Словарная работа на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Задания и упражнения в помощь учителю, родителям для работы над словарными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Всему название дано – и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами,
И всё, что в памяти у нас,- означено словами.
Они слышны и здесь и там, на улице и дома:
Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова…
Язык – стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
А. Шибаев
Слово- важнейшая единица языка, носитель значения. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются и эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов и сочетаний, выстроенных в определённой последовательности. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора и более точного и выразительного оформления мысли.
К.Д.Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, тёмно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».
Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, с с изобразительным искусством, со спортом и т.д.
По разным данным, дети 7 лет, приходящие в школу, имеют в своём словаре от 3 до 15 тыс. слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 25 тыс. слов, в 11 классе – до 75 тыс. слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами. Подсчитано, что более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка и литературного чтения.
Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных направления:
1. обогащение словаря;
2. уточнение словаря;
3. активизация словаря;
4. устранение нелитературных слов.
Обогащение словаря предполагает усвоение новых, ранее неизвестных учащимися слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.
Уточнение словаря – это развитие гибкости словаря, сфера, включающая в себя:
5. наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно, путём включения их в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и т.п.
6. усвоение иносказательных значений, в том числе значений, обусловленных контекстом.
Активизация словаря – это перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря ребёнка в словарь активный.
Устранение нелитературных слов – это перевод из активного словаря в пассивный диалектных, просторечных, жаргонных слов, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
Но в своей работе я больше внимания хочу уделить приёмам и формам работы над словами с непроверяемыми написаниями, т.к. они составляют 30 – 35% по отношению к проверяемым. Эти цифры свидетельствуют о необходимости и значимости работы с такими словами.
Методике изучения непроверяемых написаний в начальной школе посвящено немало работ. Авторами этих работ рассматриваются различные аспекты данной проблемы. Например, Н.Н.Китаев раскрыл роль послогового проговаривания при усвоении непроверяемых написаний; П.П. Иванов уточнил последовательность работы с непроверяемыми безударными гласными; Н.С.Рождественский рекомендовал приёмы, облегчающие запоминание слов; В.П.Канакина разрабтала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания трудных слов, так и на развитие мышления и речи учащихся; В.П. Ераткина, опираясь на данные их психолого-педагогических и лингвометодических источников, перечислила и охарактеризовала довольно большое количество приёмов, направленных на активизацию учебной деятельности при обучении непроверяемым написаниям. Наиболее эффективными В.В.Ераткина считает следующие приёмы: запись слов по алфавиту, группировка и запись слов по орфографическим признакам, подбор и запись однокореннных слов других частей речи, подбор слов с иноязычными элементами, подбор синонимов и антонимов, составление и дописывание таблиц, выборочный ответ, сопоставление «противоположных» орфограмм, составление словосочетаний, замена словосочетаний и описательных оборотов отдельными словами, письменный пересказ текста с использованием данных слов, выборочное списывание, сочинение по опорным словам.
Но в качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определённой взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике, синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.
В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.
В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твёрдых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так как слышится.
Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не даёт нужных результатов.
Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.
Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий.
1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.кзал, з.мл.ника, ж.лезо, г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень.
2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок,
3. морковь, портрет, бегаж, карандаш, салют.
4. Запишите слова, начинающиеся на букву р.
5. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.ко, п.нал, т.пор, п.суда.
6. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
7. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
8. Игра «Собери слово»: пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.
9. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.
10. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.
11. Игра «Кто больше придумает слов». Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.
л е ь
и а
я т р
г с
о
12. Игра «Расшифруй слово». Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.
2 10 13 6 20 26 16 22 7 18 33 2 13 16 12 16
билет шофёр яблоко
13. Игра «Ступеньки». В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше: берег, гореть, агроном и т.д.
14. Выборочный диктант. Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.
По шоссе едет автомобиль.
Ребята развели костёр.
Дежурный следит за порядком в классе.
14. Ребусы.
Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчёркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо с «дырками», т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация словарной работы на уроках русского языка в 1 классе

Данная презентация может быть использована  на уроке русского языка на  на этапе  знакомства с новыми словарными словами. Для повышения интереса  к изучаемому материалу, развития в...

Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка

Данный материал направлен на то, чтобы при изучении новых слов видное место занимали упражнения направленные на ознакомление обучающимися лексического значения, усвоение грамматических форм, на обучен...

Словарная работа на уроке русского языка 2 класс

Написание словарных слов по картинкам, самопроверка с доски...

Словарная работа на уроках русского языка в коррекционной школе

Данный материал представляет разные формы работы со словарными словами, помогает сделать урок более интересным и увлекательным....

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...