Урок-исследование русского языка "Соединительные гласные -О-, -Е- в сложных словах" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Карданова Светлана Хасанбиевна
Урок проведен в рамках месячника учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №17»

Урок-исследование

по русскому языку

в 3 «А» классе

(Открытый урок в рамках месячника)

                               Учитель: Карданова Светлана Хасанбиевна

2012-2013 учебный год

Цели и задачи: создать условия для исследовательской деятельности учащихся при   объяснении нового материала;

научить  детей через составленный алгоритм правильно писать                              соединительные гласные – о –, – е –  в сложных словах, то есть решать учебную задачу.

Развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать.

                 Практические умения: работать с алгоритмами, опорными схемами;

         развивать память, внимание, речь учащихся.

Воспитательные: Создавать эмоционально-ценностное отношение к                  предмету, к своему краю, к Родине; воспитывать информационную культуру учащихся через работу с ЦОР, ЭОР.(Слайды №1, №2)

Оборудование: схема-карта на каждого ученика, карточки с заданиями,         модель урока на доске, разноцветные карточки для учащихся. Интерактивное оборудование, программное обеспечение.        

Ход урока

I. Орг. момент.

    Актуализация опорных знаний.

1. Знакомство с эпиграфом урока (слайд №3)

«Российскому патриоту любой подвиг в охоту» - это эпиграф нашего урока.

- Как понимаете пословицу?

- Кого можно назвать патриотом? (Того, кто любит своё Отечество, предан своему народу, большой и малой родине)

- О каком подвиге идёт речь? (защита Родины, труд, знание истории, культуры, народных традиций)

Сегодня очень много говорят о том, что каждый человек должен быть патриотом своей Родины. Ведь тогда страна становится могучей, крепкой.

 Родина – это не только страна. Что ещё можно назвать Родиной? (Край, город, дом)                

Сегодня на уроке мы поговорим и родине, и о труде, и о доме.

Работа предстоит серьёзная. Настроение должно быть хорошее, рабочее и у вас, и у меня.

2. Моделирование урока.

- Сегодня урок-исследование. Вот модель нашего урока (на доске)

Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение урока все будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах. Учащиеся получают маршрутные листы. (Слайд №4)

Маршрутный лист

        

Отлично (красный) кр.

Сомневаюсь (жёлтый) ж.

Не получается (синий) с.

3. Выявление настроя учащихся на работу, настроения.

II. Актуализация новых знаний.

1. Минута чистописания.

- Зачем этот этап? (Чтобы исследовать  новое, нужно вспомнить, что мы уже знаем).

Слайд №5        (И на доске)

Домик

Домработница

Домище

Дом

- Что можно сказать об этих существительных? (Однокоренные, существительные муж./женск. рода, единств. числа, одуш./неодуш., нарицательные)

- Какое слово лишнее? (Домработница)

- Почему? (Т.к. одушевлённое, сложное, состоит из двух основ)

Учащиеся выходят к доске и выделяют основы.

- Что означает слово «сложный»? (Слово, состоящее из двух основ).

- Сложные слова будут в центре внимания и сегодня. Тема урока – Сложные слова.

/Запись темы на доске. Записать число, классная работа в тетради/

- С чего начинается работа в тетради? ( С минуты чистописания)

- Зачем этим нужно заниматься? (Тренируем руку, это необходимо для правильного и красивого письма)

- Догадайтесь, что будем писать на минутке чистописания? Это сочетание букв, которое образует общий корень в этих родственных словах.

- Списать однокоренные слова. Разобрать их по составу.

- Оцените свою работу на этом этапе.

2. Постановка проблемы.

- Посмотрите на доску. Какое задание можно предложить по предложенной записи?

Слайд №6                                       

                

                        О

(Составьте другие сложные слова с этими же корнем, соединяя только основы).

Вывод - проблема

- Всегда ли достаточно только две основы, чтобы получились сложные слова?

- Какова цель урока? (Узнать как нужно соединить две основы, чтобы     получилось сложное слово)

- Как решать эту проблему? (Провести наблюдение исследование)

- Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока.

Если проблема ясна, в путь.

3. «Открытие»

- Отгадайте и запишите слова, которые мы будем исследовать.

Слайд №7        Слайд №8

Я вдыхаю много пыли,                                          Пылесос

Чтобы вы здоровы были.

Слайд №9        Слайд №10

Закричу, заурчу,         Вертолёт

под небеса улечу.

Слайд №11                                             Слайд №12

Назовите древнейшее занятие         Земледелие

кабардинцев и балкарцев

Слайд № 13

А сейчас загадка о лекарственном растении Кабардино-Балкарии. В народе его называют травой от 99 болезней. В старину оно считалось волшебным растением, говорили, что оно отгоняет злых духов, болезни и предохраняет человека от нападения диких зверей. Что это за удивительное растение?

Слайд №14

Зверобой

4. Наблюдение за словами.

- Расскажите, как вы исследовали слова. (Подбор однокоренных слов).

- Какой вывод можно сделать?

- Что соединяет основы? (Чтобы получились сложные слова, нужны соединительные гласные).

- Давайте отдохнём, а потом составим алгоритм наших действий для определения соединительных гласных в сложных словах.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы листики осенние.

 На веточках сидим,

 Дунул ветер – полетели.

 Полетели, полетели и на землю сели.

 Ветер снова набежал и листочки все поднял,

 Повертел их, покружил и на землю опустил.

