Урок русского языка в 3 классе. "Соединительные гласные о, е в сложных словах".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Творческая разработка урока по русскому языку в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема: «Соединительные гласные о и е в сложных словах.»

Тема урока: «Соединительные гласные о и е в сложных словах.»

Цели: путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать  умение образовывать сложные слова, правильно писать их.

Ход урока.

I.Организационный  момент.

(Проверка готовности к уроку)

II.Актуализация знаний.

2.1 Чистописание

http://festival.1september.ru/articles/533278/img1.jpg

- На какие две группы можно разделить звуки, которые обозначают эти буквы? (Звуки можно разделить на две группы – твердые и мягкие, глухие и звонкие.)

- Дайте полную характеристику звуков. (Согласные, могут быть твердыми или мягкими, глухими или звонкими, парными.)

- Запишите.

Оценка каллиграфических умений.

  1. Задание 1.

На доске записаны слова:

Молоковоз, командующий, однокомнатная, языковед, чемоданчик.

- Запишите только сложные слова, графически докажите свой выбор.

Фронтальная проверка знаний. Прочитайте выписанные слова.(Молоковоз, однокомнатная, языковед)

 Докажите выбор данных слов. ( В каждом слове есть два корня)

Оценка работы класса. Что помогло вам успешно справиться с заданием? (знание способа определения сложных слов)

  1. Проблемная ситуация.

- Что такое сложные слова? (Это слова, у которых два корня).

Если взять два корня, то всегда ли это достаточно, чтобы получилось сложное слово? ( да, нет, не знаем)

Попробуйте образовать от двух корней -руб-, -лёд- сложное слово. Получилось? (нет). Почему не получается? (мы не знаем как соединить два корня, чтобы получилось сложное слово)

                2.4 Учебная задача.

Какой вопрос возник? (как соединить два корня, чтобы получить сложное слово) На доске : _______?_______

  1. Открытие нового знания.

3.1 Поиск решения учебной задачи.

     Групповая работа.

Хотите сами открыть, как соединить два корня? (да)

Проведите наблюдение за группой слов. Сделайте вывод, как соединяются  два корня в сложных словах. Своё решение подготовьте защищать перед классом.

 1,3 группы.   водопад

                       долгоносик

                       носоглотка

План работы.

1. Спишите. Выделите корни.

2. Понаблюдайте, какие гласные соединяют два корня в сложных словах.

3.Подчеркните эти гласные.

4.После каких согласных написано о?

5.Какой вывод можно сделать?

6. Составьте графически схему сложного слова.

2,4 группы.    мореход

                        камнепад

                        путеводитель

План работы.

1. Спишите. Выделите корни.

2. Понаблюдайте, какая гласная соединяет два корня в сложных словах.

3.Подчеркните эту гласную.

4.После каких согласных написано е?

5.Какой вывод можно сделать?

6. Составьте графически схему сложного слова.

3.2 Проверка и оценка групповой работы. Первая группа представляет свой вариант выполнения задания (у данных слов общая гласная о, которая соединяет два корня и пишется после твёрдых согласных ______ о_______)

 Ребята третьей группы дополняют, уточняют оценивают графические схемы.

Вторая группа представляет свой вариант выполнения задания (у данных слов общая гласная е, которая соединяет два корня и пишется после мягких согласных).Ребята четвёртой группы дополняют, уточняют, оценивают графические схемы_______ е_______)

3.3 Вывод по учебной задаче.

Что нам помогает соединить два корня, чтобы получить сложное слово.(гласные о, е)

Заполните графическую схему.

Как вы думаете, как называются  гласные О и Е, которые соединяют два корня в сложных словах? (соединительные)

Сформулируйте тему урока.  (Соединительные гласные о и е в сложных словах)

IV. Первичное закрепление.

4.1 Работа в паре.

Откройте учебник на стр.106., прочитайте правило и вставьте в «Помогайку» пропущенные слова.

Помогайка.

  1. После букв твёрдых согласных пиши - _______.
  2. После букв _______ согласных пиши – е.
  3. После букв ж, ш пишется- ___.

Проверка и оценка работы в паре. Представитель пары читает свой вариант выполнения задания, остальные пары дополняют, уточняют, комментируют.

4.2 Задание 1. