Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Воронкова Татьяна Юрьевна

Урок с игровыми элементами .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент

        Ребята сегодня урок будет особенным. Я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Давайте проверим, как вы сидите:

        Руки! На месте,

        Ноги! На месте,

        Логти! У края.

        Спинка! Прямая!

  1. Установка.

Ребята,чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяцте за мной:

Я хороший,

Я всё знаю,

Я всё умею,

Я буду стараться,

У меня всё получится.

  1. Постановка проблемы. Знакомство с темой урока.

        1.-Вот какую проблему нам предстоит решить:

        В нашем русском языке ходят парами бэ-пэ, вэ-эф, гэ-ка, дэ-тэ, же-ша, зэ-эс.

        Эти пары у людей вызывают интерес.

        Часто «хитрые подружки» подменить хотят друг дружку.

        Как узнать писать какую- эту букву иль другую?

        С толку сбить хотят ребят, но у нас не детский сад!

        Мы решим проблему эту? И расскажем всему свету!

         Предстои сегодня вам всё расставить по местам.

         2.-Авот и «хитрые подружки»

         -Чем похожи все эти буквы(они согласные)

          -На какие группы можно их разить?(звонкие и глухие, парные и непарные)

          -Как произносим звонкие звуки?(с голосом)

          -А глухие? (произносим без голоса)

          -А можем ошибиться в написании этих букв? (можем)

          -Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?(Учиться правильно писать слова с парной согласной)

          -Молодцы!

          -Наш сегодняшний урок будет проходить в цирке. Вы будете не просто зрителями, но и участниками циркового представления.

          4. Чистописание.

        Полезен смех и не опасен,

        Волнует сердце он всегда,

        Свет цирковых огней прекрасен,

        Он не тускнеет никогда.

        - Но чтобы попасть на представление, мы должны прописать буквы.

        «Хитрые, опасные»

        Постарайтесь-ка запомнить

        Парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

        -Называем буквы, произносим звуки, прописываем буквы по образцу в тетрадях.

        5. Словарная работа.

        Внимание! Внимание! Только сейчас и только для вас!

         Цирковое представление! Артисты все в волнении ждут скорой встречи с вами. Где аплодисменты? (Дети аплодируют)

         - А вот и наш первый артист-магистр околовсяческих наук, знаменитый кот Мурлыка. Вашему вниманию он предлагает увлекательный номер по работе со словарными словами.

          -Кот Мурлыка привёл с собой друзей.(учитель вывешивает картинки.)

          -Кто это?(заяц, лисица, медведь, петух, собака)

          -Запишите слова в тетрадь. Подчеркните безударные гласные.(дети пишут)

          -А теперь сами проверьте, как вы написали?(учитель вывешивает написанные слова)

          -Поднимите руку, кто все слова написал правильно.

          -Молодцы!

          -А в каком слове есть парная согласная, которую надо проверять?(медведь)

          -Как проверить парный согласный?(изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный)

           6. Формирование знаний, умений, навыков.

            1.(на доске появляется жонглёр)

             Жонглировать совсем непросто.

             И здесь ничего не зависит от роста.

             Высок или мал ты, сейчас номер сложен,

             Но мастеру выход мы всё же предложим!

             (на мячах жонглёра написаны слова с пропущенными буквами

              Зу(б), клюю(в), сло(г), са(д), у(ж), гру(з), творо(г).

              -Запишите слова в столбик с маленькой буквы. Какую  орфорграмму  надо подчеркнуть?(парный согласный на конце слова)

              -Выполняйте и помните про установку: я всё знаю, всё умею, буду стараться.

              Написали? Хорошо! Прежде чем проверить, давайте отдохнём.

              2. Физкультминутка

              -Как вы думаете, какую парную согласную надо написать на конце слова зуб? У кого другое мнение? А вот наш артист Лёва сомневается, как правильно написать зуб или зуп? Давайте поможем ему разобраться.

              Чтобы узнать кто прав, а кто нет

              В ходе рассуждений получим ответ.

              1)Какой звук слышен в конце слова зуб?

              -Обозначим (п)

              -ОН звонкий или глухой?(глухой)

              -Он соответствует букве?(нет)

              -Вот где опасность, звук стоит в слабой позиции!

              -Надо сделать его сильным!

              2)Будем слово изменять и согласный проверять!!!

              -Изменим слово так чтобы зуб был не один, а много (зубы).

              -Запишем.

              -Теперь какой звук слышим?(Б)

              -Он звонкий или глухой?(звонкий)

              -Соответствует звук букве?(да)

              -Подчеркните согласную и следующую гласную. Она поставила согласный в сильную позицию.

              3)Подберите другое проверочное слово(зубок)

              -Вкакой позиции звук в этом слове?(в сильной)

              -Зуб-зубы-зубок

              -Теперь мы можем помочь Лёве правильно написать слово?

              -Ребята, а вы ведь большие молодцы! Вы сейчас составили образец проверки слов с парной согласной на конце.

              -Трудно это было сделать?

              4)В русском языке встречаются слова, к которым трудно подобрать несколько проверочных слов.

              Я в помощь вам даю подмогу

              И дальше в путь, друзья в дорогу!

              (подмога крепится к доске)

              ПОДМОГА

              Ласково(слово можно изменить, чтобы звучало ласково)

              Много(изменить количество и станет много)

              Нет(добавить «нет»- изменить форму слова)

              Какой?(это слово будет называть признак)

              Что делать?(задай вопрос, и слово будет работать)

               5)Используйте подмогу при проверке слов с парной согласной.

                Продолжим проверять слова.

                Клюв-клювик, клювы

                Слог-слоги, слоговой

                Сад-сады, садик, садовый

                Уж-ужи, ужик

                Груз-грузик, грузы, грузовой, грузить

                Молодцы!!

               7. Закрепить полученные знания.  

               1)-Ребята, вы отлично справились с работой.

                  -Настало время проверить прочность ваших знаний и умений.

                  -Сейчас перед вами предстанет великий Джин

                  Он быстро покинул свой кувшин

                   Вдруг в кроликов всех нас он превратит

                   А может быть, чем-то другим нас он удивит?

                   -Джин принёс вам карточки с текстом и раздал вам для проверки.

                   Проверьте и внизу напишите количество ошибок(в карточке 7 ошибок)

                   ТЕКСТ

                    Жил-был крот. ОН прорыл хот в огорот. Крот нашел клат. Это были моркофь и лук. Высунул крот ноз  и понюхал корнеплоды. Взял один и пополс обратно. Какой корнеплот выбрал крот?

                   -Как вы думаете какой корнеплод выбрал крот?

                   -Почему?

                   -Сколько ошибок вы нашли?

                   -Молодцы!

                   2)Спасибо Джину за выступление. А мы представляем публике веселого клоуна нашего,

                   Он и поёт, и пляшет.

                   -А вот и наш знакомый.

                   Веселый дружный клоун.

                   -Ему нужно помочь вставить нужную согласную в конце слова.

                   Давайте соединим слово и нужную букву стрелочкой.

                                                                           К

                                                                           д

                             хле…                                     с                                       гри…

                             арбу…                                   з                                       сне…                                                                                                                    

                              дру…                                    б                                       сторо…

                              шала…                                 ж                                      моро…

                              гара…                                   ф                                      стри…

                              сапо…                                   г                                       сосе…

                                                                             ш

                                                                             п

                                                                             в

                  -Молодцы! Помогли  клоуну.

                  3)Игра «Назовите проверочное слово»

                  Мяч ловите, не зевайте,

                  Все слова вы проверяйте!

                  (Учитель бросает мяч, дети ловят и называют проверочное слово)

                  Клюв, дуб, враг, карандаш, стриж, гараж, холод, пруд, дед, мороз, шарф, лев, лед, чиж, мост, гриб, зуб, сторож, ястреб, снег.

                  9. Развитие речи.

                  Восстановление деформированных предложений.

                  Всей, семьёй, пошли, в цирк, в воскресенье. Детворы, было, там, много, огнями, цирк, сверкая, на, позвал, всех, звонок, места. На клоун, арену, вышел.

                  -Что у нас получилось?(текст)

                  -А почему этот текст?

                  -Мы его можем озаглавить?(да)

                  Дети предлагают свои заглавия.

                  10. Итоги урока.

                  -Чему учились на уроке?

                  -Какие согласные нужно проверять?

                  -Как проверять парные согласные на конце слова?

                  11. Рефлексия.

                  -Сегодня на уроке вы отлично работали. И я хочу подарить вам подарки.(учитель дарит подарки)

                  -А теперь встаньте, пожалуйста, и изобразите собой шкалу успеха.(Покажите, на сколько  вы:

                  1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

                  2)Разобрались с темой урока;

                  3)Умеете применять свои знания(сидят за партами - плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх – отлично)

                   Пора прощаться нам

                   И время расставаться.

                   Увидимся мы вновь

                   И будем вновь встречаться.

                   Куда уедет цирк?

                   Когда погаснет свет?

                   Начало в цирке есть –

                   Конца у цирка нет.

                   Звучит песня «Куда уехал цирк» в исполнении В. Леонтьева.

                   Урок окончен.

                 

 

                   

                           

             

     

                                         ПОДМОГА

    *ЛАСКОВО

    *МНОГО

     *НЕТ

      *КАКОЙ?

      *ЧТО ДЕЛАТЬ?

     

   ЗА́ЯЦ

  Лиси́ца

  Медве́дь

  Пету́х

  Соба́ка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных".

Тест составлен для проверки знаний учащихся по теме "Парные звонкие и глухие согласные". УМК "Перспектива". 2 класс. 2 четверть....

План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"

обобщить знания о написании парных согласных в корне слова и  умения  проверять их в слабой позиции...

урок по русскому языку Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс

Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс...

Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс)

Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 2 класса ("Школа России"). Тема:"Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (обобщающий урок)....

Рабочий лист по русскому языку «Проверка парных звонких и глухих согласных в корне»

Рабочий лист по русскому языку  «Проверка парных звонких и глухих согласных в корне»...