урок окружающего мира 2 класс ПНШ "Наши помощники-домашние животные"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Злобина Ольга Анатольевна

Цель: углубление и расширение знаний детей о домашних животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: Наши помощники – домашние животные.

УМК: «Перспективная начальная школа»

Класс: 2

Цель:  углубление, расширение знаний обучающихся о роли домашних животных для человека

Задачи:

  1. обобщить и расширить знания обучающихся о пользе домашних животных для человека;
  2. воспитывать бережное отношение к домашним животным
  3. готовить к домашней исследовательской работе
  4. формировать у обучающихся УУД

Результат: ученики научатся:

-  обобщат и расширят знания о пользе домашних животных для человека,

 получат возможность научиться: - расширят знания о народных приметах;

- получат дополнительные сведения о пользе домашних животных (клей для склеивания переплётов книг, украшения из кожи и пуха и перьев птиц)

-  обогатят словарный запас (брынза).

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Технологии: деятельностный метод обучения, ПДО, ИКТ

Дидактические средства и материалы:        

Для учителя: 

учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, 2 класс;

презентация урока;

наглядно – дидактический материал  «Животные» (домашние питомцы);

энциклопедия «Мир животных»;

кассета с голосами домашних животных «Домики на ферме»;

«ящик» с вещами, которые подарили нам домашние животные .

Для учащихся: 

учебник Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, 2 класс;

рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 2 класс;

карточки, рисунки для работы в группе;

таблички «да», «нет».

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

II.Формулирование  

темы урока.

III. Фиксирование незнаний до изучения темы.

IV.  Постановка цели урока и

V.  Освоение нового материала.

Ну-ка проверь, дружок!

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5.

Передало солнышко всем свое тепло,

Все у нас сегодня будет хорошо!

- Вы хотите, чтобы мы успешно справились с проблемами урока?

- Тогда я уверена, что справимся.

- Что необходимо нам делать, чтобы справиться со всеми проблемами?

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в гости. А у кого именно мы окажемся в гостях, вы узнаете, отгадав загадки.

1. Мордочка ушастая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кот)

2. Четыре грязных копытца

Залезли прямо в корытце. (Поросёнок)

3. Мягкие лапки,

А в лапках царапки.(Собака)

4. Хозяин двора.

Дом-конура.

Виляет радостно хвостом,

Но чужака не пустит в дом. (Собака)

5. Длинное ухо, комочек пуха

Прыгает ловко, любит морковку. (Кролик)

- Кто догадался, о ком пойдет речь на нашем уроке?

- Кто постарается сформулировать тему нашего урока?

Человек и домашние животные

Учитель: Молодцы! Мы сегодня пойдём в гости к самым популярным домашним животным

-  Почему они называются домашними?  (Они живут рядом с человеком, человек заботится о них, строит жилища, кормит, заботится о потомстве)

- Как вы думаете, зачем они нужны человеку?  Такой труд, рано вставать, чтобы доить корову? Варить им?

(по ходу ответов, обобщается и вывешивается табличка)

  1. Продукты питания: мясо, молоко, яйца.)

- Ещё есть важный продукт питания? (молоко)

- Что человек научился делать из молока?

  1. Материал: шерсть, пух, кожа
  2. Рабочие функции (перевозят грузы, пашут огород)
  3. Домашние животные – друзья

Молодцы, многое знаете.  А знаете ли вы?

Игра «Да, нет» 

  • Знаете ли вы, что среди домашних животных есть и растительноядные, и хищники, и всеядные?
  •  Знаете ли вы, чьё молоко человек использует в пищу? Козье использует? Овечье?
  • Знаете, что люди делают нужное для нас из копыт коров?  
  • Где ещё помогают нам домашние животные? Кроме продуктов питания…
  • Все домашние животные – это друзья,  которые занимают свободное время, доставляют удовольствие и с которыми можно общаться.

- Какова же цель нашего  урока? (расширить знания о том, как домашние животные помогают людям)

Первое затруднение возникло при вопросе:  что среди домашних животных есть и растительноядные, и хищники, и всеядные?

На какие группы по способу питания можно разделить всех домашних животных? (хищники, всеядные, растительноядные)

Хищные: собака, кошка.

