Хорошо говорить – значит хорошо думать.
статья по русскому языку на тему

Авдеева Елена Ивановна

Центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи. Развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.

        Речь человека  - это показатель его  образованности,  интеллекта и культуры.  Чем речь точнее и грамотнее, чем образнее выражения,  тем значительнее человек как личность.  Недаром, еще Сократ говорил: «Заговори, чтоб я тебя узнал…»

        От эффективности  решения задач речевого развития ребенка зависят его дальнейшие успехи.   

           Научить маленького школьника ясно  и правильно выражать свои мысли,   обладать хорошо поставленным голосом, излагать свои мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, системы в работе, а главное – эффективно действующего подхода к работе над данной проблемой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_metodicheskiy_zhurnal.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Хорошо говорить – значит хорошо думать.                  

                                                 

            Центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи. Развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.

        Речь человека  - это показатель его  образованности,  интеллекта и культуры.  Чем речь точнее и грамотнее, чем образнее выражения,  тем значительнее человек как личность.  Недаром, еще Сократ говорил: «Заговори, чтоб я тебя узнал…»

        От эффективности  решения задач речевого развития ребенка зависят его дальнейшие успехи.    

           Научить маленького школьника ясно  и правильно выражать свои мысли,   обладать хорошо поставленным голосом, излагать свои мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, системы в работе, а главное – эффективно действующего подхода к работе над данной проблемой.

           Однако педагогический опыт  и  практика работы в школе показывают, что наиболее слабым звеном в системе обучения родному языку, к сожалению, как раз и является работа по развитию речи.  Большой проблемой  в работе по данному направлению является  очень низкий уровень речевой подготовки  будущих первоклассников.                

         А  речевое развитие – один из главных показателей готовности ребенка  к школьному обучению. К сожалению, в школу все чаще приходят дети с маленьким словарным запасом,  не умеющие правильно и внятно выражать свою мысль, не умеющие произносить все звуки родного языка, имеющие различные нарушения в звукопроизношении и даже сложные логопедические диагнозы. А ведь роль речевого слуха очень велика в период обучения грамоте, когда особенно необходимо иметь  развитый слухопроизносительный аппарат ребенка, достаточно подготовленный для более высокой стадии совершенствования на уроках в школе.

         Хотя в методическом письме МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» говорится, что речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса  (3,5 – 7 тысяч слов), умение правильно произносить все звуки родного языка  и способность к простейшему звуковому анализу слов.

      Однако, данные школьного логопеда говорят о другом…

       -на начало учебного года 29% от общего количества первоклассников имеет недостатки в устной и письменной речи;

       -21% имеют нарушения  в звукопроизношении;

       -в помощи логопеда нуждаются 23 % первоклассников.

 

       Исходя из этих данных только по нашей школе, можно  прийти к следующим выводам, что недостаточно высока речевая культура детей поступающих в первый класс, что проблемы речевого развития ребенка, которые нужно было решить до прихода в школу,  переносятся в школу и ложатся на плечи учителя.

      И чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. Ученики начальных  классов обладают способностями к «впитыванию» речи у них уже сформирована готовность к овладению разновидностями связной речи.

       Разговорная речь ребенка тесно связана с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать ее. Начинать эту работу нужно с первых дней обучения ребенка в школе.

         Как же решает данную проблему учитель?

        Работа по совершенствованию устной и письменной речи проводится на протяжении всего периода обучения в начальной школе. В нашей 34 школе мы начинаем эту работу с того,  что занятия по развитию речи включаем в специальный адаптационный курс для первоклассников, который проводится в течение первых двух недель сентября. Разработано 10 таких занятий,  определена тематика,  где в системе представлены специальные игры и упражнения, позволяющие развивать и совершенствовать устную речь. На каждом занятии проводятся упражнения речевой и дыхательной гимнастики, разучивание чистоговорок, потешек, скороговорок, проводится работа над ритмом и темпом речи, выполняются различные упражнении по развитию фонематического слуха (по рекомендации логопеда)

          Во втором классе выделен специальный урок, который так и называется «урок развития речи». Он проводится по программе Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, рекомендованной МО РФ. В третьем и четвертом классах уроки по развитию речи проводятся в рамках программы. Большое место отводится работе над сочинением и изложением.

         Ведущую роль на уроках развития речи играет учитель. Эта роль заключается в управлении познавательной и речевой деятельностью ребенка, в организации совместного поиска  и решения  творческих задач, в создании речевых ситуаций с высоким развивающим потенциалом и в обязательном личном примере говорить точно, красиво, образно и грамотно. А особое внимание должно уделяться правильности речи, так как одним из условий овладения литературным языком является осознанное соблюдение его основных норм  - орфоэпических, акцентологических, лексических, грамматических, стилистических.

       С учетом этого формирование культуры  речи в начальной школе  должно включать в себя работу над:

      - ударением и произношением; (орфоэпией)

      - значением слов и выражений; (лексикой)

      - грамматическими нормами; (орфографией)

      - словосочетанием и предложением; (синтаксисом)

      Структура урока развития речи диктуется целями и содержанием учебных задач и речевых ситуаций, технологией обучения, а так же особенностями взаимодействия учителя и ученика.

        Работа над развитием речи обучающихся осуществляется на уроках в трех направлениях:

     - работа над словом,

     - работа над словосочетанием и предложением,

     - работа над связной речью, текстовосприятием, составлением текстов.

Данные направления  развиваются параллельно, хотя в то же время находятся и во взаимозависимых отношениях: словарная работа дает материал для составления предложений для связной речи, является подготовкой  к составлению рассказа, сочинению и изложению.

           Вопросы культуры речи в современном обществе имеют первостепенное значение. Большинство ученых обеспокоено снижением общего уровня развития речевой культуры.

          Современный учитель не может стоять от этой проблемы в стороне. Именно поэтому я занимаюсь данной проблемой  и постоянно совершенствую работу над развитием речи в начальной школе.  Постоянно  изучаю  новинки методической литературы по развитию речи.  У меня накоплен  и систематизирован богатый дидактический материал по этой теме, что позволяет делать эту работу интересной, увлекательной и продуктивной.

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить

Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Над...

Быть хорошим преподавателем, значит ...

      И вот: я учитель!         Моя профессия – необыкновенная! Разве это не прекрасно – каждый день соприкасаться с чистым и светлым миро...

Статья "Что значит хороший учитель"

Статья об учителя, с большим педагогическим стажеи....

Консультация для родителей "«Без хороших отцов нет хорошего воспитания…»"

Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. И если ты хочешь остаться в сердце человеческом, - воспитай своих детей. Именно в семье формируется личность будущего труженика...

Методическая разработка внеклассного мероприятия 2-3 класс по теме: «Страна Интересных Книг» «Хорошая книга - твой хороший друг»

В игровой форме обобщить знания учащихся начальных классов о жанрах литературы. Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека....