Урок окружающего мира 4 класс "Организм человека"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок обощения материала по теме "Организм человека". Форма работы - групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizm_cheloveka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Обобщающий урок. Организм человека.

Цели урока: - обобщить знания  о строении организма человека;

                         - воспитывать человека, который умеет заботиться о своём здоровье.

  1. Оргмомент. Актуализация знаний.

-Начинаем урок «Окружающий мир».

(Сценка  о двух ученицах.)

В одном городе живут и учатся две ученицы. У них очень много общего: учатся в одном классе, живут в соседних подъездах, даже день рождения у них в один день. Но при этом они совсем не похожи друг на друга.

    « Я почему-то всё успеваю: в дневнике у меня одни пятёрки и четвёрки, и в соревнованиях я побеждаю, и на конкурсах первая. И с собакой погулять, и маме помочь, и с друзьями пообщаться, и фильм интересный посмотреть – на всё мне времени хватает»

  А вот другая…

    « У меня всё наоборот: и с учёбой не ладиться, и спортом некогда заняться. Да и мама вздыхает: «Дочь не помощница растёт!». Я, конечно, тоже хочу везде успевать, мечтаю быть сильной, бодрой и энергичной. «Так и будет!- сказала мама,- если ты научишься жить в ладу со своим организмом!»

  1. Цели урока.

- А что такое организм? И что значит «жить с ним в ладу?»  На эти вопросы нам надо найти ответы на сегодняшнем уроке.

Сегодня у нас обобщающий урок по теме: « Организм человека».

  1. Обобщение знаний.

- Тело человека – это самая удивительная живая машина. Оно состоит из множества органов, которые объединены в системы и каждая выполняет определённую задачу.

Перечислите основные системы органов человека.

(На доске.)

- органы чувств

- опорно - двигательная система

- нервная система

- органы пищеварения

- органы дыхания

- органы выделения

- органы размножения.

Вот об этих основных системах органов и пойдёт речь на уроке. Каждая система органов необходима для жизни человека и её нельзя заменить.

Класс разделён на группы. Каждая группа будет защищать одну систему органов.

- Все живые организмы живут в какой-то среде. И мы с вами тоже живём в среде.

 Как происходит наша связь со всем тем,  что нас окружает? ( Через органы чувств.)

1-я группа. Девиз на экране: «Органы чувств являются «щупальцами» головного мозга». И. П. Павлов».  

На экране - схема  органов чувств.

На доске – рисунок семьи, где все в очках.

- Что случилось в этой семье?

Сообщение ученика.

-За зрение отвечают глаза. Их называют «окнами в окружающий мир». Именно через них мы больше всего узнаём о том, что происходит вокруг нас. Глаза нужно беречь!

- Что может являться причиной понижения зрения?

( Длительный просмотр телевизора;  плохое питание;

   игра на компьютере; неправильная посадка во время чтения и письма;

    слабое освещение; наследственная предраспорложенность.)

- Где мы с вами живём ? (  На Севере.)

- Врачи отмечают, что почти у половины учеников, живущих на Севере, понижено зрение. Как вы думаете, почему?

- У нас на Севере короткий день, и мы много времени находимся в помещении с искусственным освещением. Поэтому врачи рекомендуют чаще бывать на свежем воздухе при естественном освещении.

- Зрение нужно беречь! Задание группам: записать на листах правила охраны зрения.

ПРАВИЛА ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ.

  1. Соблюдай правильную посадку при чтении и письме.
  2. Лёжа не читай!
  3. Следи за правильным освещением твоего рабочего места.
  4. Свет должен падать слева для тех, кто пишет правой рукой и справа для тех, кто пишет левой рукой.
  5. Береги глаза от ударов!
  6. Делай физкульминутки для глаз.

- У нас в школе есть кабинет коррекции зрения. Встаньте те , кто в этом учебном году занимался в нём.

Все сигналы из внешней среды передают глаза, уши, нос, язык и кожа. А что их принимает? ( На экране схема ) Их принимает  мозг. Мозг спинной и головной, и нервы образуют нашу нервную систему. Она управляет всем организмом. Почему  органы чувств называют «щупальцами головного мозга»?

- Мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, поэтому их и можно назвать «щупальцами головного мозга».  

2-я группа.

Девиз на экране: «Движение – это жизнь!»

