Технологическая карта урока русского языка "Правописание глаголов в прошедшем времени" УМК: «Школа России» учебник русского языка 4 класс 2 часть
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цель урока: формирование понятий о правописании глаголов в прошедшем времени.

Планируемые результаты: 

Предметные:

1) учитьсяприменять правила правописания глаголов прошедшего  на письме;

2)учиться определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем ибудущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе);

3) учиться изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);

4) учиться проводить разбор глагола как части речи.

Личностные:

1)способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;

2)проводить самооценку своих действий;

3) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:  30.01.2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс:

Урок: 1

Время: 14:50 – 15:30  Кабинет: 214        

Студент: Резевич А.М

Группа: 35

Учитель: Ходыкина М.Ю

Методист: Кошкарова Л.С

Тема урока « Правописание глаголов в прошедшем времени»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование понятий о правописании глаголов в прошедшем времени.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формирование у учащихся понятий о правописании гласных перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени;

2)учить определятьграмматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем ибудущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе);

3)учить изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);

4)учить проводить разбор глагола как части речи.

Предметные:

1) учитьсяприменять правила правописания глаголов прошедшего  на письме

2)учиться определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем ибудущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе);

3) учиться изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);

4) учиться проводить разбор глагола как части речи.

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1)способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;

2)проводить самооценку своих действий;

3) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать доброе, бережное отношение к близким людям, формировать нравственные убеждения.

УМК: «Школа России» учебник русского языка 4 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Канакина В.П

        

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб.деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

1. Приветствует обучающихся.

2.Настраиваетклассна продуктивнуюдеятельность.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Михайловна, и сегодня я проведу у вас урок

Русского языка

-Посмотрите на слайд, на нем высказывание А.И Куприна о русском языке, прочтите  его.

-Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен (А.И.Куприн)

-как вы его понимаете?

-да, давайте изучать русский язык, чтобы наша речь была богаче и выразительнее.

- На ваших партах лежат листы самооценки, которые вы будете заполнять во время урока. На каждом этапе рисуйте смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Слайд 1-2

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Актуализируетопытобучающихся,подготавливаеткизучениюновогоматериала.

2. Обеспечиваетмотивациюкизучениюматериаланеобходимогодля«открытияновогознания».

- Чтобы связать в логическую цепь все ваши знания, мы попробуем составить кластер «Глагол» виде куста

- Что вы знаете о глаголе?

-что обозначает?на какие вопросы он отвечает?

-есть ли у него время, род, число?

-есть ли у глагола лицо?

-а вид? Какой вид есть у глагола?

-что еще не назвали?

-молодцы! Посмотрите, какой пышный куст у нас получился

1.Высказываютпредположенияидоказываютсвою точкузрения.

-действие предмета, что делать? Что сделать?

-да

-да

- Совершенный и несовершенный

-спряжение

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Слайд 3

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод: беседа, подводящий диалог, формулировка темы урока, формулировка целей урока, определение лана деятельности

1.Постановка целей и формирование темы совместно с учениками.

-Запишите сегодняшнее число классная работа

-Посмотрите на слайд. Что вы видите?

Гореть – горел - горела - горело

Желать – желал - желала - желало

Сверкать – сверкал - сверкала – сверкало

- Запишите себе в тетрадь эти глаголы и поставьте их в женский, мужской и средней род прошедшего времени. Двое выходят выполнять это задание на доске.

- Что объединяет эти слова?

- На какой вопрос они отвечают?

Прочитайте оставшиеся слова,  что у них общего?  

- Итак, как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Какую цель мы поставим на урок, что мы сегодня узнаем?

Узнаем…

- Молодцы!

-Посмотрите на слайд, на нем вы видите план урока, но его пункты перепутались, составьте их в правильной последовательности

План

1. Постановка темы и задач урока

2. Работа с правилом правописания глаголов в прошедшем времени

3.Составление алгоритма.

4. Работа по алгоритму.

5. Выполнение самостоятельной работы

6. Подведение итогов

-Молодцы, мы с вами выполнили первый пункт плана, нарисуйте  смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием

-Молодцы!

