Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему:
    Урок русского языка во 2 классе по УМК ПНШ с метапредметным подходом по теме "Это слово и другое слово"

     Жигалко Светлана Алексеевна

    Урок разработан в соавторстве с Пузик Т.И.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_pnsh.docx26.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 СЕЛА ПРАСКОВЕЯ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА» СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

    356817, Ставропольский край, Будённовский район, с. Прасковея, ул. Октябрьская, 12

    тел/факс: 8 (86559) 67-5-78, E-mail: school-3-26rus@yandex.ru 

    ОКПО 51974146, ОГРН 1022603228064, ИНН/КПП 2624023718/262401001

    КОНСПЕКТ УРОКА

    ВО 2 КЛАССЕ

    ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

    ПО ТЕМЕ:

    «ЭТО СЛОВО И ДРУГОЕ СЛОВО»

                                     

                                                         Разработали:

                                                                                               учителя начальных классов:

                                                                                                       Пузик  Татьяна Ивановна                                  

                                                                                                       Жигалко Светлана Алексеевна

                       

                                                            2013-2014 учебный год

    Тема «Это слово и другое слово». ( УРОК 3/3)

    Цель: различение разных форм одного слова и родственных слов, развести представление о родственных словах и словах- синонимах (без предъявления термина «синоним»).

    Задачи урока: добиться понимания того, что разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями и предлогами (предлоги называем пока словами-помощниками), а родственные слова отличаются основами.

    формирование регулятивных УУД (определение цели урока, анализ результатов);

    развитие умения работать с инструкциями учебника;

    – использование просмотрового чтения при работе со словарем, ориентировка на условные обозначения, шрифтовые выделения в учебнике и в словаре

    Планируемые результаты:

    Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; развивать умение слушать и понимать речь других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

    Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

    Тип урока: обобщение и систематизация ЗУНов

    Форма работы: коллективная, самостоятельная, работа в парах, работа в тетради, работа с толковым словарем.

    Ход урока

    I.Орг.момент

    Вот прозвенел звонок-

    Начинается урок.

    Мы пришли сюда учиться,

    Не лениться, а трудиться.

    Работаем старательно,

    Слушаем внимательно.

    Откройте учебник на стр.86, отметьте закладкой.

    II.Определение темы и целей урока

    Герой нашего учебника Миша прислал нам письмо. Он рассказывает: «Мне приснилось, что я ничего не различаю: не могу сказать, где это слово, где другое, а где родственные слова.

    Сможем ли мы помочь Мише? Что самим нам  поможет быть уверенными в своих действиях?

    Подумайте, какой сегодня урок: открытия нового знания или повторения изученного?

    Что нам нужно закрепить? Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?

    Какие условные знаки нам встретились? (работа в тетради на печатной основе,  стихи Марины Дружининой, работа с толковым словарем.)  Какие упражнения мы выполним в классе, какое упражнение будет домашним?

    III.Актуализация знаний

    Упражнение «Если буква заблудилась»

    Забибикала малина:

           - У меня спустилась шина

    (Учитель читает выразительно стихотворение на стр. 86 и предлагает ответить на вопросы):

    -Произнеси слово, которое должно быть вместо слова малина. (Машина.)

    -Сравни звуки в прежнем и новом словах:

    [мал'и]на, [машы]на. Какие звуки поменялись на другие? ( Звук [л']  поменялся на [ш]; Звук [и] поменялся на [ы]. ) 

    -Произнесите слова и прислушайтесь к себе. Сравните с записанным звуковым обликом слов. (Дети осознают, что изменилось 2 звука, а не один.)

    -Дайте характеристику звукам [ш], [л'],[и],[ы] (работа в парах)

    Звук [ш]- согласный, глухой, твёрдый, парный.

    Звук [л']- согласный, звонкий, мягкий, непарный.

    Звук [и] – гласный, ударный.

    Звук [ы]- гласный, ударный.

    ФИЗМИНУТКА (гимнастика для пальчиков)

    Работа со словарными словами в Рабочей тетради на С.22: БИЛЕТ, БЕРЁЗА

    -Какие слова спрятались в этих ребусах? По какому словарю мы можем проверить написание этих слов? (Дети разгадывают ребус, отвечают на вопросы, записывают слова в тетрадь).

    Обсуждение проблемы, предложенной Анишит Йокоповной на С. 86:

    Анишит Йокоповна предложила сравнить слова в парах: солдат и боец; храбрый и смелый; смотреть и глядеть

    Можно ли сказать, что слова в парах имеют сходное значение? Как ты ответишь Анишит Йокоповне? А можно ли считать слова в парах родственными? Ты как считаешь? Если сомневаешься, воспользуйся подсказкой Летучей Мыши.