- Из чего состоит опорно-двигательная система человека? (Из скелета и мышц.) (Показ скелета.)

- Какую основную роль выполняет весь скелет? ( Опора нашего тела и защита внутренних органов.)

На экране – рисунок ученика с искривлённым позвоночником.

- Что можно сказать об этом ученике? (Искривлён позвоночник.)

- Почему так случилось?

Сообщение ученика.

- Есть такая болезнь – сколиоз. Сколиоз – это боковое искривление позвоночника. Чаще всего он обнаруживается у школьников, мышцы которых ослаблены. У нас, у северян, не хватает солнца и идёт задержка созревания костной и мышечной тканей. И это приводит к неготовности  к длительным нагрузкам на нашу опорно-двигательную систему. Рекомендации для жителей Архангельской области: для укрепления костей летом выезжать в более солнечные регионы.

- У человека более 200 костей. Что является нашей главной костью?  (Позвоночник.)

-От формы позвоночника зависит осанка человека. Задание группам – отметить на рисунках правильную осанку. ( Проверка на доске.)

-Ученики 2-й группы вывели правила сохранения осанки. Послушайте их.

    1. Учись правильно сидеть.

    2. Следи за осанкой во время ходьбы.

    3. Спи на достаточно жёсткой постели.

    4. Выполняй упражнения, укрепляющие мышцы спины.

    5. Чаще бывай на свежем воздухе.

    6. Больше двигайся и занимайся спортом.

   Ведь « Движение – это жизнь!»

ФИЗМИНУТКА.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо,

Спинка ровная у нас,

А осанка – высший класс!

- Какие внутренние системы органов защищает скелет? ( Дыхания, кровообращения, выделения, пищеварения.)

3-я группа.

-Прочитайте на экране: « Человек живёт для того, чтобы есть или ест для того, чтобы жить?»

На экране схема органов пищеварения.

- Зачем человек ест? ( Пища нам нужна, т.к. она содержит питательные вещества. Они в организме распадаются, и человек получает энергию. Она идёт для движения, для поддержания температуры тела и для умственной работы.)

- Посмотрим, правильно ли мы питаемся. Составьте меню на один день – прочитайте на листах название продуктов и подумайте, что можно взять на завтрак, обед и ужин.

 Работа в группах. Проверка.

3-я группа познакомит нас с правилами питания.

    1. Питание должно быть разнообразным.

    2. Чаще ешь фрукты и овощи.

    3. Меньше ешь сладкого.

    4. Питаться необходимо свежими продуктами.

    5. Береги зубы!

На доске рисунок – у мальчика флюс.

- Что можете сказать?

- Зубы играют важную роль в пищеварении. Об исследовательской работе своей группы расскажет Миша Егоров.

- Ученикам нашего класса были предложены следующие вопросы:

     1. Сколько раз в день ты чистишь зубы?

     2. Чистишь ли ты зубы в течение 3-х минут?

     3. Меняешь ли зубную щётку каждые 3 месяца?

     4. Как часто посещаешь стоматолога?

     5. Какой зубной пастой пользуешься?

Результаты получились такие… ( Показ диаграммы и отчёт о результатах.)

Памятка по уходу за зубами.

  1. Чистить зубы 2 раза в день.
  2.  Чистить зубы 3 минуты.
  3. Менять зубную щётку каждые 3 месяца.
  4. 2 раза в год посещать стоматолога.
  5. Выбирать зубную пасту, содержащую кальций, фтор для укрепления эмали.
  6. Принимать витамины.

- Для чего же человек ест? ( Для того, чтобы жить. Ведь жить – это расти и развиваться.)

- Как питательные вещества поступают в клетки организма? ( По крови.)

- Что приводит в движение кровь? ( Сердце.)

На экране – «Сердце – наш неутомимый мотор.»

- Сожмите кулачок – именно такого размера ваше сердце. Сердце относится к кровеносной системе.

4-я группа.

- Сердце – очень важный орган и мы должны его беречь У жителей Архангельской области чаще всего наблюдается нарушение сердечно-сосудистой системы - это одышка, боли в области сердца. Врачи рекомендуют в течение года контролировать двигательную нагрузку, закалять свой организм.

- Свой труд и отдых вы должны уметь планировать, т.е. соблюдать режим дня.

Задание группам: найти и исправить ошибку в распорядке дня для детей 11-12 лет. Объясните своё решение.

