Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Зияева Виктория Рустамовна

Тип урока: открытие нового знания;

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить с тремя временными формами глагола;
  • знать временные формы глагола;
  • уметь изменять глаголы по временам;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление при определении с помощью наглядного материала;
  • развивать внимание при выполнении учебных заданий в рабочей тетради;
  • развивать способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 13.04.2022

Школа: МБОУ «СОШ №116»

Класс: 3-15

Урок: 1

Время: 14:00-14:40      Кабинет: 308

Студент: Зияева Виктория

Группа: 46

Учитель: Бойко Светлана Ивановна

 

Тема: «Времена глаголов»

Тип урока: открытие нового знания;

 

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.

 

Задачи урока

 

Дидактические:

  • познакомить с тремя временными формами глагола;
  • знать временные формы глагола;
  • уметь изменять глаголы по временам;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление при определении с помощью наглядного материала;
  • развивать внимание при выполнении учебных заданий в рабочей тетради;
  • развивать способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику;

Оборудование: учебник русского языка: 3 класс 2 часть, УМК «Школа Россия», проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивноеоборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Приветствует учащихся;

2. Проверяет готовность учащихся к уроку;

- Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу!

- Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать!

1. Приветствуют учителя;

2. Показывают готовность к уроку;

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический: заполнение кластера; Словесный: учебный диалог; Проблемный: выполнение пробного задания, анализ материала

1. Учитель организует работу по изученной орфограмме.

2. Ставит проблемную ситуацию.

- Посмотрите на слова. Что в них общего?

- Верно. Запишите эти слова, подбирая проверочные слова. Выделите орфограмму.

Закр_пить, накл_ниться, прич_сать, ст_рожить, ж...мчужина.

- Послушайте стихотворение

Рыженький котик сидеть на окошке

И увидеть он знакомую кошку.

Он ей песню спеть,

А потом поесть.

Вот теперь сидеть

И в окно глядеть.

Кисонька мурлыкать,

Кота к себе кликать:

Пойдем, котичек, на улицу гулять,

Курочек соседских попугать.

- Почему вам было смешно?

- Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно. О чём я говорю? Что это такое? Как вы это понимаете?

1. Выполняют задания.

2. Участвуют диалоге.

- Безударная гласная в корне.

- Крепкий, наклон, причёска, сторож, жемчуг.

- Неправильно написаны глаголы.

Часы, дни, времена года, сутки

- О времени.

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог;

Учитель ставит проблемную ситуацию.

Помогает сформулировать тему урока, цель и план.

 

- О чем мы будем говорить сегодня?

- Наша сегодняшняя тема «Времена глагола»

- Какую цель поставим перед собой?

- Будем определять время глаголов, будем тренироваться изменять глаголы по временам, правильно употреблять глаголы в речи

Выполняют задания.

Формулируют тему, цель и составляют план.

- О времени глаголов.

- Изучить понятие «Время» и виды времени глагола. Научиться определять время у глаголов.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Презентация

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: учебный диалог;

Словесный: беседа;

Иллюстративный метод

Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос.

Практический: упражнение

- Поднимите руку и скажите мне, что вы делаете сейчас. Найдите глагол, который обозначают действие, происходящее сейчас, в настоящий момент говорения.

- Поставьте вопрос к глаголу. Предположите, как будет называться форма времени этого глагола? Записывается над глаголом – наст. вр.

- Что вы делали вчера, когда пришли со школы. Назовите глагол, который обозначает действие, которое уже произошло или происходили до момента речи. Какой вопрос можно задать? Предположите, как будет называться форма времени этого глагола?

- Записывается над глаголом – прош. вр.

- Что ты будешь делать сегодня вечером? Какой глагол называет действие, которое еще не произошло, а произойдет в будущем, после момента речи? Как будет называться форма времени этого глагола? (буд. вр. – записывается над глаголом).

- Какие вопросы вы видите на доске?

- В русском языке у глаголов 3 времени: настоящее время, прошедшее время и будущее время. Как вы думаете, на какой вопрос будут отвечать глаголы в настоящем времени? В прошедшем времени? В будущем времени?

- Какие формы времени вы открыли?

-Как проверить наши предположения?

- Откройте учебник на стр. 112, Прочитайте правило.

- Назовите времена глаголов.

- На какие вопросы отвечает глагол настоящего времени? Что обозначает?

-  На какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени? Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает глагол будущего времени? Что обозначает?

- Сидит (что делает?).

- Настоящее время.

- Играл (что делал?)

- Прошедшее время.

