Технологическая карта урока русского языка. 1 класс. "Школа России" "Письмо строчной и заглавной буквы В, в"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Полятыкина  Людмила Николаевна

Данный урок содержит  алгоритм организации уроков русского языка в период обучения грамоте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе,

Учитель начальных классов Полятыкина Людмила Николаевна

Тема «Письмо строчной  и заглавной букв В, в»

Цель:

  • формировать ценностное отношение  к совместной учебно-познавательной деятельности по определению способа действий для правильного написания строчной буквы в в ходе парной, групповой, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя.

Задачи:

– формируем умение выделять звук в слове;

– формируем умение учиться находить слова с заданным звуком;

– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

формируем умение анализировать образец написания букв;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв.

Применяемые  технологии

Здоровьесберегающая

Технология проблемного диалога

Предполагаемые результаты урока:

Личностные (ЛР):

  • самоопределение (познавательная инициатива открытия нового знания (умения);
  • смыслообразование (ценностное отношение к умению писать правильно и красиво строчную и заглавную  буквы В,  в).

Метапредметные (МПР):

Познавательные

  •  ориентироваться в учебной тетради: находить нужную страницу к теме урока, страницы с образцом письма букв под счёт, «ключ» к конструированию письменных букв;
  • ориентироваться на странице темы урока: видеть рабочую строку, точку начала письма, находить задание;
  • -осуществлять анализ буквы, выделение элементов;
  • осуществлять сравнение букв, находить общие элементы;
  • использовать знаково-символические модели (выбирать необходимые элементы и конструировать букву).

Регулятивные

  • принимать и сохранять учебную задачу,
  •  ставить цель под руководством учителя (Учебная задача - научиться красиво и правильно писать строчную  и заглавную буквы В, в);
  • планировать действия в соответствии с поставленной  учебной задачей;
  • работать по алгоритму написания буквы, списывания слов со строчной и заглавной буквами В, в;
  • осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, самооценку, взаимооценку.

Коммуникативные

  • строить понятные высказывания; 
  • взаимодействовать с соседом по парте, в минигруппе: распределять работу между собой и соседом, выполнять  свою часть  работы, выполнять взаимоконтроль, взаимооценку.

Предметные (ПР):

  • писать строчную и заглавную  буквы В, в
  • ;употреблять строчную и заглавную  буквы В, в  для написания слов.

План урока

Этап урока

/учебная ситуация

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающегося

1.

Организационное начало урока

Организация внимания детей.

Учитель спросит - надо встать

Когда он сесть позволит – сядь

Ответить хочешь – не шуми

А только руку подними

2. Самоопределение к деятельности

Формальная готовность к уроку.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка.

Формирование и развитие ценностного отношения  к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке

Организую ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Управляю ситуацией самооценки.

-Ребята, сейчас урок письма. Вам необходима пропись, шпагат для моделирования букв, пенал. Проверьте и оцените свою готовность.

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-эмоциональный настрой на урок.

Показывают знак  о своей готовности

(поднятая рука)

3. Актуализация знаний, мотивация

Воспроизведенные знания и способы действия.

Осознание необходимости получения новых знаний

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний

Определение границ знания и незнания

Организую ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний.

- Откройте тетрадь по закладке. ?

Переложите закладку на следующую страницу.

Организую ситуацию практического затруднения для определения границ знания - незнания, умения - неумения.

-Ребята, прочитайте слова (рис, Рита, Вова, астра, нос, Нина, лови). На какие две группы можно разделить? Как вы считаете, сможете ли вы все слова  уверенно красиво и правильно написать? Почему?

Находят страницу по закладке, рассматривают, слушают, отвечают на вопросы.

-Мы научились писать строчные и заглавные буквы Р,р, слова с этими буквами.

 

-Выполняют задание, рассматривают страницу.

Читают слова. Делят на две группы имена собственные и нарицательные. Формулируют свое затруднение (неумение правильно писать заглавную и строчную  буквы В,в)

4. Постановка учебной задачи

Сформулированная и зафиксированная с помощью модели учебная задача и тема урока.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

-Какая тема нашего урока? (выслушиваю несколько мнений, спрашиваю о согласии с удачным мнением)

Фиксирую тему урока (прикрепляю готовую карточку с заглавной  и строчной буквами В,в)

Организую ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы.

- В таком случае, какая перед вами цель? Чему нужно научиться? 

-Я согласна с вами, необходимо научиться красиво  и правильно писать заглавную и строчную буквы В, в.

Фиксирую учебную задачу (указываю на таблице с темой урока образец написания письменной заглавной и строчной букв В, в)

- Будет ли полезным новое знание (умение)?

-В чём ценность (польза) нового знания и умения?

-Предлагаю спланировать нашу деятельность для того, чтобы достичь цели урока.