Режимные моменты.

Время выполнения.

Пробуждение.

7.00

Утренняя гимнастика, умывание, закаливающие процедуры. Уборка постели.

7.00 – 7.30

Утренний завтрак.

Дорога в школу.

Учебные занятия в школе.

7.30 – 7.50

7.50 – 8.00

8.00 – 13.05

Дорога из школы домой. Прогулка.

13.05 – 14.00

Обед.

14.00 – 14.30

Пребывание на воздухе.

14.30 – 16.00

Приготовление уроков.

16 00 – 18.00

Пребывание на воздухе или занятия в кружках.

18.00 – 19.00

Ужин и свободные занятия.

19.00 – 22.00

Подготовка ко сну.

22.30 – 23.00

Сон.

23.00

 - Неверно время сна - у детей 10-11 лет  сон должен быть не менее 10 часов, чтобы организм отдохнул.

- Кто ложиться спать в 9 часов? Кто придерживается режима дня? Вы станете работоспособнее, а значит здоровее. И чтобы наш мотор – сердце работал надёжно, его надо беречь.

- Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько суток. Чтобы узнать, о какой системе органов нам расскажет 5-я группа, проведём опыт. По моей команде на счёт раз – задержите дыхание. Что произошло? ( Сделали выдох.)

- Без дыхания человек может прожить всего несколько минут. Поэтому важное место в нашем организме занимает дыхательная система.    

На экране – «Для чего и как мы дышим?» и схема органов дыхания.

- Для чего мы дышим? ( Благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляет углекислый газ. Кислород нам нужен для жизни.)

На экране – рисунок лёгких здорового и больного человека.

- Что изменилось? (Лёгкие потемнели.)

- Почему изменился цвет лёгких? (Курение, заболевание.)

- Чтобы этого не случилось, надо заботиться об органах дыхания. Предлагаю сыграть в игру - «Правильно – неправильно». На листочках если считаете высказывание правильным - ставите П, если неправильным – Н.

  1. Берегите горло!   П

  2. Выполняй дыхательную гимнастику.    П

  3. Реже бывай за городом, чтобы ты не смог подышать свежим, чистым  воздухом.   Н

  4. Не закаляй свой организм.       Н

  5. Не начинай курить!   П

Проверка с доски. Исправление неправильных высказываний

-Что мы называем нашей природной одеждой? (Кожа)

-Наша природная одежда весит около  4кг и составляет площадь 2 кв.м.Кожа защищает наш организм и участвует в  работе выделительной системы. Зачастую мы небрежно относимся к ней. А ведь о ней надо заботиться.

Сообщение ученика.

- Я вас познакомлю с правилами гигиены.

  1. Раз в неделю мой тело мочалкой горячей водой с мылом.

  2. Лицо, уши, шею мой 2 раза в день. Чаще мой руки!

  3. Регулярно стриги ногти по мере их отрастания.

  4. Не пользуйся чужими полотенцем, ножницами, мочалкой, расчёской.

ИТОГ УРОКА.

-Наша работа подошла к концу. Вспомните сценку, которую вы видели в начале урока. Что такое организм?  Что же значит –«жить с организмом в ладу»? ( Наш организм устроен сложно и в то же время надёжно.)

- Мы будем беречь и заботиться о нём и в этом нам помогут правила, которые мы сегодня вывели.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Организм человека" 3 класс.

По теме даётся разработка урока и презентация с подробными схемами и опорными таблицами....

Урок окружающего мира "Труд человека", 1 класс

Урок окружающего мира по теме "Труд человека" , 1 класс, система Л.В.Занкова. Разработка урока с презентацией и набором пословиц для работы в группах....

Урок окружающего мира "Организм человека"

Урок окружающего мира  в 3-м классе по теме "Организм человека"...

Урок окружающего мира "Организм человека"

Тема: «Организм человека» Цель: познакомить детей с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.Задачи: 1)    обобщить ра...

Урок окружающего мира "Организм человека", 3 класс (УМК "Гармония", Поглазова)

В работе представлен конспект и презентация к уроку окружающего мира в 3 класса по теме "Организм человека"....

Урок окружающего мира. Организм человека. 4 класс умк ПНШ

Данный урок был проведен как защита проекта. Группы защищали тему своего проекта на уроке обобщения....