Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Меньшова Вера Евгеньевна

Именительный и винительный падежи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imenitelnyy_i_vinitelnyy_padezhi.docx35 КБ

Предварительный просмотр:


ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления со способом отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения; совершенствовать умение различать именительный и винительный падежи; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся со способом отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения; научатся различать именительный и винительный падежи; изменять имена существительные по падежам; разбирать предложение по членам; выполнять морфологический разбор слова; определять склонение и падеж выделенных имен существительных

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться

к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения

Личностные
результаты

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний, необходимых.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник).

Минутка чистописания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте задание 135. Прочитайте правильные ответы.

– Назовите выделенные неизменяемые имена существительные.

– Объясните написание окончаний в именах существительных.

– Прочитайте отрывок стихотворения Саши Черного из упражнения 183. Объясните, почему окончания в выделенных именах существительных надо проверять. Докажите, что вы правильно записали эти окончания.

Проводит минутку чистописания.

– Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы. Первая буква является суффиксом в слове «отметка». Какая это буква? (Буква «к».)

– Вторая буква – окончание в существительном «отметка», употребленном в именительном падеже. Какая это буква? (Буква «а».)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают пропущенные слова. Объясняют написание безударных падежных окончаний имен существительных. Определяют склонение, падеж имен существительных.

(См. РМ, Приложение 2.)

Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания, слово «отметка» в падежных формах.

Ка Ку Ак Ау Ук Уа

кау куа уак ука аку аук

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять

актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Третья буква – окончание в существительном «отметка», употребленном в винительном падеже. Какая это буква? (Буква «у».)

– Напишите данный ряд букв в указанном порядке:

– Запишите формы имени существительного «отметка» в порядке склонения.

Отметка, у отметки, по отметке, про отметку, отметкой, об отметке.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Прочитайте ребусы. Назовите данные предметы одним словом.

100Л

100,УЛ

стол

стул

(См. РМ, Приложение 3.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «мебель»

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Д

М

Е

Б

Е

Л

Ь

Р

Е

В

О

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения с этим словом

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке будем учиться различать именительный и винительный падежи

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу


Продолжение табл.

1

2

3

4

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 185)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте. Вспомните по таблице признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного.

– В каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах одинаковые, а у каких – разные?

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике.

– В именительном падеже имя существительное употребляется без предлогов и является подлежащим. В винительном падеже имя существительное употребляется с предлогами и является второстепенным членом.

– У существительных 2-го и 3-го склонения в именительном и винительном падежах окончания одинаковые

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Строить монологические высказывания

V. Первичное закрепление знаний.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 186).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте отрывок из стихотворения И. Никитина. Какими членами предложения являются выделенные имена существительные? Определите их падеж. Объясните свой ответ.

– Выберите любое четверостишие и запишите его по памяти. Проверьте себя.

Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Определяют падеж имен существительных.

Выполняют морфологический разбор слова по заданию. (См. РМ, Приложение 4.)

Определяют, что падежные окончания имен существительных 2-го и 3-го склонения в именительном и винительном падежах не различаются.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей

и условиями ее реализации. Осуществлять контроль

по результату

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 187)

– Прочитайте. Спишите первые два предложения. Чем они интересны?

– Разберите предложения по членам. Как вы определили падеж имен существительных в этих предложениях?

Записывают предложения. Разбирают их по членам предложения.


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Определите склонение и падеж выделенных имен существительных.

– Различаются ли падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в именительном и винительном падежах?

Определяют склонение и падеж выделенных имен существительных.

Выполняют морфологический разбор слова по заданию. (См. РМ, Приложение 4.)

VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 188).

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Составьте два предложения, употребив в них одно из данных имен существительных сначала

в форме именительного падежа, затем в форме винительного падежа. Запишите предложения.

– Подчеркните главные члены предложения. Укажите падеж имен существительных.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Записывают предложения. Подчеркивают в предложениях главные члены. Указывают падеж имен существительных.

На праздничную площадь (В. п.) вышли люди. Перед нашим взором предстает нарядно украшенная площадь (И. п.)

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 189).

– Прочитайте. Спишите, ставя имена существительные из скобок в винительном падеже.

– Укажите падеж имен существительных, выделите окончания, подчеркните предлоги.

– Составьте предложение с любым сочетанием слов, подчеркните главные члены предложения.

Записывают, раскрывают скобки.

Составляют предложение с любым сочетанием слов, подчеркивают главные члены предложения.

Дедушка воткнул лопату в землю.

(См. РМ, Приложение 5.)


Продолжение табл.

1

2

3

4

Работа в тет-

ради (зада-

ние 136)

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте. Составьте из данных слов два предложения: в первом выделенное имя существительное употребите в именительном падеже, а во втором – в винительном падеже. Запишите предложения

Выполняют задание в рабочей тетради.

Записывают предложения.

На огромный тополь (В. п.) опустилась стайка воробьев. На берегу озера стоял тополь (И. п.).

Адекватно использовать речевые сред-

ства для реше-

ния различных

коммуникативных задач

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какое задание оказалось для вас самым сложным? Почему?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– Достигли мы намеченной цели? Я попрошу вас ответить мне на этот вопрос с помощью сигнальных карточек: если считаете, что научились распознавать именительный и винительный падежи, то поднимите карточку, которая «улыбается»; не уверены в своих знаниях – карточку с «нейтральными эмоциями», а если вы материал не поняли – «грустную карточку»

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Показывают с помощью карточек, считают ли они, что достигли цели, то есть научились распознавать именительный и винительный падежи

Делать выводы, извлекать информацию
из различных источников. Аргументировать свою позицию. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности


Окончание табл.

1

2

3

4

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 137 в рабочей тетради, упражнение 190 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...

Технологическая карта урока "Русский язык". Школа России

Данный урок по русскому языку направлен на формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.Осознание значимости изучаемого материала, умения выделять главное в...

Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "

Технологическая карта урока русского языка «Школа России»  "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Язык и речь. Текст", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для обобщения знаний по теме «Язык и речь. Текст»Задачи урокаДидактические:1. Обобщить знания и закрепить умения учащихся по теме &laq...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...