Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ким Лия Ноевна

Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Настоящее время глагола36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: «Настоящее время глагола»

Цель: познакомить с изменением глаголов по временам; наблюдать образование и функционирование форм настоящего времени.

  • Предметные результаты:
  • Наблюдать за изменением глаголов по лицам в форме настоящего и будущего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение.
  • Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам.
  • Находить в тексте слово по заданному грамматическому признаку.
  • Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов.
  • Универсальные учебные действия:
  • Понимать информацию, представленную в виде схемы, использовать её при обосновании ответа и при решении практических задач.
  • Находить слова по заданному основанию. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
  • Личностные результаты:
  • Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.
  • Формировать способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Формы работы: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть1 (автор Иванов С. В. и др. ), карточки с групповыми заданиями, презентация.

                                                             Ход урока:

  1. Орг. момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

На уроке будьте старательны

Будьте спокойны и внимательны.

Пишите, не отставая,

Слушайте, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спешите перебивать.

  1. Минутка чистописания . 

Дети внимательно смотрят показ упражнения на интерактивной доске и старательно записывают значки в тетрадь.

  1. Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, какую часть речи мы с вами изучаем все последние уроки?

                                                 (глагол)

- Что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает?

- Приведите примеры  глаголов.

- Остальные свои знания о глаголе вы сможете показать, выполнив тест: «Что я знаю о глаголе?»

                 Тест «Что я знаю о глаголе?»  Выбери верное утверждение

  • Глагол – это часть речи.                                
  • Глагол – это часть слова.
  • Глагол обозначает предмет                                    
  • Глагол обозначает действие предмета
  • Вопросы глагола: что делать?...                      
  • Вопросы глагола:  какой? какая?...
  • В предложении  глагол обычно является сказуемым
  • В предложении  глагол является определением
  • Спряжение – это изменение по падежам
  • Спряжение – это изменение по лицам и числам
  • Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида
  • Не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются.
  • Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.
  • Начальная форма образуется с помощью суффиксов –ть, -чь, -ти

- Обменяйтесь листочками и проверьте работу своих товарищей.

          (Проводится взаимопроверка тестов и оценивание работ.)

  1. «Открытие» нового знания.

- Прочитайте  предложения, записанные на доске.

                              Я читаю книгу. Я читал книгу. Я буду читать книгу.

- Назовите глаголы.

- Запишите на листочке рядом со словом настоящее глагол, называющий действие, которое происходит сейчас; рядом со словом прошедшее – глагол, обозначающий действие, которое уже произошло; рядом со словом будущее – глагол, действие, которое произойдет.

Прошедшее                                  Настоящее                                     Будущее

- О чём мы  можем сказать: настоящее, прошедшее и будущее?

                                                          (Время)

- Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)

- Давайте обратимся к Толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

- Какие пословицы и поговорки со словом время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время. Время — деньги.)

- Но, как вы понимаете, сегодня у нас на уроке пойдет речь не о простом времени, а о времени глаголов.

- Сформулируйте тему урока.  (Время глаголов)

- Какие  задачи поставим перед собой на  этом уроке? (Узнать, что такое время глаголов? Как глаголы изменяются по временам? Как определить время глагола? и т.д.)

- Кто поможет  ответить на эти вопросы?  (Учебник)

   (Дети открывают учебник и читают рубрику «Секреты русского языка» на с. 152, после чего проводится беседа  о прочитанном.)

- Какого ключевого слова на хватает в схеме на доске? (Момент речи)

- Почему оно так важно при определении времени глагола?

- На что указывает глагол в форме настоящего времени?

- На что указывает глагол в форме прошедшего времени?

- На что указывает глагол  в форме будущего времени?

- Зададим вопросы к нашим глаголам: читаю – что делаю? читал – что делал? буду читать – что буду делать?

- Что же поможет вам определять время глагола? (вопросы)

                                                                          Физкультурная минутка.

          - Я назову вам глаголы, если это:

  • глагол настоящего времени – ходьба на месте;
  • глагол прошедшего времени – руки на пояс;
  • глагол будущего времени – подняться на носочки.
  1. Первичное закрепление «нового знания».
  • Выполнение  упр. 1, с. 152. Фронтально.

- На какой вопрос отвечали выписанные глаголы?

- В каком лице употреблены все эти глаголы? (В форме 3 лица, ед. ч. )

  • Работа с рубрикой «Давай подумаем» (Рубрика организует наблюдение за изменением глаголов по лицам в формах времени. Важно, чтобы ученики уяснили, что личное окончание является показателем настоящего и будущего времени)

Настоящее время: я гуляю, ты гуляешь, он гуляет.

Будущее время: я буду гулять, ты будешь гулять, он будет гулять.

Прошедшее время: я гулял, ты гулял, он гулял

- В форме какого времени глаголы не изменялись?

- Какой вывод можно из этого сделать? (В форме прошедшего времени глаголы по лицам не изменяются)

- Сравним наш вывод с правилом учебника на с.153.

  • Чтение правила.
  • Выполнение с комментированием упр. 2. Каждый глагол необходимо проанализировать.
  1. Наблюдение за невозможностью образования форм настоящего времени от глаголов совершенного вида.

- Образуйте формы настоящего времени от глаголов говорить, сказать, писать, написать.

- Какие глаголы не удалось поставить в форму настоящего времени?

- Как вы думаете, почему? ( Это глаголы совершенного вида)

- Какой вывод можно сделать?

Глаголы совершенного вида не могут иметь формы настоящего времени, так как сов. вид обозначает действие, которое в момент речи уже совершилось.

  • Работа в группах.  Подчеркнуть глаголы, от которых невозможно образовать форму настоящего времени.

1 гр. Принести, петь, лить, нарисовать, учить, заснуть.

2 гр. Написать, запретить, петь, учить, лить, купить.

3 гр. Заснуть,  победить, лить, петь, сбежать, учить.

4 гр. Учить, написать, петь, принести, полить, лить.

5 гр. Потратить, учить, лить, записать, петь, приготовить.

6 гр. Лить, заскрипеть, петь, взять, учить, срезать.

  1. Итог. Рефлексия.

- Закончите  предложения. «Блиц-опрос».

  • Глаголы  в форме настоящего времени указывают на то, что …
  • Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы…
  • В форме настоящего времени глаголы изменяются по … и ….
  • Формы настоящего времени не имеют глаголы… вида.

??? Заполнение памятки в группах