, мышку лапкой прижал… Да и был таков!

  А у наших водоносов вёдра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели… Шуму-то, грому… Со страху они никак не опомнятся! Насилу поднялись да домой бежать!

  Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.

  Бабушка сидит на лавке, со страху-то у неё в головушке помутилось. Никак она не поймёт, что за зверь такой ей под ноги шарахнулся?

- Не иначе как медведище! И как я ещё, старая, жива-то осталась!

Внучка за её спиной в голос плачет:

- Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то, что свечки горят! Зубами щёлкает, а хвост-то какой! Я думала он съест меня!

   Курочка за печкой затаилась, головку под крыло спрятала, сама себе не верит, что уцелела.  «Ну и лисица, - думает, - как это она меня упустила?! Ведь этакой второй лисы не найдёшь!»

   А мышка под печкой в норке дрожмя дрожит. Ей кот-разбойник чудится: «Ну и котище был! Откуда такой взялся? Глазищи–то, усищи какие! Лапищей-то он меня как притянул – думала я, смерть мне! Как это я от него, от такого, да укатилась?»

  А зайка серенький в лес прибежал, под кустик забился, лежит, вздохнуть боится, а сам думу думает: «Охотники как подстерегли - то меня! И сколько их было!... Да все с ружьями! Как только меня ноги унесли? Хорошо, что длинные выросли!»

  С той поры, с того времечка и говорят люди добрые: «У страха глаза велики – чего нет, и то видят!»

       

     

      Выпишите выделенные слова и обозначьте в них суффиксы. С какой целью читателю предлагаются слова с данными суффиксами? (Ответ запишите в тетрадь.)



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 3 «Б»

Тема: Значение суффиксов.

Изучение нового материала.

ЗАДАЧИ:

  1. Учить находить суффикс в слове;
  2. Учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов;
  3. Обогащать словарный запас учащихся

Планируемые результаты

Предметные:

  1. выделять в словах суффиксы;
  2. образовывать однокоренные слова

при помощи суффиксов;

  1. на основе наблюдений выделять

значения суффиксов

    Метапредметные:

           1) понимать и принимать учебную задачу, решать её

                под руководством  учителя;

           2) делать выводы по наблюдениям;

          3) находить общий признак, выделять лишнее

 Личностные:                              

     1) проявлять интерес к русскому языку

Межпредметные связи: Чтение, тема «Работа со сказкой».

Ресурсы урока: учебник, тетрадь, рабочая программа, интерактивная доска, документ-камера.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Цель этапа

  1. Актуализация. Мотивация познавательной деятельности

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Минутка чистописания.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Определение темы урока.

Сорганизация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

Разминка для глаз.

Физкультминутка «Хомка»

Включение нового знания в систему знаний;

повторение  и закрепление ранее изученного.

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

 организация  самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

 создание ситуации успеха для каждого;

Предоставление  возможности выявления причин ошибок и их исправления.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Приветствие. Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Проверка готовности к уроку.

Подготовим пальчики к работе на уроке:

(Массаж кисти рук с помощью ручки)

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу

- Откроем тетради, положим их под наклоном, запишем число, «Классная работа».

- Начнём урок с минутки чистописания. Попрошу определить Вас, с какой буквой мы будем  сегодня работать, прочитав скороговорку:

 Водовоз вёз воду из-под водопровода.

- Что Вы можете сказать о словах, которые используются в скороговорке?

- А сейчас мы каллиграфически верно пропишем заглавную и строчную согласную букву «в»  «в воздухе» и в тетради. А на следующей строчке запишем слово, лексическое значение которого я сейчас прочту: передвижение воздушных масс, символизирует живое дыхание Вселенной; словарное слово, состоящее из 5 букв и 5 звуков, 2 согласных звука мягкие, третий-твёрдый. Второй гласный звук ударный. (Ветер).

- Запишите транскрипцию слова ветер.  [в*эт*эр].

- Подберите синоним к слову ветер.   (Вихрь, буран, шторм, ураган.)

- Подберите антоним к слову ветер.    (Безветрие, тишь.)

- Подберите  фразеологизм со словом ветер.    (Ветер в голове.)

- Подберите однокоренные слова к слову ветер.  (Ветреный, ветрено.)

- Разберите по составу слово ветер.

ветер∩                                      - Что такое окончание, корень?

- Измените слово.

ветерок

- Каким образом Вы изменили слово ветер?

- Что такое суффикс?

- Как Вы определили суффикс в слове ветерок?

- Запишем эти слова в столбик, разберём по составу.

ветер

ветерок

ветрище        

- Что особенного заметили в этих словах?

- Как Вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Давайте попробуем определить тему урока. О какой части слова мы будем сегодня говорить?

- Какую задачу нам сегодня предстоит решить?

Организация познавательной деятельности

-Для того, чтобы ответить на вопрос « Могут ли суффиксы влиять на значения слов?», предлагаю провести мини-исследование «Влияние суффиксов на значения слов».

Вы сейчас получите набор слов, которые Вам нужно разделить на группы, рассказать, почему так разделили, и сделать вывод о влиянии суффикса на значение слова.