-Рассмотрите страницу  прописей,  составьте план действий.

Предлагаю обсудить формы работы

-Какие задания можно выполнить в парах, а какие – всем вместе, а какие в группе?

Предлагаю обсудить критерии.

-Что мы будем оценивать в течение урока?

- Что значит «правильность»?

-Что значит «аккуратно?»

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики

Высказываются, слушают друг друга, реагируют на высказывания условными знаками .

-Тема урока «Строчная и заглавная буквы В, в»

Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.

-Я не уверен, что могу красиво и правильно написать имена, потому что правильно писать заглавную и строчную буквы В,в   я еще не учился.

С помощью учителя формулируют и фиксируют учебную задачу.

-Наша цель: научиться красиво  и правильно писать заглавную  и строчную буквы В,в.

-Если научимся писать заглавную  и строчную буквы В, в, то  сможем писать разные слова,  имена, начало предложения.

-Сможем написать   слова.

Сможем писать разные имена и фамилии с заглавной буквой В.

Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый  ранее опыт

1шаг. Мы выполним  конструирование буквы, выбрав нужные элементы.

2шаг. Будем учиться писать в рабочей строке букву, слова.

3шаг. Поработаем с моделью текста. Составим рассказ по иллюстрации.

4 шаг. Подумаем и выполним зашифрованное  задание.

-Давайте в группах будем выбирать элементы и конструировать букву.

-Все вместе напишем букву под счет. В парах  составим по модели текста рассказ.

-Мы будем оценивать правильность и аккуратность написания.

- Сверить с образцом.

-Это значит «Как красиво! Как хорошо!»

 

5

. Решение учебной задачи

Сформулированные особенности заглавной и строчной букв В, в, способ (алгоритм) написания буквы

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по анализу и алгоритму написания букв В, в

Организую ситуацию решения учебной задачи,  используя предложенный план действий

Организую ситуацию анализа буквы.

1 шаг. Конструирование в группах. В группах выберите нужные элементы и сконструируйте строчную  букву в. Используйте «ключ» для проверки. - Доложит последняя группа . Почему не получилось быстро?

Организую ситуацию текущей оценки.

-Расскажите, как удалось поработать в  группах. Как договаривались, что делали?

-Из каких элементов состоит строчная буква в?

-Из скольких элементов она состоит?

-Как называются эти элементы?

Обведите элементы в прописи.

- Для чего нам это необходимо?

Динамическая пауза.

Самоконтроль посадки.

-Найдите и рассмотрите букву в рамке. В каком направлении нужно писать строчную букву в? Составим алгоритм написания буквы в.

-Прочитаем, как пишется буква под счёт. 

Организую ситуацию письма элементов и целой буквы под счёт с проговариванием учителя в громко-речевой форме.

Организую письмо в воздухе для повторения алгоритма.

Письмо на доске. Сравнение с образцом.

Организую ситуацию текущей самооценки и взаимооценки.

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (групповой) деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.

- Наша группа выполнила задание первой, т.к. мы  сначала выбрали капитана, а он распределил обязанности: Контролер, Составитель и

Инженер. По «ключу» проверили работу.  Работа прошла дружно и быстро.

Рассматривают, анализируют букву.

-Буква в состоит из верхней  петли; овала

 Высказываются о его  пользе

-Задание помогает запомнить из каких элементов состоит буква в, чтобы при письме буквы получились лучше.

Проговаривают ход выполнения задания.

Находят и рассматривают букву.

Определяют  алгоритм написания буквы.

-Начинаем писать ниже верхней рабочей строки. Ведем вверх с большим наклоном выше верхней рабочей строки, закругляем ее влево. Вниз опускаем прямую наклонную. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее, пишем овал.

Находят и читают алгоритм написания буквы под счёт. –- раз-и-  два-и    Г

Пишут в воздухе, проговаривая алгоритм

- раз-и- два -и

Пишут букву под счёт с проговариванием учителя. Сравнивают букву с образцом. Условным знаком показывают правильность написания.

6.

Первичное закрепление.

Умение действовать по алгоритму написания буквы Г

Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму.

Организую ситуацию первичного закрепления и применения алгоритма написания буквы.

 -Какой шаг нашего плана нужно выполнить сейчас?

-Выполните задание самостоятельно, проговаривая счёт.

Организую ситуацию самооценки и взаимооценки.

-Ребята, оцените работу, подчеркните зелёным  цветом самую удачную букву.

-Оцените соседа, подчеркните  самую правильную и красивую букву.  

-Покажите как оценил вас сосед.

Гимнастика для снятия усталости глаз.

По алгоритму организуется работа по  обучению написания заглавной буквы В.

Проговаривают  следующее действие.

-Нужно написать букву в в рабочей строке.

Выполняют задание самостоятельно. Пишут букву под счёт, проговаривая.