- Рисовать. (что буду делать?)

- Будущее время.

- Что делал? Что делаю? Что буду делать?

- Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов

- Что делает? Что делают? Действие происходит сейчас.

- Что сделал? Что сделала? Действие произошло уже .

- Скоро закончится урок. Что сделает? Действие произойдет позже, в будущем

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Учебная презентация

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

Ф

Практические: выполнение заданий

Словесные: беседа, учебный диалог,

Практический: упражнение

- Выполним упражнение 196.

Выпишите из упр. 195 три предложения в таком порядке: 1) с глаголом в настоящем времени; 2) с глаголом в прошедшем времени; 3) с глаголом в будущем времени. Укажите время глаголов так: наст. вр.; прош. вр.; буд. вр.

- Посмотрите на упражнение 195.

- В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в настоящем времени, в момент речи? Поставьте вопросы к этим глаголам.

- В каких предложениях глаголы называют действия, которые произошли или происходили до момента речи, в прошедшем времени? Поставьте к ним вопросы.

- В каких предложениях глаголы называют действия, которые еще не произошли, но произойдут скоро, в будущем времени, после момента речи? Поставьте вопросы к этим глаголам.

                     наст.вр.
1) Ярче греет солнце.
         прош.вр.
2) Кончились вьюги и метели.
        буд.вр.
3) Расцветет душистая сирень.

Греет (что делает?), набухают (что делают?), летят (что делают?).

Кончились (что сделали?), прилетели (что сделали?), растаял (что сделал?).

азеленеет (что сделает?), расцветет (что сделает?), будет звенеть (что делать?).

П: уметь работать с открытым знанием;

 П: уметь определять время глаголов

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практические: метод решения грамматико-орфографических задач

Наглядный: проверка по эталону

- Образуйте от данных существительных глаголы трех времен.

- Найдите лишний глагол.

Встречает

Празднует

Отвечал

Трещит

Поскрипывал

Визжал

Жужжит

Пролетал

Прочитает

Засмеется

Оживет

Удивил

Вытащила

Рассказала

Одевает

Уточнила

- Проверим ваши ответы.

Крик – кричал – кричит – будет кричать.

Свет – светил – светит – будет светить.

Зелень – зеленел – зеленеет – будет зеленеть.

Шаг – шагал – шагает – будет шагать.

- Отвечал

- Жужжит

- Удивил

- Одевает

М: уметь проводить самоанализ;

П: уметь правильно определять число глаголов

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные: учебный диалог

Практический: упражнение

- Упражнение 198. Прочитайте стихотворения.

- Назовите тему этих стихотворений.

- Найдите глаголы. Определите их время. Для того, чтобы определить времена глаголов, нужно задать к ним вопрос.

- В каком стихотворении все глаголы употреблены в будущем времени? Докажите.

- Общая тема стихотворений: весна.

- (Что делает?) тает, (что делают?) бегут, (что сделало?) повеяло, (что сделают?) засвищут, (что сделает?) оденется, (что сделает?) оденет, (что будут делать?) играть, (что будут делать?) бегать.

- Во втором стихотворении.

Сады (что делает?) оденет в ярком цвете;

(что будут делать?) Играть и (что будут делать?) бегать по садам.

П: уметь составлять диалог

М: контроль, коррекция, оценка (Р)

Учебник,

Рабочая тетрадь

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф, И

Словесные: беседа, анализ

- Что нового узнали на уроке?

-Какую цель мы ставили перед собой? Как вы считаете, мы достигли её?

- Ответьте + или - .

1) Глагол изменяется по временам и числам.

2) Глагол «читает» стоит в прошедшем времени.

3) Глагол «пробежит» стоит в будущем времени.

4) Глаголы думал и писал стоят в одном времени.

5) На вопрос что делает? отвечают глаголы настоящего времени, множественного числа.

+

-

+

+

-

М: рефлексия способов и условий действия (П);

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. 1 класс. "Школа России" "Письмо строчной и заглавной буквы В, в"

Данный урок содержит  алгоритм организации уроков русского языка в период обучения грамоте....

"Технологическая карта урока русского языка 2 класс школа России ФГОС

технологическая карта составлена в соответствии по ФГОС, используется работа в парах. по группам с разичными заданиями, рефлексия урока....

технологическая карта урока русского языка 1 класс школа России

технологическая карта урока русского языка (письмо) в 1 классе по теме "Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами." УМК Школа России....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России» Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Технологическая карта урока русского языка   3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»  Тема:  Корень слова. Однокоренные слова....

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...