I группа: домище, ветрище, зверюшки, полюшко, жарища, избушка.

II группа: мышонок, пожарник, медвежонок, лисёнок, сапожник, мясник, моряк.

III группа: сероватый, храбрец, красноватый, черноватый, упрямец, глупец.

Группы представляют классу результат своей работы. Рабочие листы размещаются на доске. В результате выступления каждой группы появляется вывод о влиянии суффикса на значение слова.

ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКСОВ

УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ                           УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЕ

домище                                                   зверюшки

ветрище                                                  полюшко

жарища                                                   избушка

  ПРОФЕССИЯ                                    НАЗВАНИЕ МОЛОДЫХ ЖИВОТНЫХ                  

     лесник                                             мышонок

мясник                                                  медвежонок

сапожник                                              лисёнок

ОТТЕНОК ЦВЕТА                             ПРИЗНАК ЛИЦА

сероватый                                            храбрец

красноватый                                        упрямец

черноватый                                          глупец

- А теперь попробуйте в парах составить предложение, используя одно из данных слов или двух и более одновременно. Выберите задание по своим возможностям.

Составление предложений.

- Давайте обобщим, что же у нас получилось?

Первичное закрепление новых знаний

1)- Откройте учебники на с. 92, прочтём задание к упражнению 171.

Это задание Вам предстоит выполнить самостоятельно.

Взаимопроверка.

- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга по эталону на доске:

Берёзка, стаканчик, ягодка, травинка, травка, погодка, ветерок, городок, гнёздышко,

карандашик, морковка, дождик, зёрнышко.

- Какое значение данные суффиксы придают словам?

А теперь посчитайте количество правильных ответов и оцените работу друг друга, следуя критериям:

13         -   5

12-11    -   4

10-8      -   3

7 -1       -   2

2)Учебник с. 92 упр. 172. Первые два предложения.

Во поле берёзонька стояла.  

                            сущ.                  гл.

С листьев дождинки скатываются на травинки.

3)  -Игра «Хитрые вопросы»:

1) Как большой дом превратить в маленький?  (Добавить – ик .)

2) Можно ли рыбы превратить в человека? (Добавить – ак.)

3) что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (- ист .)

  1. Составьте слова по схеме (кластеру):

 Подведение итогов

- Итак, какой части слова был посвящён сегодняшний урок?

- Посмотрите, сколько суффиксов мы сегодня нашли.

- О какой новой роли суффикса мы сегодня говорили?

-Обратимся к кластеру. Вчера мы с Вами составили ряд вопросы, на которые мы с уверенностью можем дать ответ. А сможете ли Вы продолжить кластер?

Что такое суффикс?

Какое место в слове занимает суффикс?

Как обозначается суффикс?

Для чего служит суффикс?

Имеет ли значение суффикс?

 

- Мы нашли суффиксу много друзей. Но их поиск вы продолжите и на последующих уроках.

Подводя итоги урока, давайте попробуем продолжить следующие предложения:

- сегодня я вспомнил……….

- сегодня я узнал ……………

- сегодня я научился…………

- сегодня было интересно…….

- мне было скучно, потому что…..

- сегодня я могу себя оценить……..

- сегодня самым интересным заданием для меня было…….

- сегодня сложным заданием для меня было………………..

- мне ещё нужно поработать над……………………………..

- Ребята, предлагаю Вам домашнее задание на выбор

1)Учебник с.93 упр. 174. Работа со словарными слова на букву В.

2) Работа с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Прочитайте сказку. Выпишите выделенные слова и обозначьте в них суффиксы. С какой целью автор данной сказки использует такие суффиксы? (Ответ запишите в тетрадь.)

3)Провести самостоятельное исследование, найти другие значения суффиксов.

Работа со словарными слова на букву В.

Массаж кисти рук.

Работа в тетради.

Записывают слова в тетрадь.

Чтение скороговорки.

-В скороговорке встречаются однокоренные слова, сложное слово – водопровод.

-Сегодня мы пропишем заглавную и строчную букву Вв.

Письмо «в воздухе».

Письмо в тетради.

- Ветер.

- Изменили слово с помощью суффикса –ок.

- Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

- Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

ветер

ветерок

ветрище

Работа в  тетради.

- Два разных суффикса изменили значения слова ветер.

- О суффиксах и их значениях.

- Нам предстоит определить, могут ли суффиксы изменить, уточнить значение слова.

Работа в группах.

Работа в парах.

- Суффиксы по-разному влияют на значение слова. Выбор суффикса влияет не только на слово, но и на предложение и текст. Чтобы речь была точной, грамотной, нужно умело использовать суффиксы.

Работа с учебником. Самостоятельная работа.

Взаимопроверка по эталону через документ-камеру.

Уменьшительно-ласкательное значение.

Работа у доски, в тетради.

-

Суффиксы:

   - учат видеть характер слов

   - помогают ярче выразить эмоции

   - точнее передают смысл высказывания

- Сможем. Мы сегодня узнали, что каждый суффикс несёт в себе определённое значение, а также выявили сами значения.

Какие бывают суффиксы по значению?