Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ярмушкина Нина Германовна

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?" поможет учителю интересно провести урок  с использованием сингапурской методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_otk.ur_.5_dek.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык в 3 классе.

Учитель начальных классов МБОШИ « Гимназия-интернат №34»

Ярмушкина Нина Германовна. 4 декабря 2014 года

Тема урока: « Как найти в слове основу?»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.

Планируемые результаты: учащиеся научаться находить и выделять в словах окончание и основу.

Форма работы: Коллективная, групповая, работа в паре.

Применение оборудования и инструментария: учебник для 3 класса “Русский язык” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина); карточки с заданием для работы в группе, паре; мультимедийный проектор; ноутбук

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Познавательные (П.) УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные (Р.) УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные (К.) УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты (Л.)

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел для нас звонок.
Начинаем наш урок.
Будем грамотно писать,
Тайны слова “открывать”.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова “Классная работа”.

II. Актуализация знаний.

Планирование деятельности

Орфографическая минутка .

  1. Рассказ учителя.

- Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его.

Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). - Из чего состоят слова? (Из букв, звуков)

-Сегодня красивый зимний день . Мне вспомнилось стихотворение Сергея Погорельского. Прочтите его.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.

 С.Погорельский.

-Описание зимы напоминает то, что вы сами видели зимой?

-Какой приём использует автор? К какого автора мы это замечали?

(оживление неживых предметов, как у С. Есенина)

-Вы говорили, что слова состоят из букв и звуков. А ещё из чего состоят слова?-(Из частей слова.) Какие части слова вы знаете? (Корень, приставка, суффикс, окончание.)

-Что заметили?( есть однокоренные слова)

- Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова.)

Работа в группах. По кругу идёт листок, на котором дети выписывают однокор. слова. От каждой группы зачитывает слова 1 человек.

-Где однокоренные слова?

-А где одни и те же слова, только с разными окончаниями?

(Снегам, снежные ,снеговикам, заснеженной, снежном, снежки, снегурки)

-Подберите слова к данным на доске схемам:

(на доске 3 схемы)

-Что можно сказать об основе в однокоренных словах? А в других словах?

-Что такое окончание? А основа? Чем отличается окончание от основы?

-Умеем ли находить в слове окончание? Что надо для этого делать?

-А как надо действовать, чтобы найти  в слове основу? - Кто сформулирует цель урока? (Мы будем учиться находить и выделять в словах окончание и основу.)

III. Формулирование проблемы

Словарная работа. Работа с использованием презентации.

- Ребята! К нам на урок прилетели необычные гости. Послушайте загадку и определите кто они.

Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе... Ай!!
Разлетелся урожай! (Снегири.)

- Что вы знаете о снегирях?

- Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Однако есть и такое толкование: снИгирь (а именно так писалось раньше это слово) образовано от тюркского сниг, что значит “красногрудый”. А потом оно изменилось на современное написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только пойдёт первый снежок – жди снегиря.

- Как запишите слово снегирь?

Снегирь

- Можно ли проверить написание? ( Нет, это непроверяемая безударная гласная написание которой надо запомнить.)

- А как можно запомнить это слово чтобы не ошибаться? (Например со словом снег, потому что птицы прилетают с первым снегом. Обращаем внимание детей что это не проверочное слово, а способ запоминания - мнемонический приём.)

- Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова.)

- Подберите. (Варианты детей? (Снегириный, снегириха, снегирята).

 - Какой же корень в этом слове? (В слове снегирь корень снегир-,).

- В настоящее время корни в словах “снег” и “снегирь” не совпадают, но исторически это были однокоренные слова.

Работа в группе

Ребята вам сейчас предстоит поработать в группе, распределите роли и приступайте. Я даю вам на эту работу 5 мин.

У каждой группы карточки с данным текстом.

Прочитай. Озаглавь текст. Попробуй изменить слова, чтобы получился понятный текст. Вставь недостающие части слова, чтобы предложения были понятны. Подумай! Это одно и то же слово или это разные слова?