Всеядные: курица, карась

Растительноядные: корова, коза, пчела.

Второе  затруднение возникло при вопросе:  использует ли человек ещё какое-нибудь  молоко, кроме коровьего, в пищу?

(Работа в группах):  интересно узнать?

 

- Я вам раздала  выдержки из энциклопедий.

- Зачем? Цель этого задания? Прочитаете. Потом что? А остальные дети что делают?

Скажите, во-первых, использует ли человек молоко козы? Овцы? Во- вторых, что вы узнали нового?

1пара:  о козьем молоке

Козье молоко - это полезный и целебный напиток. Оно хорошо подходит

для детского питания, улучшает самочувствие пожилых людей и

страдающих  желудочно-кишечными заболеваниями.

2пара: об овечьем молоке

   Овечье молоко питательно и вкусно. Оно обладает нежным,

немного сладким вкусом.  Из него изготавливают творог, простоквашу,

ценные сорта твердых и мягких сыров, в том числе сыр - брынзу.

3пара: стихотворение о пользе  для здоровья молока

Прочитайте выразительно стихотворение:

В молоке полезных много витаминов и веществ.

Пейте молоко парное, чтобы кариес исчез.

Чтобы кости были крепки, не болела голова.

Настроение чтоб было превеселое всегда!

- Надо пить молоко? Зачем? Тут и витамин роста, иммунитет вырабатывается, нервы крепче.  Мясо и молоко - главные продукты питания.

- О каком ценном продукте забыли? (об яйцах)

- Есть праздник, который не обходится без яиц, что за праздник? (Пасха)

- Любите яйца? В каком виде?

Итог:  Много продуктов питания получает человек от домашних животных? Домашние животные, действительно, наши помощники. Все самые ценные, нужные организму продукты получаем от них.

  • Знаете, что люди делают нужное для нас из копыт коров?  

Из копыт коров готовят клей, которым клеят переплёты книг.

  • Где ещё помогают нам домашние животные? Что еще, кроме продуктов питания человек получает от домашних животных?

Откройте учебник на стр.30 и попробуйте ответить на вопрос: может ли человек прожить без домашних животных? (шерсть, пух, кожу….)

Сейчас  люди научились делать кожезаменитель, искусственные ткани, они тоже очень красивые и намного дешевле  натуральных. Почему люди покупают  кожаные изделия, шерстяные, пуховые?  Они  намного теплее, прочнее, удобнее, красивее.

Физминутка

Рассказ учителя «Как же человеку удалось приручить диких животных»

Самым первым животным, которого человек сделал своим другом, была собака. Древние охотники, загоняя крупного зверя в глубокую яму-ловчину, нередко брали на помощь собак, ценя их удивительно тонкое чутье, способность выслеживать и поднимать с лёжки  зверей. Часть добычи люди отдавали собакам. Так, с общей охоты и началась дружба человека и собаки.

Когда первобытные  люди охотились на кабанов, диких козлов, быков и баранов, они приносили детенышей этих зверей — поросят, козлят, телят, ягнят в свои стойбища . Дети играли с ними, животные привыкали брать пищу из рук людей и постепенно становились ручными. Прирученных животных держали в загонах и на волю не отпускали.

Шло время, столетие проходило за столетием, домашние животные стали сильно отличаться от своих диких сородичей и по внешнему виду, и по характеру. Они миролюбивы и покладисты, не боятся человека, привыкли получать от него пищу, помощь и защиту. В то же время домашние животные растеряли качества, необходимые для выживания в дикой природе. Зато у них выработались свойства, полезные для человека: домашние коровы и козы стали давать больше молока, чем их дикие предки, овцы — больше пуха и шерсти, свиньи — больше мяса и сала.

Во все времена люди с любовью и заботой относились к четвероногим помощникам, кормильцам и друзьям. Люди изображали своих любимцев сначала на наскальных рисунках, потом на глиняной посуде, вышивали их на занавесках, полотенцах, скатертях, вырезали из дерева и камня.

Они и сейчас живут рядом с нами — наши верные друзья и неизменные спутники — домашние животные.

