урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Надеюсь, что данная работа поможет многим учителям, работающим по данной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока 4 класс окрмир | 22.21 КБ |
электронная презентация Чем человек отличается от животного | 1.04 МБ |
тест-опрос Органы чувств | 11.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающий мир, 4 кл .
Балашкина Т.Б.
УМК« Начальная школа 21 века»
Чем человек отличается от животных
Тема: Человек умеет думать и говорить
Цели: Объяснить отличие человека от других объектов живой природы; расширять знания учащихся о человеке; воспитывать самоуважение, стремление к самопознанию и саморазвитию.
Орг. Момент.
(слайд 2)
--посмотрите небольшой фрагмент и будьте готовы ответить на вопросы. (Ералаш выпуск №53)
--Сколько учеников было в первобытной школе? (9)
--Что ел первобытный ученик? (банан)
--С какой парты пошёл первый ученик? (3)
--Что сказал учитель? Завтра с родителями в пещеру директора)
--Где появилась шишка у педагога? (на лбу, справа)
--Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. А что помогло вам это сделать? (внимание и память).
--Дайте определение этих понятий. (ответы учеников)
--Вы сказали, что память основана на органах чувств. Маленький тест вашему вниманию. (дети делают тест «Органы чувств»)
(слайд 3)
Постановка проблемы
- Постарайтесь по данному толкованию определить понятие, и вы узнаете, кому будет посвящена тема нашего урока.
Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. С. И. Ожегов
--Как вы думаете, какая цель стоит перед нами?(Цель: Объяснить отличие человека от других объектов живой природы.)
Вывешивается «Человек—это часть природы, её живого мира.»
Слайд 4.
--Итак, человек - это часть природы, ее живого мира. Расскажите, что вы уже знаете о человеке. (строение его тела, умение воспринимать и запоминать) (Ответы учащихся.)
-- Слово экспертам. (Магомедов Ф.)
Слайд 5
-- Древнегреческий философ Платон отвечал на вопрос «Кто такой человек?» «Человек это двуногое животное без перьев.»
--Через 2000 лет известный физик и математик Б. Паскаль возразил Платону:
« Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится.»
Слайд 6
--Выскажем предположения :Чем человек отличается от животных?
--Сверим свои высказывания с текстом с.90. (самостоятельное чтение)
Работа в группах: распределите карточки с умениями на две доски.
Животные | Человек | |
Произносят отдельные звуки | Произносит звуки, слова, предложения | |
Речь не связная | Речь связная | |
Не могут объяснять, анализировать, сравнивать | Может решать умственные задачи | |
Не изготавливают орудий труда, берут из природы приспособления | Создают различные орудия труда, машины, механизмы | |
Не могут создать чертёж, проект | Может создать чертёж, проект | |
Некоторые могут рисовать | Выполняет разнообразную работу, | |
Пользуются инстинктами | Может писать, резать, пилить и многое другое | |
Опирается на инстинкты | Использует мышление | |
Не ставят цель работы | Может ставить цель предстоящей работы | |
Не проявляет творчество | Может работать творчески |
Слайд 7
--Какой можно сделать вывод? (Человек-разумное, общественное существо).
Физминутка
Слайд 8
- Сейчас, вашему вниманию предлагается фрагмент м/ф
(учащимся демонстрируется отрывок из м/фильма «Маугли», где он ходит на двух ногах, разговаривает)
- Фрагмент какого мультфильма смотрели? Кто главный герой? Что вы о нём знаете? (отвечает подготовленный ученик)
Бондарева Марта:
--Все вы, наверное, помните историю Маугли из «Книги зверей»,
посвященную жизни зверей и человеческого детеныша, которую написал английский писатель Редьярд Киплинг. Писатель долго жил в Индии. От местных жителей он слышал много преданий и среди них легенду о мальчике, воспитанном в волчьей стае. Она и легла в основу его сказки «Маугли».
Мы знакомимся с маленьким мальчиком, когда он бесстрашно входит в волчье логово и вместе с волчатами начинает сосать молоко их матери - грозной волчицы Ракши. Так он становится приемным сыном волчицы.
Отец Волк учит Маугли ремеслу охотника. Медведь Балу втолковывает ему законы джунглей.
--Спасибо.Что Маугли умеет делать так же, как и люди?
(на доске появляется запись: «Маугли в сказке ведёт себя как человек»)
- Как вы думаете, что может быть правдой в истории с Маугли, а что вызывает сомнение?
Слайд 9 «Слово экспертам» (подготовленные дети)
--Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения - самое неприспособленное к жизни из всех существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться.
--Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя, как пойманные животные.
--Артём и Аида нам расскажут о случаях, произошедших в действительности. (слайд---)
3. Групповая, исследовательская работа.
--поработаем в группах.
Работа в группах:
Слайд 10
- Сделайте вывод: почему Маугли не такой, как мы с вами? Что его отличает от нас?
(учащиеся получают карточки с наводящими вопросами):
- Может ли человек, выросший среди животных, прожить долгую жизнь не имея таких зубов, клыков и шерсти, как у зверей?
- Может ли он сам научиться ходить на двух ногах?
- Кто научит его говорить на каком-нибудь человеческом языке?)
(ответы обучающихся)
.Вывод. Человек всё время решает простые и сложные задачи,
преодолевает трудности, делает большие и маленькие открытия.
Всё это возможно потому, что человек умеет думать (мыслить).
Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала.
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла...
И вот остался тигром тигр,
И слон слоном остался
А человек, меняя мир,
Сам в мире изменялся
-Как вы понимаете данные строчки? (ответы детей)
Слайд 11
--Примите на заметку.
Слайд 12
Подведение итогов:
--Вернёмся к высказыванию Ожегова. Что мы добавим к нему и почему.
- (Только человек обладает целенаправленной творческой деятельностью, умеет мыслить.)
Слайд 13
Рефлексия
Оценки
Домашнее задание
Составить рассказ «Чем человек отличается от животного?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2
3 Постарайтесь по данному толкованию определить понятие, и вы узнаете тему нашего урока. Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. С. И. Ожегов Человек Цель: Объяснить отличие человека от других объектов живой природы
4 Что же нам известно о человеке? СЛОВО ЭКСПЕРТАМ
5 Древнегреческий философ Платон отвечал так: «Человек это двуногое животное без перьев.» Через 2000 лет известный физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: « Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится.»
6 Выскажем предположения Чем человек отличается от животных Сверим свои высказывания с текстом. С. 91
7 Сделаем вывод: Человек—разумное и общественное существо
Слово экспертам
9 Сделайте вывод: почему Маугли не такой, как мы с вами? Что его отличает от нас? Человек всё время решает простые и сложные задачи, преодолевает трудности, делает большие и маленькие открытия. Всё это возможно потому, что человек умеет думать (мыслить).
10 Знания не даются человеку от рождения. В течение всей жизни он познаёт мир. Тебе на заметку Благодаря истинному знанию ты будешь, гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него. Альбрехт Дюрер Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем. Конфуций
11 Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. С. И. Ожегов Только человек обладает целенаправленной творческой деятельностью, умеет мыслить.
Сегодня на уроке: Я узнал ….. Я научился… Мне понравилось …. Я бы хотел …. Новые знания мне пригодятся…..
Предварительный просмотр:
Тема: «Органы чувств человека»
1. Сколько органов чувств у человека
2 5 4
2. Соедините стрелочками:
орган зрения ухо
орган слуха нос
орган, который «чувствует» запахи глаз
орган вкуса язык
орган осязания кожа
3.Для чего нужен слух?
__________________________________________________________
4. Что такое обоняние?
__________________________________________________________________________________________________________________
5. Дополни предложение:
Основание языка чувствительно к___________________________
Края языка чувствительны к _______________________________
Кончик языка чувствителен к_______________________________
6. Что такое осязание?
____________________________________________________________________________________________________________________
Тема: «Органы чувств человека»
1. Сколько органов чувств у человека
2 5 4
2. Соедините стрелочками:
орган зрения ухо
орган слуха нос
орган, который «чувствует» запахи глаз
орган вкуса язык
орган осязания кожа
3.Для чего нужен слух?_____________________________________
__________________________________________________________
4. Что такое обоняние?____________________________________
_________________________________________________________________
5. Дополни предложение:
Основание языка чувствительно к___________________________
Края языка чувствительны к _______________________________
Кончик языка чувствителен к_______________________________
6. Что такое осязание?
____________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира 2 класс по теме "Растительный и животный мир тропических лесов"
В презентации представлены фотографии и краткий информационный материал по теме урока ( программа " Школа 2100")...
Конспект урока окружающего мира 3 класс (автор А.А.Плешаков) "Организм человека"
Цель урока: познакомить детей с организмом и органами человека, органами чувств и их значением для человека, учить беречь органы чувств. Задачи урока:Обучающие: - познакомить уч...
Урок окружающего мира 4 класс "Организм человека"
Урок обощения материала по теме "Организм человека". Форма работы - групповая....
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "На службе у человека" "Школа 2100"
Презентация к уроку по окружающему миру УМКа "Школа 2100" тема "На службе у человека" с использованием сингапурских структур....
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира, 3 класс "Организм человека и его здоровье" УМК "Гармония"
Использование анимированного кроссворда, обобщающего теста на основе электронной оболочки создания тестов, создание памятки (интеллект - карты) в группах "Как сберечь своё здоровье", заполнение таблиц...
урок окружающего мира 2 класс ПНШ "Наши помощники-домашние животные"
Цель: углубление и расширение знаний детей о домашних животных....