Снегири.

(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.

Проверка.

- Ребята что вы узнали из текста о снегирях?

- А что вам нужно было сделать, чтобы предложения были понятны?(Изменить слова, чтобы получился понятный текст).

- Какие слова у вас получились? ( выписываем в строчку в тетрадь, у учителя появляются на слайде по порядку проверенных предложений.)

- Какая часть слов не изменяется? (Корень, снегир-).

- Выделите корень.

- Почему нельзя было оставить слово снегирь без изменений? (Потому что у слова снегирь изменилась роль в предложении.)

- При помощи чего она изменилась? Что вы знаете про окончание?

IV.Открытие нового знания

Работа с правилом.

- Понаблюдаем за окончаниями. Что вы заметили?

(Слово одно и тоже, а вот окончания разные). Что происходило с окончанием?

( Оно изменялось.)

- Правильно, окончание – это изменяемая часть слова. В чём же особенность окончания?

Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?

- Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении.)

- Вернёмся к нашим словам и выделим основу.

- Что такое основа? Как найти основу? (В основе заключён смысл, значение слова.)

- Как графически обозначается основа?

- Выделите в словах основу.

- Сделаем вывод: как найти в слове окончание и основу?

Выведение алгоритма. Работа  в группах. Результат работы 1 ученик тот группы вывешивает на доску.

Чтобы найти окончание и основу в слове необходимо:

  1. Изменить слово;
  2. Найти изменяемую часть, это –окончание;
  3. Найти неизменяемую часть, это-основа.

Сравнение  своего вывода с выводом в учебнике.( стр.151)

Физминутка

V. Развитие умений и применение знания

П.К.

Работа в учебнике.

Упр. 178, стр146 – развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах. Выполняется коллективно по заданию. Ученики на доске выписывают выделенные слова и обозначают в них окончание и основу.

Самостоятельная работа:

(выделение окончания, основы, корня в словах: грибы, грибник, грибок, грибной, грибница). Работа с орфограммами.

Взаимопроверка в парах партнёров по плечу.

VI. Рефлексия

(Учащиеся на листочках пишут вопрос по теме урока и под музыку идут по классу. По сигналу учителя останавливаются, находят себе партнёра. Затем задают друг другу вопросы и  отвечают на вопрос партнёра . )Например:

-Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний?

- Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?

- Как найти в слове окончание?

-Что такое основа слова?

- Как найти в слове основу?

-Как называется главная часть слова?

 Окончание – изменяемая часть слова? (Да.)

– Окончание входит в основу слова? (Нет.)

– Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.)

– У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.)

– С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.)

Учитель спрашивает партнёров: «- Что спросил у тебя Денис? -Что ответила тебе Лена?»

VII. Итог урока

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

-– Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Задумайтесь:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты нашёл все окончания сам или с помощью товарища?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

-Начертите вертикальную линию. Те,  кто последнее задание выполнили уверенно, без затруднений поставьте жирную точку на самом верху вертикальной линии. Если чувствовали небольшое затруднение, поставьте точку на середине линии. Если кому-то было сложно найти окончание и основу,  поставьте точку на внизу . На следующем уроке мы с ребятами вам поможем.

VIII. Домашнее задание

1) Повторить правило на с. 144, 145. и по опорной схеме которую мы сегодня составили подготовиться рассказать правило. (устно)

2) Упр. 2, с. 162. (письменно)

Использованные источники и литература.

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. “Русский язык” Учебник для 3-го класса в 2-х ч. Часть 1. Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс., 2013. – 144с.: илл.

2. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя Р.Н.Бунеева, / Е.В.Бунеева, Н.А. Исаева. - М.: Баласс, 2013 - 320с. (Образовательная система "Школа 2100").

3. Современный толковый словарь под ред. С. А. Кузнецова.

4. http://ru.wikipedia.org/ Текст о снегирях.