О них слагали стихи, сказки и легенды. О кошках, собаках, коровах, лошадях, овцах, козах и свиньях придумано множество пословиц и поговорок, а поведение этих животных отразилось в большом количестве народных примет, связанных с природными явлениями и жизнью человека.

Отвечают на вопросы учителя

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель.

Работают с выдержками из энциклопедии, находят важное из данной информации.

Выполняют физминутку.

Л. самоопределение;

Л.смыслообразование;

Л. внутренняя позиция школьника;

 

К. формулирование

Р. формируем  умение соотносить то, что известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Р. и П.  формируем умение определять цель деятельности на уроке, в том числе познавательной;

Р. формируем умение действовать по плану

П. формируем умение выбора основания для классификации объектов

П. извлечение необходимой информации их прочитанных текстов;

К.  формируем умение слушать и понимать других;

К. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

К. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

К. формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Л.  Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

П. формируем умение составлять целое из частей (синтез), в том числе с самостоятельным

достраиванием

П. формирование умений поиска и выделения необходимой информации, обобщения;

П. формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

П.  формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

К. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Л. формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

П.  формируем умение извлекать информацию из услышанного

.

VIII. Самооценка

X. Итог урока

XI. Фиксация дополнительного материла, изученного на уроке

XII. Домашнее задание

Викторина. «Я знаю!»

Учитель:А теперь очень хочется проверить, хорошо ли вы знакомы со знаменитостями из мира животных.

Учитель зачитывает вопрос. Командам даётся время на обдумывание, после чего ответ даёт выбранный детьми участник.

1. Кто любил повторять: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд)

2. Собака, которая любит поохотиться с фоторужьём? (Шарик)

3. Собаки, которые первыми полетели в космос? (Белка и Стрелка)

4. Вечный противник мышонка Джери. (Том)

5. Артист, который руководит целым кошачьим театром. ( Ю.Куклачёв)

6. Он-кот, звезда экрана,

Практичен, мудр и деловит.

Сельскохозяйственными планами

На всю Россию знаменит. (Матроскин)

Учитель: Молодцы, а теперь мы немного разомнёмся!

Физкульминутка «Собачий вальс».

Детям поочерёдно показываем карточку кошки и карточку собаки. Когда дети видят кошачий портрет, они замирают. Двигаться вновь можно только при показе карточки с собакой

Вы не напомнили, что домашние животные ещё предсказывают … погоду. Про что это я? Народные приметы.  Дома вам нужно было найти народные приметы о домашних животных

Какие знаете про… собак? про  лошадь?  про гуся? про кошку?

  1. Собаки мало едят, много спят, катаются по земле… к плохой погоде.
  2. Лошадь храпит … перед ненастьем.
  3. Гусь стоит на одной ноге и хлопает крыльями… к непогоде.
  4. Кошка свернулась клубочком и прячет нос – к морозу.

Учитель: Я знаю,что вы приготовили очень интересные заметки про животных. Давайте послушаем их. (Слушаем заранее приготовленные выступления учеников. Заметки раздаются детям за 2-3 дня до игры). Но можно дать задание детям самостоятельно подготовить интересные факты из жизни животных.

Ученик 1. Многие владельцы кошек не без оснований считают, что их питомцы способны предсказывать будущее и, в частности, возвращение в дом одного из его обитателей. Одна женщина рассказывала, что именно по поведению кошки узнает о приходе друзей, так как кошка перед их визитом идет в столовую и начинает усердно умываться.

Ученик 2. Зачем кошкам усы? На этот вопрос ученые отвечают просто: усы нужны для осязания, а вовсе не для красоты. Как правило, длина усов составляет не более 7 см, однако один кот отличился супер-длинными усами. Кошка породы мейн-кун по имени Мисси, проживающая в Финляндии, познает мир при помощи 19-сантиметровых усов.

Ученик 3 Хотите определить, сколько лет Вашей кошке по человеческим меркам?

Если вашей кошке - 3 года, это соответствует человеческим 21 году.

Если 8 лет, то по человечески - 40.

Если 14, то 70 человеческих лет.

Ученик 4 Нюх у собак прекрасно развито. Собака постоянно обнюхивает воздух, землю и близлежащие объекты для того, чтобы сориентироваться в мире. Обонятельный центр головного мозга располагается на лбу собаки сразу над глазами. У разных собак уровень обоняния различен. Известно, что в целом собака различает около полумиллиона запахов, в то время как человек – всего несколько тысяч.