    Обратите внимание на то, что слова со сходным смыслом не обязательно являются родственными. Родственные слова- это не просто слова со сходным значением – в них есть общая часть, которая обычно одинаково пишется (мы называем ее еще общая основная часть – т. е. общая часть основы, чтобы подчеркнуть, что это именно та часть, где хранится смысл, ибо общей частью у слов может быть и одинаковое окончание!).

    ФИЗМИНУТКА ( гимнастика для глаз)

    IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ

    Упражнение 58.

    Прочитайте шуточное стихотворение.

             САМО СОБОЙ

    - Было всё само собой-

    Ты поверь мне, мама!

    Разорвался фартук твой,

    Загрязнилась рама.

    Сам собой сломался кран,

    Брошь куда-то делась.

    Раскололся сам стакан.

    - А варенье?

    -Съелось!!!

                          (И. Шевчук)

    Выпиши выделенные слова столбиком. Найди каждому выделенному слову родственное слово и запиши его рядом в скобках.

    -В каком списке тебе удалось найти родственные слова?  В первом или во втором? ( В первом списке). 

    -А теперь найди каждому выделенному слову слово, близкое по значению. Запиши на нужной строчке. Из какого списка вы взяли эти слова? ( Из второго списка).

    -Вам необходимо подобрать к каждому выделенному слову и родственное слово, и слово, близкое по значению.

    (Дети выписывают выделенные слова столбиком и выбирают им сначала родственное слово из списка, а затем синоним из другого списка):

    загрязнилась (грязь), испачкалась;

    сломался (ломать), испортился;

    раскололся (колоть), разбился.

    Упражнение 60.

    Прочитай отрывок из стихотворения.

    - Всё разбросано, смято и скомкано!

    Это чья работа?

    - Котёнкина…

    - Всё изгваздано*! Все запачкано!

    Это чья работа?                                                                                                                                                         - Собачкина…

                   ( М. Яснов)

    Нам встретилось новое слово изгваздано. Найдите значение этого слова в толковом словаре.( Изгваздать  (устар., разг.)– испачкать. Например: Изгваздать пальто. )

    -Догадываешься, кто с кем разговаривает? (Взрослый с ребёнком)

    Найди в тексте к каждому выделенному слову его пару – слово, близкое по значению. Запиши слова парами.

    -Являются ли слова в парах родственными? (Слова в парах родственными не являются)

    -Почему?(У них нет общей части, которая несёт общий смысл и пишется одинаково).

    V.Самостоятельное, творческое использование сформированных умений, навыков

    Упражнение 35 (тетрадь №1 стр.29) (самостоятельно).

    Найди слову его родственников. Запиши слово на нужной строке. Выдели общую часть.

    Слова: болеть, сорняк, горный, белить, горевать.

    1. Боль, больной, больница, _____________.
    2. Белый, белизна, _____________________.
    3. Сор, сорить, сорный, ________________.
    4. Горе, горюшко, _____________________.
    5. Гора, горняк, горочка, _______________.

    VI.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

    -Какую цель мы поставили в начале урока? (Помочь Мише разобраться в вопросе  какое Это слово,  другое, а где родственные слова.)

    - Достигли ли мы ее? ( Да) Какие слова мы называем родственными?(Слова, имеющие общую основную часть, которая хранит  общий смысл. Эта общая часть обычно  пишется одинаково).

    -Как различить формы этого слова и родственные слова?( По окончанию и основе;           по общему смыслу и общей части). 

    VII.Рефлексия (Учитель предлагает подвести итоги, продолжив предложения):

    Я понял, что…(разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями, а родственные слова отличаются основами)

    Я научился…(различать разные формы одного слова и родственные слова)

    У меня получилось…(подобрать к словам - слова, близкие по значению)

    Я смог…(найти нужное слово в толковом словаре)

    Мне захотелось…(применить свои знания при выполнении домашнего задания)

    VIII. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

    Д.з. стр.88 упр.59, правило стр.86

    Прочитай «Песенку щенка»  М. Яснова.

    - Еда! Еда! Еда! Еда! Я так люблю её!

    В особенности кушенье с названьем «Дать ещё?».

    Выпишите столбиком два  слова, близкие по значению.

    -Являются ли они родственными?  (Нет) Подбери  к каждому из них родственное слово из списка и запиши рядом.

     Список слов: единица, едок, съедобный, скушать, ракушка.

    Должно получиться так:

    Еда – едок, съедобный;

    Кушанье – скушать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."

    Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...

    Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

    Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

    Урок русского языка во 2 классе . ТЕМА: «ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА НА КОНЦЕ СЛОВА И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ».

    ТЕМА урока: «ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА НА КОНЦЕ СЛОВА И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ»....

    Урок русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части»

    Данный разработанный урок апробирован в моей практической деятельности. Урок дает возможность доступно донести  учащимся 2 класса информацию о составе слова. В результате данной разработки уащиес...

    План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

    Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....