урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Балашкина Татьяна Борисовна

Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Надеюсь, что данная работа поможет многим учителям, работающим по данной программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект   урока  окружающий мир, 4 кл .

Балашкина Т.Б.

УМК« Начальная школа 21 века»

Чем  человек  отличается от животных

Тема:  Человек   умеет   думать   и   говорить 

Цели: Объяснить отличие  человека  от других объектов живой природы; расширять знания учащихся о человеке; воспитывать самоуважение, стремление к самопознанию и саморазвитию.

Ход  урока .

Орг. Момент.

(слайд 2)

--посмотрите небольшой фрагмент и будьте готовы ответить на вопросы. (Ералаш выпуск №53)

--Сколько учеников было в первобытной школе? (9)

--Что ел первобытный ученик? (банан)

--С какой парты пошёл первый ученик? (3)

--Что сказал учитель? Завтра с родителями в пещеру директора)

--Где появилась шишка у педагога? (на лбу, справа)

--Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. А что помогло вам это сделать? (внимание и память).

--Дайте определение этих понятий. (ответы учеников)

--Вы сказали, что память основана на органах чувств. Маленький тест вашему вниманию. (дети делают тест «Органы чувств»)

(слайд 3)

Постановка проблемы

- Постарайтесь по данному толкованию определить понятие, и вы узнаете, кому будет посвящена тема нашего урока.

Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.                                                               С. И. Ожегов

Появляется  слово  « человек ».

--Как вы думаете, какая цель стоит перед нами?(Цель: Объяснить отличие человека от других объектов живой природы.)

Вывешивается «Человек—это часть природы, её живого мира.»

Слайд 4.

--Итак, человек - это часть природы, ее живого мира. Расскажите, что вы уже знаете  о человеке. (строение его тела, умение воспринимать и запоминать) (Ответы учащихся.)

-- Слово экспертам. (Магомедов Ф.)

Слайд 5

 -- Древнегреческий философ Платон отвечал на вопрос «Кто такой человек?» «Человек это двуногое животное без  перьев.»

--Через 2000 лет известный физик и математик Б. Паскаль возразил Платону:

 « Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится.»

Слайд 6

--Выскажем предположения :Чем человек отличается от животных?

--Сверим свои высказывания с текстом с.90. (самостоятельное чтение)

Работа в группах: распределите карточки с умениями на две доски.

Животные

Человек

Произносят отдельные звуки

Произносит звуки, слова, предложения

Речь не связная

Речь связная

Не могут объяснять, анализировать, сравнивать

Может решать умственные задачи

Не изготавливают орудий труда, берут из природы приспособления

Создают различные орудия труда, машины, механизмы

Не могут создать чертёж, проект

Может создать чертёж, проект

Некоторые могут рисовать

Выполняет разнообразную работу,

Пользуются инстинктами

Может писать, резать, пилить и многое другое

Опирается на инстинкты

Использует мышление

Не ставят цель работы

Может ставить цель предстоящей работы

Не проявляет творчество

Может работать творчески

Слайд  7

--Какой можно сделать вывод? (Человек-разумное, общественное существо).

Физминутка

Слайд 8

- Сейчас, вашему вниманию предлагается фрагмент м/ф
(
учащимся демонстрируется отрывок из м/фильма «Маугли», где он ходит на двух ногах, разговаривает)

- Фрагмент какого мультфильма смотрели? Кто главный герой? Что вы о нём знаете? (отвечает подготовленный ученик)

Бондарева Марта:

--Все вы, наверное, помните историю Маугли из «Книги зверей»,

посвященную жизни зверей и человеческого детеныша, которую написал английский писатель Редьярд Киплинг. Писатель долго жил в Индии. От местных жителей он слышал много преданий и среди них легенду о мальчике, воспитанном в волчьей стае. Она и легла в основу его сказки «Маугли».

Мы знакомимся с маленьким мальчиком, когда он бесстрашно входит в волчье логово и вместе с волчатами начинает сосать молоко их матери - грозной волчицы Ракши. Так он становится приемным сыном волчицы.

Отец Волк учит Маугли ремеслу охотника. Медведь Балу втолковывает ему законы джунглей.

  --Спасибо.Что Маугли умеет делать так же, как и люди?

(на доске появляется запись: «Маугли в сказке ведёт себя как человек»)

- Как вы думаете, что может быть правдой в истории с Маугли, а что вызывает сомнение?

Слайд 9 «Слово экспертам» (подготовленные дети)

--Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения - самое неприспособленное к жизни из всех существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться.

--Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя, как пойманные животные.