Работа в тетради на печатной основе.

Тетрадь задание 34, 35 Догадались, какая цель задания?

- Зад. 34: определить, к какой группе относится каждое животное.

- зад. 35: дополнить своими примерами каждую группу животных.

- Что особенно заинтересовало на уроке?

- Что нового узнали?

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

-Чему научил урок?

-Вернёмся к нашему выводу  «Человек не сможет жить без своих помощников - домашних животных»

- Мы будем продолжать заботиться о них, потому что люди в ответе за тех, кого приручили. Я вам скажу вот что…человек, который любит животных – добрый человек. А  «Доброта спасёт мир», есть такая очень умная пословица.

Кто любит собак или прочих животных,

Серьёзных котят и  щенков беззаботных,

Кто может любить и  козла, и осла,

Тот людям вовеки  не сделает зла!

Блиц-викторина « Верю-Не верю».

У детей сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Звучит вопрос, после которого дети должны ответить либо «да»,либо «нет»,проголосовав карточками. Зелёная карточка –Да, красная –Нет.

1. Верите ли вы, что у кошки 100 зубов?(Нет, их 20)

2. Верите ли вы, что кошка -долгожительница прожила 36 лет? (Да)

3. Верите ли вы, что одна кошка поймала за свою жизнь 12480 мышей? (Да)

4. Верите ли вы, что самая толстая собака весит 58 кг? (Да)

5. Верите ли вы, что температура 39-это нормально для собаки? (Да)

6. Верите ли вы, что собака может отравиться шоколадом? (Да)

7. Верите ли вы, что кошки могут производить около 100 звуков? (Да)

- Кроме этого мы на  уроке  обогащали наш словарный запас.  

- Что такое «кумыс»? «брынза»?

- Что изготавливают из копыт коров?

Дом.задание: стр. 29 -31 отв. на вопросы

Тетрадь зад6 36, 37.

Отвечают на вопросы. Читают в учебнике информацию

Самостоятельно работают в тетради.

Проводят самооценку.

К. формирование умений  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть диалогической формой речи

П.  формируем умение извлекать информацию из увиденного

Л. формируем доброжелательность, внимательное отношение к животным и людям, оказание помощи тем, кто в ней нуждается

Р. формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Р. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Л. установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

(значение для каждого)

-Чем животные платят людям за любовь, ласку, внимание?

Корова                           молоко, кефир, масло, мясо, сметана, сыр

Поросята                       мясо, жир, кожа

Куры                              яйцо, пух, мясо

Овцы                             шерсть, мясо, шкура

Пчелы                           мед, воск, лекарства

Собаки                         охрана жилья, транспортное средство, общение

Работа в группах. Игра «Магазин». 

Вы пойдёте в магазин и купите продукты. Первая группа от домашних птиц, 2 – от животных, 3 – от пчёл. Какие продукты вы купили? Учащиеся отвечают на вопрос.

Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: "Мир - прекрасен!"

Сегодня вы все хорошо работали на уроке. Скажите себе: "Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!" Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира потеме "Осень в жизни животных" УМК "Гармония" 3 класс

Урок по теме «Осень в природе. Изменения в жизни животных.» разработан в рамках УМК «Гармония». В ходе урока применены различные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Урок построен с п...

Урок окружающего мира по теме: "Какие бывают животные?" 2 класс.

Урок окружающего мира "Какие бывают животные?". Урок изучения нового материала. УМК "Школа России", 2 класс. На уроке использовались групповые и парные формы работы. Для повышения познавательной актив...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Урок окружающего мира. Тема «Дикие и домашние животные». 2-й класс .

Тип УЗ: изучения новых знаний и первичного закрепленияТема: «Дикие и домашние животные»...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

Конспект урока окружающего мира "Зимняя пора в жизни животных",3 класс, УМК "Гармония"

Конспект  урока окружающего мира "Зимняя пора в жизни животных".Тип урока: урок открытия новых знаний. В ходе данного урока учащиеся обобщат знание классификации животных, уточнят...