Урок русского языка во 2 классе по УМК ПНШ с метапредметным подходом по теме "Это слово и другое слово"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

 Жигалко Светлана Алексеевна

Урок разработан в соавторстве с Пузик Т.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_pnsh.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 СЕЛА ПРАСКОВЕЯ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА» СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

356817, Ставропольский край, Будённовский район, с. Прасковея, ул. Октябрьская, 12

тел/факс: 8 (86559) 67-5-78, E-mail: school-3-26rus@yandex.ru 

ОКПО 51974146, ОГРН 1022603228064, ИНН/КПП 2624023718/262401001

КОНСПЕКТ УРОКА

ВО 2 КЛАССЕ

ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПО ТЕМЕ:

«ЭТО СЛОВО И ДРУГОЕ СЛОВО»

                                 

                                                     Разработали:

                                                                                           учителя начальных классов:

                                                                                                   Пузик  Татьяна Ивановна                                  

                                                                                                   Жигалко Светлана Алексеевна

                   

                                                        2013-2014 учебный год

Тема «Это слово и другое слово». ( УРОК 3/3)

Цель: различение разных форм одного слова и родственных слов, развести представление о родственных словах и словах- синонимах (без предъявления термина «синоним»).

Задачи урока: добиться понимания того, что разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями и предлогами (предлоги называем пока словами-помощниками), а родственные слова отличаются основами.

формирование регулятивных УУД (определение цели урока, анализ результатов);

развитие умения работать с инструкциями учебника;

– использование просмотрового чтения при работе со словарем, ориентировка на условные обозначения, шрифтовые выделения в учебнике и в словаре

Планируемые результаты:

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; развивать умение слушать и понимать речь других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУНов

Форма работы: коллективная, самостоятельная, работа в парах, работа в тетради, работа с толковым словарем.

Ход урока

I.Орг.момент

Вот прозвенел звонок-

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Откройте учебник на стр.86, отметьте закладкой.

II.Определение темы и целей урока

Герой нашего учебника Миша прислал нам письмо. Он рассказывает: «Мне приснилось, что я ничего не различаю: не могу сказать, где это слово, где другое, а где родственные слова.

Сможем ли мы помочь Мише? Что самим нам  поможет быть уверенными в своих действиях?

Подумайте, какой сегодня урок: открытия нового знания или повторения изученного?

Что нам нужно закрепить? Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?

Какие условные знаки нам встретились? (работа в тетради на печатной основе,  стихи Марины Дружининой, работа с толковым словарем.)  Какие упражнения мы выполним в классе, какое упражнение будет домашним?

III.Актуализация знаний

Упражнение «Если буква заблудилась»

Забибикала малина:

       - У меня спустилась шина

(Учитель читает выразительно стихотворение на стр. 86 и предлагает ответить на вопросы):

-Произнеси слово, которое должно быть вместо слова малина. (Машина.)

-Сравни звуки в прежнем и новом словах:

[мал'и]на, [машы]на. Какие звуки поменялись на другие? ( Звук [л']  поменялся на [ш]; Звук [и] поменялся на [ы]. ) 

-Произнесите слова и прислушайтесь к себе. Сравните с записанным звуковым обликом слов. (Дети осознают, что изменилось 2 звука, а не один.)

-Дайте характеристику звукам [ш], [л'],[и],[ы] (работа в парах)

Звук [ш]- согласный, глухой, твёрдый, парный.

Звук [л']- согласный, звонкий, мягкий, непарный.

Звук [и] – гласный, ударный.

Звук [ы]- гласный, ударный.

ФИЗМИНУТКА (гимнастика для пальчиков)

Работа со словарными словами в Рабочей тетради на С.22: БИЛЕТ, БЕРЁЗА

-Какие слова спрятались в этих ребусах? По какому словарю мы можем проверить написание этих слов? (Дети разгадывают ребус, отвечают на вопросы, записывают слова в тетрадь).

Обсуждение проблемы, предложенной Анишит Йокоповной на С. 86:

Анишит Йокоповна предложила сравнить слова в парах: солдат и боец; храбрый и смелый; смотреть и глядеть

Можно ли сказать, что слова в парах имеют сходное значение? Как ты ответишь Анишит Йокоповне? А можно ли считать слова в парах родственными? Ты как считаешь? Если сомневаешься, воспользуйся подсказкой Летучей Мыши.