Осуществляют самооценку (первая строчка) и взаимооценку (вторая строчка) в парах.

В парах осуществляют взаимопроверку

-Показывают сигналы.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять  алгоритм написания буквы Г в слогах

Формирование и развитие ЦО к умению применять алгоритм разучивания скороговорок

 Организую ситуацию отработки применения алгоритма написания буквы.

Предлагаю написать буквВ и в в словах, используя среднеплавное  и нижнее соединения.

- Прочитайте слова.

Почему Вова написано  с заглавной буквы?
Анализ каждого слова

-Сколько звуков?
-Сколько букв?
-Сколько слогов?
Рассматривание видов соединений букв.

-Рассмотрите какие соединения букв в каждом слове.

- Сформулируйте задание для этих слов.
-Выполните письмо слов по образцу. Для сильных детей – по 2 раза, для слабых –по 1 разу.
Организую ситуацию текущей самооценки.

-Сможете ли вы теперь написать имена уверенно правильно, красиво?

Выполняют задание, читают и пишут слоги. Осуществляют самоконтроль.

Дети говорят правило написания большой буквы (имена собственные).

-Среднеплавное, верхнее  и нижнее соединения.

- Записать слова по образцу, разделить на слоги, поставить ударения.

Осуществляют самооценку действий.

Осмысливают, строят понятные высказывания. Реагируют на слова одноклассников.

-Я уверен, что теперь сумею правильно и красиво написать имена, потому что научился писать заглавную букву Г.

8.

Развитие речи

Умение составить рассказ по модели текста

Формирование и развитие ЦО к созданию  небольшого текста по рисунку.

-Рассмотрите иллюстрацию на страничке

-Кто здесь нарисован?
-Что делают дети?
-Как  могут звать  этих детей?

Анализ схемы текста

-Проанализируйте схему текста. Сколько предложений?

По какому критерию мы будем оценивать рассказы.

Составление рассказа по рисунку.

- Где находятся дети?

-Что делают ребята?

-Дайте имена детям и составьте рассказ в парах.

Три пары будут рассказывать нам свои рассказы.
- Чей рассказ вам понравился больше и почему?

Вера, Вова, Валера.

В тексте три предложения.

- Есть название. В тексте 4 предложения. Предложения связаны по смыслу.

-Высказывание детей 2-3 чел.

9. Выполнение логических заданий с буквами.

Умение анализировать буквы.

Формирование и развитие ЦО к логическим заданиям с буквами

-Какие буквы написаны?

1. Сравнение букв.
-Сравните эти буквы. Чем они похожи? Выделите в них общий элемент
2. Выделение общего элемента
-
Впишите общий элемент в рамку.
- Какая буква является «лишней»?

 а, о, у, (в),

-Овал.

 Буква «у», так как она состоит из нижней петли и не имеет овала.

10. Оценка

Умение определять уровень овладения алгоритмом разучивания скороговорки

Формирование и развитие ЦО к самооценке умения быстро и правильно рассказывать скороговорки

Организую итоговую самооценку в соответствии с критериями.  

-Что будем оценивать?

-Оцените свою работу по  шкале. 

Цели достиг, ошибок нет, доволен собой –наверху.

Было трудно, с ошибками справился – в середине.

Не справился, не доволен собой – внизу

.  

-Объясните свой выбор оценки.

-Кто оценил себя зеленым цветом? Почему?(заслушиваю 1-2 ребят) Кто оценил себя также? Кто иначе?

Высказываю согласие-несогласие с самооценкой ребёнка, комментирую выбор.

Называют критерии оценки.

 -Мы будем оценивать правильность и аккуратность написания.

На листочке  оценивают результаты, способы их достижения (рисуют флажок  по критериям)

Комментируют самооценку.

Поднимают руки.

Отмечают самооценку ( рисуют знак оценки в нужном месте).

9. Итог занятий. Рефлексия деятельности

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

-Ребята, какова тема урока? Какую цель мы поставили перед собой?

-Как вы считаете, достигли ли цели? Почему?

-Каким образом вы научились писать заглавную  и строчную буквы В, в?

-Пригодилось ли новое умение?

Стало ли для вас новое знание ценным (полезным)? В чём его ценность?

- Действительно, новое знание и умение  сделало вас еще умнее, более самостоятельными!

На следующем уроке нас ждут новые открытия! Вы будете писать диктант, в котором встретится буквы В, в.  Вам поможет упорство и терпение! Урок окончен.

Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.

-Тема урока «Заглавная и строчная буквы В,в»

-Мы научились писать заглавную  и строчную буквы В, в  правильно и красиво.

-Всё получилось, потому что мы работали старательно, сумели договориться в парах и группах.

-Мы работали и в парах и в группах, и самостоятельно, и все вместе.

-Я научился писать еще красивее и другие буквы, я собой доволен!