--Артём и Аида нам расскажут о случаях, произошедших в действительности. (слайд---)

3. Групповая, исследовательская работа.

--поработаем в группах.

Работа в группах:

Слайд 10

- Сделайте вывод: почему Маугли не такой, как мы с вами? Что его отличает от нас? 

 (учащиеся получают карточки с наводящими вопросами):

  1. Может ли человек, выросший среди животных, прожить долгую жизнь не имея таких зубов, клыков и шерсти, как у зверей?
  2. Может ли он сам научиться ходить на двух ногах?
  3. Кто научит его говорить на каком-нибудь человеческом языке?)

(ответы обучающихся)

.Вывод. Человек всё время решает простые и сложные задачи,

преодолевает трудности, делает большие и маленькие открытия.

Всё это возможно потому, что человек умеет думать (мыслить).


Когда наш предок палку взял,

Рукою лапа стала.

Чужую шкуру повязал,

Клык сделал из металла...


И вот остался тигром тигр,

И слон слоном остался

А человек, меняя мир,

Сам в мире изменялся

-Как вы понимаете данные строчки? (ответы детей)

Слайд 11

--Примите на заметку.

Слайд 12

 Подведение итогов:

--Вернёмся к высказыванию Ожегова. Что мы добавим к нему и почему.

- (Только человек обладает целенаправленной творческой деятельностью, умеет мыслить.)

Слайд 13

Рефлексия

Оценки

Домашнее задание

Составить рассказ «Чем человек отличается от животного?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Чем человек отличается от животных Человек умеет думать и говорить Выполнила: у читель начальных классов МАОУ «СОШ №95 с УИОП» Балашкина Т.Б. 1 Окружающий мир 4 класс «Начальная школа 21века»

Слайд 2

2

Слайд 3

3 Постарайтесь по данному толкованию определить понятие, и вы узнаете тему нашего урока. Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. С. И. Ожегов Человек Цель: Объяснить отличие человека от других объектов живой природы

Слайд 4

4 Что же нам известно о человеке? СЛОВО ЭКСПЕРТАМ

Слайд 5

5 Древнегреческий философ Платон отвечал так: «Человек это двуногое животное без перьев.» Через 2000 лет известный физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: « Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится.»

Слайд 6

6 Выскажем предположения Чем человек отличается от животных Сверим свои высказывания с текстом. С. 91

Слайд 7

7 Сделаем вывод: Человек—разумное и общественное существо

Слайд 8

Слово экспертам

Слайд 9

9 Сделайте вывод: почему Маугли не такой, как мы с вами? Что его отличает от нас? Человек всё время решает простые и сложные задачи, преодолевает трудности, делает большие и маленькие открытия. Всё это возможно потому, что человек умеет думать (мыслить).

Слайд 10

10 Знания не даются человеку от рождения. В течение всей жизни он познаёт мир. Тебе на заметку Благодаря истинному знанию ты будешь, гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него. Альбрехт Дюрер Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем. Конфуций

Слайд 11

11 Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. С. И. Ожегов Только человек обладает целенаправленной творческой деятельностью, умеет мыслить.

Слайд 12

Сегодня на уроке: Я узнал ….. Я научился… Мне понравилось …. Я бы хотел …. Новые знания мне пригодятся…..



Предварительный просмотр:

Тема: «Органы чувств человека»

1. Сколько органов чувств у человека

     2        5        4    

2. Соедините стрелочками:

орган зрения                         ухо

орган слуха                           нос

орган, который                                                                                     «чувствует» запахи              глаз

орган вкуса                           язык

орган осязания                     кожа

3.Для чего нужен слух?

__________________________________________________________

4. Что такое обоняние?

__________________________________________________________________________________________________________________

5. Дополни предложение:

    Основание языка чувствительно к___________________________

    Края языка чувствительны к _______________________________

    Кончик языка чувствителен к_______________________________

6. Что такое осязание?

____________________________________________________________________________________________________________________

Тема: «Органы чувств человека»

1. Сколько органов чувств у человека

     2             5        4    

2. Соедините стрелочками:

орган зрения                         ухо

орган слуха                           нос

орган, который                                                                                     «чувствует» запахи              глаз

орган вкуса                           язык

орган осязания                     кожа

3.Для чего нужен слух?_____________________________________

__________________________________________________________

4. Что такое обоняние?____________________________________

_________________________________________________________________

5. Дополни предложение:

    Основание языка чувствительно к___________________________

    Края языка чувствительны к _______________________________

    Кончик языка чувствителен к_______________________________

6. Что такое осязание?

____________________________________________________________________________________________________________________