Обратите внимание на то, что слова со сходным смыслом не обязательно являются родственными. Родственные слова- это не просто слова со сходным значением – в них есть общая часть, которая обычно одинаково пишется (мы называем ее еще общая основная часть – т. е. общая часть основы, чтобы подчеркнуть, что это именно та часть, где хранится смысл, ибо общей частью у слов может быть и одинаковое окончание!).

ФИЗМИНУТКА ( гимнастика для глаз)

IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ

Упражнение 58.

Прочитайте шуточное стихотворение.

         САМО СОБОЙ

- Было всё само собой-

Ты поверь мне, мама!

Разорвался фартук твой,

Загрязнилась рама.

Сам собой сломался кран,

Брошь куда-то делась.

Раскололся сам стакан.

- А варенье?

-Съелось!!!

                      (И. Шевчук)

Выпиши выделенные слова столбиком. Найди каждому выделенному слову родственное слово и запиши его рядом в скобках.

-В каком списке тебе удалось найти родственные слова?  В первом или во втором? ( В первом списке). 

-А теперь найди каждому выделенному слову слово, близкое по значению. Запиши на нужной строчке. Из какого списка вы взяли эти слова? ( Из второго списка).

-Вам необходимо подобрать к каждому выделенному слову и родственное слово, и слово, близкое по значению.

(Дети выписывают выделенные слова столбиком и выбирают им сначала родственное слово из списка, а затем синоним из другого списка):

загрязнилась (грязь), испачкалась;

сломался (ломать), испортился;

раскололся (колоть), разбился.

Упражнение 60.

Прочитай отрывок из стихотворения.

- Всё разбросано, смято и скомкано!

Это чья работа?

- Котёнкина…

- Всё изгваздано*! Все запачкано!

Это чья работа?                                                                                                                                                         - Собачкина…

               ( М. Яснов)

Нам встретилось новое слово изгваздано. Найдите значение этого слова в толковом словаре.( Изгваздать  (устар., разг.)– испачкать. Например: Изгваздать пальто. )

-Догадываешься, кто с кем разговаривает? (Взрослый с ребёнком)

Найди в тексте к каждому выделенному слову его пару – слово, близкое по значению. Запиши слова парами.

-Являются ли слова в парах родственными? (Слова в парах родственными не являются)

-Почему?(У них нет общей части, которая несёт общий смысл и пишется одинаково).

V.Самостоятельное, творческое использование сформированных умений, навыков

Упражнение 35 (тетрадь №1 стр.29) (самостоятельно).

Найди слову его родственников. Запиши слово на нужной строке. Выдели общую часть.

Слова: болеть, сорняк, горный, белить, горевать.

  1. Боль, больной, больница, _____________.
  2. Белый, белизна, _____________________.
  3. Сор, сорить, сорный, ________________.
  4. Горе, горюшко, _____________________.
  5. Гора, горняк, горочка, _______________.

VI.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

-Какую цель мы поставили в начале урока? (Помочь Мише разобраться в вопросе  какое Это слово,  другое, а где родственные слова.)

- Достигли ли мы ее? ( Да) Какие слова мы называем родственными?(Слова, имеющие общую основную часть, которая хранит  общий смысл. Эта общая часть обычно  пишется одинаково).

-Как различить формы этого слова и родственные слова?( По окончанию и основе;           по общему смыслу и общей части). 

VII.Рефлексия (Учитель предлагает подвести итоги, продолжив предложения):

Я понял, что…(разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями, а родственные слова отличаются основами)

Я научился…(различать разные формы одного слова и родственные слова)

У меня получилось…(подобрать к словам - слова, близкие по значению)

Я смог…(найти нужное слово в толковом словаре)

Мне захотелось…(применить свои знания при выполнении домашнего задания)

VIII. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Д.з. стр.88 упр.59, правило стр.86

Прочитай «Песенку щенка»  М. Яснова.

- Еда! Еда! Еда! Еда! Я так люблю её!

В особенности кушенье с названьем «Дать ещё?».

Выпишите столбиком два  слова, близкие по значению.

-Являются ли они родственными?  (Нет) Подбери  к каждому из них родственное слово из списка и запиши рядом.

 Список слов: единица, едок, съедобный, скушать, ракушка.

Должно получиться так:

Еда – едок, съедобный;

Кушанье – скушать.