Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Именительный и винительный падежи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imenitelnyy_i_vinitelnyy_padezhi.docx | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ
Тип урока | Освоение нового материала |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления со способом отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения; совершенствовать умение различать именительный и винительный падежи; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся со способом отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения; научатся различать именительный и винительный падежи; изменять имена существительные по падежам; разбирать предложение по членам; выполнять морфологический разбор слова; определять склонение и падеж выделенных имен существительных |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения |
Личностные | Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
II. Актуализация знаний, необходимых. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник). Минутка чистописания. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте задание 135. Прочитайте правильные ответы. – Назовите выделенные неизменяемые имена существительные. – Объясните написание окончаний в именах существительных. – Прочитайте отрывок стихотворения Саши Черного из упражнения 183. Объясните, почему окончания в выделенных именах существительных надо проверять. Докажите, что вы правильно записали эти окончания. Проводит минутку чистописания. – Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы. Первая буква является суффиксом в слове «отметка». Какая это буква? (Буква «к».) – Вторая буква – окончание в существительном «отметка», употребленном в именительном падеже. Какая это буква? (Буква «а».) | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают пропущенные слова. Объясняют написание безударных падежных окончаний имен существительных. Определяют склонение, падеж имен существительных. (См. РМ, Приложение 2.) Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания, слово «отметка» в падежных формах. Ка Ку Ак Ау Ук Уа кау куа уак ука аку аук | Выделять существенную информацию актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражне- ние 185) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте. Вспомните по таблице признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного. – В каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах одинаковые, а у каких – разные? | Выводят языковые закономерности, лежащие в ос- нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. – В именительном падеже имя существительное употребляется без предлогов и является подлежащим. В винительном падеже имя существительное употребляется с предлогами и является второстепенным членом. – У существительных 2-го и 3-го склонения в именительном и винительном падежах окончания одинаковые | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Строить монологические высказывания |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 186). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте отрывок из стихотворения И. Никитина. Какими членами предложения являются выделенные имена существительные? Определите их падеж. Объясните свой ответ. – Выберите любое четверостишие и запишите его по памяти. Проверьте себя. | Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Определяют падеж имен существительных. Выполняют морфологический разбор слова по заданию. (См. РМ, Приложение 4.) Определяют, что падежные окончания имен существительных 2-го и 3-го склонения в именительном и винительном падежах не различаются. | Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Планировать свое действие в соответствии и условиями ее реализации. Осуществлять контроль по результату |
Работа по учебнику (упражне- ние 187) | – Прочитайте. Спишите первые два предложения. Чем они интересны? – Разберите предложения по членам. Как вы определили падеж имен существительных в этих предложениях? | Записывают предложения. Разбирают их по членам предложения. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Определите склонение и падеж выделенных имен существительных. – Различаются ли падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в именительном и винительном падежах? | Определяют склонение и падеж выделенных имен существительных. Выполняют морфологический разбор слова по заданию. (См. РМ, Приложение 4.) | ||
VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений. Работа по учебнику (упражне- ние 188). | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Составьте два предложения, употребив в них одно из данных имен существительных сначала в форме именительного падежа, затем в форме винительного падежа. Запишите предложения. – Подчеркните главные члены предложения. Укажите падеж имен существительных. | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Записывают предложения. Подчеркивают в предложениях главные члены. Указывают падеж имен существительных. На праздничную площадь (В. п.) вышли люди. Перед нашим взором предстает нарядно украшенная площадь (И. п.) | Понимать |
Работа по учебнику (упражне- ние 189). | – Прочитайте. Спишите, ставя имена существительные из скобок в винительном падеже. – Укажите падеж имен существительных, выделите окончания, подчеркните предлоги. – Составьте предложение с любым сочетанием слов, подчеркните главные члены предложения. | Записывают, раскрывают скобки. Составляют предложение с любым сочетанием слов, подчеркивают главные члены предложения. Дедушка воткнул лопату в землю. (См. РМ, Приложение 5.) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Работа в тет- ради (зада- ние 136) | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Составьте из данных слов два предложения: в первом выделенное имя существительное употребите в именительном падеже, а во втором – в винительном падеже. Запишите предложения | Выполняют задание в рабочей тетради. Записывают предложения. На огромный тополь (В. п.) опустилась стайка воробьев. На берегу озера стоял тополь (И. п.). | Адекватно использовать речевые сред- ства для реше- ния различных коммуникативных задач |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какое задание оказалось для вас самым сложным? Почему? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – Достигли мы намеченной цели? Я попрошу вас ответить мне на этот вопрос с помощью сигнальных карточек: если считаете, что научились распознавать именительный и винительный падежи, то поднимите карточку, которая «улыбается»; не уверены в своих знаниях – карточку с «нейтральными эмоциями», а если вы материал не поняли – «грустную карточку» | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. Показывают с помощью карточек, считают ли они, что достигли цели, то есть научились распознавать именительный и винительный падежи | Делать выводы, извлекать информацию |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 137 в рабочей тетради, упражнение 190 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...
Технологическая карта урока "Русский язык". Школа России
Данный урок по русскому языку направлен на формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.Осознание значимости изучаемого материала, умения выделять главное в...
Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "
Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "...
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...
Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Язык и речь. Текст", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для обобщения знаний по теме «Язык и речь. Текст»Задачи урокаДидактические:1. Обобщить знания и закрепить умения учащихся по теме &laq...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...