Хорошо говорить – значит хорошо думать.
статья по русскому языку на тему
Центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи. Развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.
Речь человека - это показатель его образованности, интеллекта и культуры. Чем речь точнее и грамотнее, чем образнее выражения, тем значительнее человек как личность. Недаром, еще Сократ говорил: «Заговори, чтоб я тебя узнал…»
От эффективности решения задач речевого развития ребенка зависят его дальнейшие успехи.
Научить маленького школьника ясно и правильно выражать свои мысли, обладать хорошо поставленным голосом, излагать свои мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, системы в работе, а главное – эффективно действующего подхода к работе над данной проблемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_metodicheskiy_zhurnal.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Хорошо говорить – значит хорошо думать.
Центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи. Развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.
Речь человека - это показатель его образованности, интеллекта и культуры. Чем речь точнее и грамотнее, чем образнее выражения, тем значительнее человек как личность. Недаром, еще Сократ говорил: «Заговори, чтоб я тебя узнал…»
От эффективности решения задач речевого развития ребенка зависят его дальнейшие успехи.
Научить маленького школьника ясно и правильно выражать свои мысли, обладать хорошо поставленным голосом, излагать свои мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, системы в работе, а главное – эффективно действующего подхода к работе над данной проблемой.
Однако педагогический опыт и практика работы в школе показывают, что наиболее слабым звеном в системе обучения родному языку, к сожалению, как раз и является работа по развитию речи. Большой проблемой в работе по данному направлению является очень низкий уровень речевой подготовки будущих первоклассников.
А речевое развитие – один из главных показателей готовности ребенка к школьному обучению. К сожалению, в школу все чаще приходят дети с маленьким словарным запасом, не умеющие правильно и внятно выражать свою мысль, не умеющие произносить все звуки родного языка, имеющие различные нарушения в звукопроизношении и даже сложные логопедические диагнозы. А ведь роль речевого слуха очень велика в период обучения грамоте, когда особенно необходимо иметь развитый слухопроизносительный аппарат ребенка, достаточно подготовленный для более высокой стадии совершенствования на уроках в школе.
Хотя в методическом письме МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» говорится, что речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5 – 7 тысяч слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.
Однако, данные школьного логопеда говорят о другом…
-на начало учебного года 29% от общего количества первоклассников имеет недостатки в устной и письменной речи;
-21% имеют нарушения в звукопроизношении;
-в помощи логопеда нуждаются 23 % первоклассников.
Исходя из этих данных только по нашей школе, можно прийти к следующим выводам, что недостаточно высока речевая культура детей поступающих в первый класс, что проблемы речевого развития ребенка, которые нужно было решить до прихода в школу, переносятся в школу и ложатся на плечи учителя.
И чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. Ученики начальных классов обладают способностями к «впитыванию» речи у них уже сформирована готовность к овладению разновидностями связной речи.
Разговорная речь ребенка тесно связана с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать ее. Начинать эту работу нужно с первых дней обучения ребенка в школе.
Как же решает данную проблему учитель?
Работа по совершенствованию устной и письменной речи проводится на протяжении всего периода обучения в начальной школе. В нашей 34 школе мы начинаем эту работу с того, что занятия по развитию речи включаем в специальный адаптационный курс для первоклассников, который проводится в течение первых двух недель сентября. Разработано 10 таких занятий, определена тематика, где в системе представлены специальные игры и упражнения, позволяющие развивать и совершенствовать устную речь. На каждом занятии проводятся упражнения речевой и дыхательной гимнастики, разучивание чистоговорок, потешек, скороговорок, проводится работа над ритмом и темпом речи, выполняются различные упражнении по развитию фонематического слуха (по рекомендации логопеда)
Во втором классе выделен специальный урок, который так и называется «урок развития речи». Он проводится по программе Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, рекомендованной МО РФ. В третьем и четвертом классах уроки по развитию речи проводятся в рамках программы. Большое место отводится работе над сочинением и изложением.
Ведущую роль на уроках развития речи играет учитель. Эта роль заключается в управлении познавательной и речевой деятельностью ребенка, в организации совместного поиска и решения творческих задач, в создании речевых ситуаций с высоким развивающим потенциалом и в обязательном личном примере говорить точно, красиво, образно и грамотно. А особое внимание должно уделяться правильности речи, так как одним из условий овладения литературным языком является осознанное соблюдение его основных норм - орфоэпических, акцентологических, лексических, грамматических, стилистических.
С учетом этого формирование культуры речи в начальной школе должно включать в себя работу над:
- ударением и произношением; (орфоэпией)
- значением слов и выражений; (лексикой)
- грамматическими нормами; (орфографией)
- словосочетанием и предложением; (синтаксисом)
Структура урока развития речи диктуется целями и содержанием учебных задач и речевых ситуаций, технологией обучения, а так же особенностями взаимодействия учителя и ученика.
Работа над развитием речи обучающихся осуществляется на уроках в трех направлениях:
- работа над словом,
- работа над словосочетанием и предложением,
- работа над связной речью, текстовосприятием, составлением текстов.
Данные направления развиваются параллельно, хотя в то же время находятся и во взаимозависимых отношениях: словарная работа дает материал для составления предложений для связной речи, является подготовкой к составлению рассказа, сочинению и изложению.
Вопросы культуры речи в современном обществе имеют первостепенное значение. Большинство ученых обеспокоено снижением общего уровня развития речевой культуры.
Современный учитель не может стоять от этой проблемы в стороне. Именно поэтому я занимаюсь данной проблемой и постоянно совершенствую работу над развитием речи в начальной школе. Постоянно изучаю новинки методической литературы по развитию речи. У меня накоплен и систематизирован богатый дидактический материал по этой теме, что позволяет делать эту работу интересной, увлекательной и продуктивной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить
Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Над...
Быть хорошим преподавателем, значит ...
И вот: я учитель! Моя профессия – необыкновенная! Разве это не прекрасно – каждый день соприкасаться с чистым и светлым миро...
Статья "Что значит хороший учитель"
Статья об учителя, с большим педагогическим стажеи....
Статья на тему нравственности "Хорошие манеры для хорошей жизни"
О нравственности с детьми....
Консультация для родителей "«Без хороших отцов нет хорошего воспитания…»"
Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. И если ты хочешь остаться в сердце человеческом, - воспитай своих детей. Именно в семье формируется личность будущего труженика...
Развитие речи – одна из важнейших проблем начальной школы. Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить.
Статья в журнале" Народное образование"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия 2-3 класс по теме: «Страна Интересных Книг» «Хорошая книга - твой хороший друг»
В игровой форме обобщить знания учащихся начальных классов о жанрах литературы. Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека....