Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Пилипчак Наталья Геннадьевна

 

 

 

Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным средством речевого общения, инструментом мыслительной деятельности.

 Урок по теме «Безударная гласная в слове. Составление алгоритма»  включен в раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение». В разделе уделяется внимание развитию речевой культуры обучающихся, верному произношению и правильной постановке ударения в «проблемных» словах. Урок проводится во 2 классе по УМК «Перспектива». Тип урока: урок получения новых знаний. Урок, помимо правила, заданий и упражнений, содержит диалог персонажа учебника профессора Самоварова с детьми, что помогает обучающимся обсудить тему с разных точек зрения и приучает детей высказывать собственное мнение. Данный урок помогает обучающимся понять необходимость верного написания букв безударных гласных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pilipchak_urok-konkurs.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным средством речевого общения, инструментом мыслительной деятельности.

 Урок по теме «Безударная гласная в слове. Составление алгоритма»  включен в раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение». В разделе уделяется внимание развитию речевой культуры обучающихся, верному произношению и правильной постановке ударения в «проблемных» словах. Урок проводится во 2 классе по УМК «Перспектива». Тип урока: урок получения новых знаний. Урок, помимо правила, заданий и упражнений, содержит диалог персонажа учебника профессора Самоварова с детьми, что помогает обучающимся обсудить тему с разных точек зрения и приучает детей высказывать собственное мнение. Данный урок помогает обучающимся понять необходимость верного написания букв безударных гласных звуков.

Безударные гласные в  слове, проверяемые ударением.

Составление правила.

2 класс, УМК «Перспектива»

Пилипчак Наталья Геннадьевна,

учитель начальных классов

МБОУШР «Гимназия»,

высшая квалификационная категория

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: cформировать представление о проверяемой безударной гласной; составить алгоритм решения орфографической задачи с безударным гласным в слове;  использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, эмоционально-ценностное отношение к проблеме учеников «лесной школы»;

Предметные умения: писать слово с безударной гласной, подбирая проверочное слово.

Метапредметные умения:

Познавательные: распознавать ударные и безударные гласные в слове и обосновывать свое мнение; анализировать выбор написания безударной гласной и обосновывать свое мнение; соотносить учебные действия с  алгоритмом;

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствие с целью; проверять правильность выполненного задания  в паре; соотносить учебные действия в соответствии с алгоритмом; выполнять учебное действие в соответствие с планом; выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;  

Коммуникативные: комментировать собственные действия при выполнении задания; строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога; согласовывать позиции и находить общее решение в коллективном творчестве; адекватно использовать речевые средства для представления работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Эмоциональный настрой на урок.

-Прочитайте высказывание на слайде. Выразите своё мнение по данному высказыванию.



-Я желаю вам сегодня на уроке, чтобы каждого посетила удача, которая обернётся большим успехом!

Дети читают высказывание и делятся своими мыслями.

Личностные: развитие познавательного интереса, формирование познавательных потребностей и учебных мотивов.

  1. Постановка проблемы, «включения» обучающихся в учебную деятельность

(учитель читает детям сказку)

Однажды Аня и Ваня оказались в сказочной «Лесной школе». Ученики школы Лисичка, Волчонок и Медвежонок писали предложение: «Лесная школа стоит на горе».  Учитель Мудрый Филин попросил объяснить, как они написали слова с безударными гласными.

Вот что ответили ученики:

- Слово «лисная» я написала с гласной «и»,  потому что там учатся лисы – с гордостью ответила Лисичка.

- Слово «стаит» я написал с гласной «а», - сказал Волчонок и добавил: - ведь мы, волки живем в «стае».

- Буква «а» очень похожа на гору , – заревел Медвежонок,- пишу на «гаре».

Учитель остался в недоумении.

-Ребята, можем ли мы согласиться с ответами учеников «Лесной школы»? Какие гласные надо писать в словах «л..сная»,  «ст..ит», «на г..ре»?

(предложение «Л..сная школа ст..ит на г..ре»  записано на доске)

Предложите свой вариант написания гласной и обоснуйте его.

(Подвести  обучающихся к выводу: чтобы обосновать выбор предлагаемой  безударной гласной, надо специальные знания и умения).

- Есть ли у вас желание научиться писать правильно слова с безударной гласной и поделиться своим опытом  с учениками «Лесной школы»?

-Определите тему и цель урока.


Обучающиеся слушают сказку.


































Ребята высказывают свои варианты ответов, обосновывая  свое мнение.








Дети формулируют тему и цель урока.

Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, эмоционально-ценностное отношение к проблеме учеников «лесной школы».




















Познавательные: распознавать ударные и безударные гласные в слове и обосновывать свое мнение; анализировать выбор написания безударной гласной и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные: комментировать собственные действия при выполнении задания; строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога; согласовывать позиции и находить общее решение в коллективном творчестве; адекватно использовать речевые средства для представления работы.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствие с целью.

  1. Составление алгоритма действий              

- Составьте план действий при проверке написания безударных гласных в слове.

Дети составляют алгоритм, который выводится на слайде

Познавательные: составить алгоритм решения орфографической задачи с безударным гласным в слове.

  1. Физминутка

Представьте, что мы с вами лесные жители: Лисенок, Волчонок, Медвежонок. Изобразите мимикой, жестами повадки этих животных.

  1. Проговаривание алгоритма и использование его при решении орфографических задач

  1. Детям предлагается послушать профессора Самоварова и сравнить свой вывод с выводом профессора, убедиться в том, правильно ли составили алгоритм проверки безударной гласной в слове. Профессор Иван Иванович Самоваров дает пояснение к теме, обобщает наблюдение и формулирует правило.

( электронное сопровождение к учебнику Л.Ф. Климановой «Русский язык» 2 класс, Москва « Просвещение», 2012)

  1. Работа с учебником: стр.93 упражнение 141.

Прочитайте. Подумайте, какую букву для обозначения безударного гласного звука следует писать.

Лес - л..са, след - сл..ды, стены - ст..на, море - м..ря, зимушка - з..ма, гриб - гр..бы, цвет - цв..тной, хлеб - хл..ба.

         

Обучающиеся смотрят анимацию, ещё раз проговаривают алгоритм проверки безударной гласной в слове.











Самостоятельная работа в тетрадях, взаимопроверка в паре.
















Познавательные: использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Регулятивные: выполнять учебное задание, используя алгоритм; проверять правильность выполнения задания при работе в паре; выполнять учебное действие в соответствие с планом.

  1. Проверка и рефлексия

1.Мини-тест (слайды)




  1. Продолжите начатое мной предложение.
  1. Сегодня на уроке я открыл для себя   ...
  2. Наиболее трудным мне показалось  ...
  3. Я думаю, это потому, что ...
  4. Самым интересным было...
  5. Я бы хотел спросить ...
  1. Домашнее задание.

Стр.93 правило, стр.94 упражнение 142.

Ребята устно выполняют задания на слайдах,  обосновывая своё   мнение.

























Проводят личностную рефлексию и оценивают свою работу на уроке.


Коммуникативные:

комментировать собственные действия при выполнений задания; строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.




















Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Построение урока и подача материала представлены таким образом, чтобы можно было установить общение с ребёнком, показать ему необходимость изучаемого материала, вызвать интерес к предмету.

Предлагаемый вариант методической разработки можно использовать учителю на своих уроках при изучении темы «Безударная гласная в слове». Надеюсь, что предлагаемое методическое пособие окажет учителю определенную помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....