Работа над орфографическими ошибками.
план-конспект урока по русскому языку на тему

В своей работе я часто использую работу над орфографическими ошибками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_orfograficheskimi_oshibkami.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над орфографическими ошибками.

           Работая в начальной школе на протяжении многих лет, я поняла, что достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь ежедневным  упорным  трудом, начиная с первого класса.

Одним из приёмов повышения  грамотности считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаю её  с проверки работ в тетради. У большинства детей я не исправляю  неверно написанную букву, а лишь её зачёркиваю, у более сильных учащихся  подчеркиваю всё слово с ошибочным написанием. Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить её.

        Практика показывает, что чаще всего дети ошибаются в написании буквы обозначающей безударный гласный звук. Поэтому всё своё внимание они обращают на корень слова и при усвоении нового материала, и при закреплении, и при самоподготовке накануне контрольной работы.

Положительный результат дают такие приёмы:

  1. проведение орфографической пятиминутки с теми  словами в которых были допущены ошибки.
  2. письмо по памяти : «Корабельщики дивятся,

                                      На кораблике толпятся,

                                      На знакомом острову\

                                       Чудо видят наяву»

        Дети находят орфограмму, проверяют её под моим руководством, пишут и сверяют с текстом. Использую и взаимопроверку с соседом.

  1. выбор загадки, в которой есть 2-3 слова  с безударной гласной: « Кто висит вниз головой?»
  2. работа с текстом  записанным на доске «В белый цвет выкрасил мороз леса. На  снегу видны следы птиц.»
  3. игра «Кто больше?» (кто больше придумает слов с проверяемой безударной  гласной)
  4. запись  однокоренных слов ( с ударением в корне, приставке, суффиксе: чистый, вычистит, очищает)
  5. выбор проверочного слова:   соринка – сор - сорить;  пискливый – пищат- писк
  6. запись  нескольких  проверочных  слов: пять, пятый, пятёрка;  вред, вредно, вредить, вредитель.
  7. выписывание парами однокоренных  слов сначала с ударной гласной, а потом с безударной, сравнение их написания:

            Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец. Добрая слава дороже богатства.               Лень добра не делает.

Провожу я индивидуальную работу над ошибками в процессе изучения нового материала, его закрепления, а также после диктантов. Помогает мне в этом работа со словарём, помещённым в конце учебника. Вот некоторые  упражнения:

  1. найди слово с безударной  гласной в  корне  слова, подбери родственное, образуйте новое, составить предложение с ним.
  2. выберите слова с безударной гласной на тему «Птицы», «Школьные вещи», «Овощи» и др.
  3. выписать слова,  состоящие : из корня,, из корня и окончания …
  4. подобрать слова к схемам
  5. выписать из словаря слово  трактор и подобрать родственные слова разных частей речи

(тракторист, тракторный)

  1. найти 5-6 слов в словаре с безударной гласной ( о, е,  и, я ) в корне (можно не однокоренное)
  2. спишите слова, вставляя пропущенную  гласную р…сую, р…сование, зар…совка, нар…совал.

Эти и  многие другие упражнения помогают мне активизировать словарный запас детей  и улучшать грамотность.  Для индивидуальной работы над ошибками с 1 класса использую памятку «Мои ошибки». Для этого ученик в тетрадь записывает слово, в котором сделал ошибку, орфограмму выделяет зелёным цветом и наклеивает картинку. Итак поступает с каждым словом. Он понимает  смысловую сторону слова и запоминает  его образ. За первые два года  обучения в личной памятке у многих учащихся накапливается ряд слов, в которых были допущены ошибки.

В классе у доски или за партой работа  над ошибками продолжается под моим руководством и пор моим заданиям. Дома перед выполнением домашнего задания ученик записывает  все слова , в которых были допущены ошибки, и выделяет правильную букву.

По мере изучения орфограмм учу детей правильно работать над допущенной ошибкой.

Такую работу провожу до тех пор, пока не почувствую, что почти все дети могут самостоятельно её выполнить. Она помогает в повышении грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы над орфографическими ошибками

Работа над ошибками на уроках русского языка...

« Основы работы над орфографическими ошибками в начальных классах»

Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение...

"Приемы работы над орфографическими ошибками в изучении правописания".

Вырабoтка навыков грамoтного правoписания процесс длительный. Чтобы обучить детей уcпешно преодoлевать те или иные орфoграфические трудности, нужно cистематически и кропoтливо работать на протяжении м...

Приёмы работы над орфографическими ошибками.

Приёмы, которые будут способствовать на практике формировать грамотное письмо....

Работа над орфографическими ошибками

Работая в начальной школе на протяжении многих лет, я поняла, что достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь ежедневным упорным трудом, начиная с 1 класса. Но, на мой взгляд, насыщенной м...