 Дети выполняют действие (приседают, кружатся) в соответствии с текстом.

5. Создание алгоритма правописания сложных слов с соединительными гласными.

- Итак, что мы планировали сделать? (Составить алгоритмы)

Слайд №15

Значок «велосипед»

- Что означает этот знак?

- Работа в парах.

- Правильно. Работаем в парах.

        Проверяем

        - С чего начнём?

Читаем слова, выделяем основы.

        ___________ ? ____________

        - Какой итог будет первым?

(Все записанные слова имеют по две основы).

- Что делаем потом?

(Выделяем соединительные гласные)

________ о__________                          ___________ е __________

6. Значок «Давай подумаем». (Слайд №16)

( Сформулируйте правило, т.е. сделаем вывод)

(Слова, состоящие из двух основ, называются сложными словами. Соединительными гласными в сложных словах могут быть только гласные буквы

-о-, -е-.)

- А что ещё интересного заметили на уроке?

( Не все сложные слова соединяются с помощью гласных. Например, домработница).

- Хочется ещё обратить внимание на то, что в русском языке есть слова-исключения, в которых пишется не соединительная гласная –о- или –е-.

Например, Пятигорск.. Название города «Пятигорск» произошло от балкарского Беш (пять)+тау (гора) – Пятигорье.

- Вернёмся к словам, которые создали проблему в начале урока. Объясните их написание (домохозяйка, домосед, домовладелец)

- Проверим, как вы поняли основное правило урока.

- Почему мы исследовали слова, связанные с нашим домом? (Это малая родина).

- Предлагаю совершить путешествие по нашей Родине в разные уголки страны, туда, где люди совершают свой трудовой подвиг.

7. Работа в группах.

- Выберите, в какую отрасль производства вы бы хотели отправиться.

1) Животноводство.

2) Растениеводство.

3) Градостроение.

4) Земледелие.

5) Приборостроение.

6) Машиностроение.

Задания для групп

1 гр.  Выпишите сложные слова. Выделите основы, подчеркните соединительную гласную.

Пастух, скотовод, животновод, птицевод, птичник, коневод, конюх, пчеловод, овцевод, барашек.

2 гр.    Выпишите сложные слова. Выделите основы, подчеркните соединительную гласную.

Цветовод, цветник, цветной, овощевод, садовод, овощехранилище, овощной, зерновоз.

3 гр.  Вставьте соединительную гласную:

Сам…свал

стал…вар

град…строитель

мног…этажка

груз…перевозки

бетон…мешалка

4 гр. Вставьте соединительную гласную:

Хлеб…уборка, сен…кос, земл…пашец, земл…делец, зерн…воз, хлеб…воз.

 

5 гр. Вставьте соединительную гласную:

Мыш…ловка, зуб…чистка, дыр…кол, стекл…рез, огн…тушитель.

6 гр. Выбрать слова, которые подходят к данной схеме:

(8 букв)

Бензовоз, луноход, электровоз, пароход, вертолёт, молоковоз, самолёт, паровоз.

Представители от каждой группы называют соединительную гласную в словах своей группы.

- Оцените, как вы поняли основное правило урока.

8. Самостоятельная работа

(Разноуровневые задания).

- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

- Выбрать уровень и показать соответствующий сигнал

1-й уровень. Списать, вставить соединительную гласную. Выделить основу, корень.

Скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, мор…ход, солнц…пёк.

2-й уровень. Составить и записать сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.

3-й уровень. Придумайте по 3 слова с соединительными гласными -о-, -е-.

- Оцените свою работу (О/работу)

III. Итог.

- Какова была цель урока?

- Мы её достигли?

- Воспроизведёте по алгоритму правило?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что показалось трудным?

- Вспомните эпиграф урока. Почему на уроке использовались слова, связанные с домом, профессией, трудом людей.

(Дом – это маленькая родина, труд – это тоже подвиг)

- Оцените свою работу на листах с комментированием. (Слайд №17,18)

Д/з: стр. 86, упр. 4 (списать, вставляя пропущенные безударные гласные, которые можно проверить ударением). (Слайд №19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – исследование по русскому языку с применением информационных технологий в 4 классе по теме «Повторение знаний о существительном. Слово Доброта».

МБОУ «Трёхозёрская средняя общеобразовательная школа»Спасского муниципального района Республики ТатарстанУрок – исследование по русскому языкус применением информационных технологий в 4 классепо теме...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Соединительные гласные о,е в сложных словах"

Урок русского языка в 3 классе по образовательной программе "Школа 2100".Тип урока - открытие новых знаний и способов действий.Урок - исследование направлен на формирование умения образовывать сложные...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Соединительные гласные о,е в сложных словах"

Урок русского языка в 3 классе по образовательной программе "Школа 2100".Тип урока - открытие новых знаний и способов действий.Урок - исследование направлен на формирование умения образовывать сложные...

Урок русского языка в 4 классе на тему: Соединительные гласные «-о-», «-е-» в сложных словах», 4 класс.

Урок русского языка в 4 классе на тему: Соединительные гласные «-о-», «-е-» в сложных словах», 4 класс....

Сценарий урока русского языка Тема урока: «Сложные слова, соединительные гласные о, е в сложных словах»

Тип урока: «открытие» нового знания • Дидактическая цель: создать условия для формирования нового понятия «сложные слова» учебник «Русский язык» Чура...