Имя Числительное
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Орлова Наталия Анатольевна

Урок постороен в технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_chislitelnoe.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя числительное

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Технология: технология развития критического мышления

Оборудование:

1.Учебник  Русский язык 4 класс С.В.Иванов, Вента-Граф

2.Раздаточный материал

Цели:

1.Познакомить с частью речи – имя числительное

2.Развивать умение работы с научным текстом, систематизировать знания


Цели:

Познавательные:


  • Создание условий для формирования представлений об имени числительном как части речи;

  • Формирование умений распознавать числительные среди других частей речи и правильно их писать;

  • Ввести понятия «количественные» и «качественные» числительные.


Развивающие:


  • Развитие устойчивого внимания, логического мышления, устной и письменной речи;

  • Обогащение словаря.


Воспитательные:


  • Создание условий для воспитания коммуникативных навыков учебного труда;

  • Умение работать самостоятельно, в парах;
  • Формирование познавательного интереса и любви к своему городу.


Приемы:

- кластер

- таблица инсерт

- составление синквейна

1.Стадия вызова

- Наш урок начнем с ознакомления с  текстом.                Учащиеся читают текст(2мин)

Прочтите текст 1

                                                                      1

                                                        Город на воде.

     В Санкт-Петербурге множество рек, ручьев и каналов ( в

общем их около …). Поверхность воды составляет … часть

площади города, который расположен на … островах. Длина Невы по судоходному фарватеру - … километра. Длина Невы в черте города по правому берегу - …километра, а по левому - … километра.

     Наибольшая ширина Невы в ее устье - … метров, а у стрелки Васильевского острова - … метров. Наиболее глубока она против Арсенальной улицы - … метра.

     Петербург называют «Музеем мостов». И это оправдано. В … году в городе и пригородах насчитывалось около …. мостов различных видов и типов, в том числе и пешеходных. Их история начинается с … века.

- Поделитесь впечатлениями от текста                              Озвучиваются впечатления

(понравился, нет, почему)                                                    (1мин)

-Прочтите текст 2 .                                                                 Чтение  найденных слов

Найдите и подчеркните часть речи, которую мы               (3мин)

еще не изучали.

                                                    2

     Пришлось ли тебе побывать в Центральном военно-морском музее? Первое, что поражает, когда входишь в музей, размеры главного зала. Его площадь более восьмисот квадратных метров. Высота – двадцать пять метров, как дом в семь этажей. В этом зале и других залах находятся сокровища музея: модели кораблей, оружие, знамена. Экспонаты собирали более двухсот пятидесяти лет. Вот «дедушка» русского флота – ботик Петра I. А вот весла с петровских галер.

-Эти слова – тема нашего урока – имена                             Составление кластера на доске

числительные. На какие вопросы мы                                   (7мин)

должны ответить, чтобы узнать, что такое

числительное?

2.Стадия осмысления

-Прочтите текст 3, используя значки +, -,?                         Чтение текста и составление

и составьте таблицу инсерт.                                                  таблицы (10 мин)

                                                3

     Люди постоянно что-нибудь считают: дни, месяцы, годы, числа, секунды, деньги и т.д. Количество сосчитанных предметов называют особым словом – числительное. Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов (две книги, три стула) или порядок предметов при счете(вторая книга, третий стул).

     Имя числительное, которое называет количество предметов, отвечает на вопрос   Сколько?,  называется количественное числительное. Количественные числительные могут обозначать не только целые числа, но и дробные числа ( две десятых).

     Имя числительное, которое называет порядок предметов при счете, отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? , называется порядковое числительное. Порядковые числительные в предложении являются определениями.

     По составу числительные делятся на:

- простые – состоящие из одного корня ( один, двадцать)

- сложные – состоящие из двух и более корней ( триста, пятьдесят)

- составные – состоящие из двух и более слов ( двадцать один).

-Какая информация была уже известна                               Дополнение, исправление

для вас? Новая? Непонятная?                                               кластера (5 мин)

-На какие вопросы из кластера нашли

ответ в тексте?

-Что есть в тексте, но нет в кластере?

Практические задания

1.Учебник стр.55 упр.1                                                        Самостоятельное выполнение упр.

Комментирование задания учащимися                              Взаимопроверка. (7 мин)

2.Вспомните названия литературных                                 Работа в парах. Фронтальная

произведений, пословиц, поговорок                                   проверка (5 мин)

с числительными

3.Работа с текстом 4                                                          Чтение текста про себя, затем

-Чем отличается этот текст   от текста 1?                        вслух, пытаясь правильно  

                                                                                             Употребить числительные в речи.

                                                                                             (3 мин)

-Сделайте вывод  о роли числительных в речи.

                                            4

                             Город на воде.

     В Санкт-Петербурге множество рек, ручьев и каналов ( в общем их около 100).Поверхность воды составляет 1/10 часть площади города, который расположен на 42 островах. Длина Невы по судоходному фарватеру – 74 километра. Длина Невы в черте города по правому берегу – 25,5 километра, а по левому – 30,6 километра.

     Наибольшая ширина Невы в ее устье – 1250 метров, а у Стрелки Васильевского острова – 800 метров. Наиболее глубока она против Арсенальной улицы – 24 метра.

     Петербург называют «Музеем мостов». И это оправдано. В 1990 году в  городе и пригородах насчитывалось около 800 мостов различных видов и типов, в том числе 218 пешеходных. Их история начинается с 18 века.

4.Вставьте подходящие по смыслу числи-

тельные и запишите в тетрадь                                        Предложения записаны на доске

                                                                                           (5 мин)

В… году был наведен первый деревянный наплавной  Исаакиевский мост.       97

Самый широкий мост в городе – Синий. Его ширина … метров.                         1727

Второй по ширине – Казанский мост. Его ширина –  … метров.                           905,7

Самый длинный – мост Александра Невского - … метра.                                      95

3.Рефлексия

Возвращение к кластеру

-Какую часть речи изучали?

-На какие вопросы из кластера нашли ответ

сегодня?

-Какие вопросы остались открытыми?                           Составление синквейна (7мин)

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя числительное. Обшее значение.

Познакомить с именем числительным как частью речи....

Простые и составные числительные

Ввести понятия « простое», «сложное», «составное числительное»....

Слитное и раздельное написание числительных

Познакомить с правописанием сложных, простых и составных числительных....

Правописание мягкого знака в числительных

Познакомить с написанием мягкого знака в именах числительных в середине или на конце слов....

Проверочная работа по теме "Имя числительное" 3 класс. Л.В.Занков

Проверочная работа по теме "Имя числительное".3 класс по системе Л.В. Занкова. Цель: проверить навык записи количественных и порядковых имен числительных; знание правил по данной теме....

Презентация, конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Порядковые числительные"

На данном уроке учащиеся знакомятся с порядковыми числительными, развивают умения и навыки устной речи. Красочная презентация способствует запоминанию новых слов....

Урок русского языка в 4 классе "Имя числительное. Порядковые и количественные числительные".

Урок русского языка в 4 классе по Программе «Начальная школа ХХI века» (Учебник С. В. Иванова «Русский язык»). Во время урока ребята знакомятся  с именем числительным,  с обычаями празднован...