Постановка целей и формирование темы совместно с учителем

-Глаголы.  

-Глаголы неопределённой формы.

- Что делать?

- Глаголы прошедшего времени.

- Тема урока «Правописание глаголов в прошедшем времени».

- Узнаем, как пишутся глаголы прошедшего времени.

: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

:сказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели

 Слайд 4-6

Слайд 7

«Открытие»

открытие

детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф.П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический(работа с учебником)

1. Организовываетработуобучающихся.

- Чем отличаются глаголы в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени?      

– На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

- Какую отличительную особенность большинства глаголов прошедшего времени вы знаете?

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

– Что именно указывает на изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по    родам?

–  Что вы можете определить у глаголов пр.вр. ед.ч.?

- Запишите в тетрадь глаголы, которые  отвечают на вопрос

что делал?    что делала?              что делало?

горел             горела                        горело

желал              желала                 желало

сверкал           сверкала              сверкало

- Выделите окончание

- Что вы заметили?

- Назовите родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

- Как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему?  

- Какой вывод мы можем сделать?

-Правильно, глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

-– Подчеркните суффиксы, находящиеся перед суффиксом – л глаголов прошедшего времени, и суффиксы, находящиеся перед окончанием в неопределенной форме.

– Сравните в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы между собой. Какой можете сделать вывод о написании суффикса глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л?

- У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л пишется тот же суффикс, что и перед -ть в начальной форме.

-Определите, какой суффикс надо писать в глаголе таял?

Таял – глагол прошедшего времени. Чтобы узнать какой в нем пишется суффикс перед -л, надо образовать начальную форму – таять. В начальной форме перед -ть пишется “я”.

-посмотрите на слайд и запишите запись к себе в тетрадь.

 Значит, в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л надо писать суффикс -я.

-А теперь давайте составим алгоритм к этому правилу

Алгоритм

1. Для того, чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом – л в глаголах прошедшего времени, нужно образовать неопределенную форму, соответствующую данному глаголу.

Что дальше?

2. Какое действие следует осуществить с неопределенной формой глагола?

– Выяснить, какой суффикс стоит перед -ть.

– Что можно сделать после этого?

3. В глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л надо написать тот суффикс, который стоит в неопределенной форме перед -ть.

Алгоритм

1.Образовать неопределенную форму глагола

2.Выяснить какой суффикс стоит перед –ть

3.Пишем тот суффикс , который стоит в неопределенной форме перед –ть

-Молодцы, сейчас один ученик выходит к доске и объясняет по алгоритму, написание суффикса в слове веял, остальные в тетрадях

-молодцы! мы с вами выполнили еще один пункт плана, нарисуйте  смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием

1.Анализируют учебный материал, организуют поискрешения,определяютспособыпредставлениярезультата.

-Обозначают действие, которое уже совершено.

- Что сделал? Что сделала? Что сделали?

- Суффикс «л».

- По числам, в единственном числе по родам.

- Изменение окончаний в зависимости от рода.

- Можем определить род.

- Глаголы прошедшего времени изменяются по родам, при этом меняется их окончание.

- Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленностьи настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

 Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф.П

Словесные методы( беседа)

Практический(работа с учебником)

Внешний контроль

1.Организуетработуобучающихсяпопервичномузакреплению полученных знаний.

-Сейчас вы поработайте в парах, на ваших партах лежат карточки, ваша задача дополнить ее недостающими глаголами.

-посмотрите на слайд, на нем образец выполнения задания. Разберем первую строку слово читал,как запишем этот же глагол в женском роде в прошедшем времени? А как будет в среднем?

-молодцы, приступайте к работе.

-Итак, давайте проверим, как вы выполнили задание.

-прочитайте первую строчку

М.р

Ж.р

Ср.р

читал

читала

читало

писал

писала

писало

светил

светила

светило

летел

летела

летело

приехал

приехала

приехало

-молодцы, вы отлично справились с заданием!

-Откройте учебник на стр 108 упражнение 221, прочтите его

-посмотрите на слайд, на нем образец выполнения задания

-Один работает у доски остальные в тетрадях

Облако проплыло.
Сирень цвела.
Такси подъехало.
Помидоры покраснели.
Картофель сварил☐ся.
Самолёт взлетел☐.
Пшеница поспела.
Мышь пробежала.
Телефон зазвонил☐.
Радио заговорило.

-давайте выполним проверку
Белое облако медленно плыло над лесом.

-Правильно, молодцы!Мы с вами выполнили еще один пункт плана, нарисуйте  смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием

-А теперь давайте немного отдохнем, вставайте

Физминутка

  1. Отвечают на вопросы учителя.

П: умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Слайд 12

Слайд 12

Слайд 13

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (Практические методы (работа скарточками)

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.

2.Контролирует работу.

-Сейчас  я раздам вам карточки с заданием, ваша задача образовать от данных слов глаголы прошедшего времени единственного и множественного  числа, а так же выделить суффикс и окончание.

-После его выполнения вы поменяетесь тестами и проведете взаимопроверку. Первые пять человек, которые выполнят тест быстрее всех, подходят ко мне, я поставлю отметки.

-посмотрите на слайд на нем образец выполнения задания

Задание

Образуйте глаголы прошедшего времени единственного и множественного чисел. Выделите суффикс и окончание

Писать, рисовать, пасти, смотреть, нести, ходить, таять, чистить, пачкать,видеть, ездить.

-Молодцы, мы с вами выполнили еще один пункт плана, нарисуйте  смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием

  1. Выполняют самостоятельную работу.

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Слайд 15-16

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесные методы (беседа)

Практический(работа с учебником)

Внешний контроль

-посмотрите на слайд, запишите глаголы в столбик, а через черточку напишите время, род и число

-на слайде вы можете увидеть образ выполнения задания.

-потекли

-шуршал

-шумело

-начинала

-происходить

-давайте проверим это задание

-Молодцы, мы с вами выполнили еще один пункт плана, нарисуйте  смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Слайд 17-19

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

Организуетподведениеитогаурока,рефлексию,оценкурезультатовдеятельности обучающихся.

Итак, давайте вспомним тему и цель нашего урока

-посмотрите на план урока, все ли пункты мы выполнили?

-Так, а теперь посмотрите на свои лист самооценки  и поднимите руки те у кого все смайлики зеленые, а теперь у кого есть хотя бы один жёлтый смайлик, а теперь те у кого есть красный.

 -Отлично! Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все молодцы, но некоторым из вас я поставила оценки

 Спасибо за работу, урок окончен. До свидания!

Определяютуровень работы класса при групповой работе.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" 3 класс "Школа России"

Цели данного урока:Обучающие:1. Изучить новое понятие «время глагола», рассмотреть особенности образования каждой временной формы. Познакомить учащихся с изменением глаголов2.Продолжить работу по форм...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол.Признаки глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: совершенствование умений и способов действий по определению грамматических признаков глаголовЗадачи: Дидактические: 1) совершенствовать умение распознавать глаголы среди других ч...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Признаки глагола" (УМК "Школа России, 2 класс)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление знаний о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.Задачи урока:Дидактические:Продолжить знакомиться с глаголом как ч...

Технологическая карта урока русского языка «Словообразовавние глаголов» (УМК «Начальная школа XXI века» 4 класс, 2 часть).

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление усвоенных знаний о словообразовании глаголов.  Задачи урока: Дидактические:1. Совершенствовать умение определять способы словообразования гла...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русский язык "Имена прилагательные в загадках" (УМК: «Школа России» русский язык 3 класс 2 часть. )

Цель урока: обобщение знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное» в процессе создания проекта «Имена прилагательное в загадках».Планируемые результаты:Предметные:1)...

Конспект урока русский язык "Обобщение знаний. Глагол" (УМК: «Школа России» учебник русский язык 3 класс 2 часть. Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г.)

Цель урока: обобщение знаний обучающихся по темеПланируемые результаты:Предметные:1) уметь определять число, время, род глаголов в прошедшем времени;2) уметь обозначать орфограмму, применять...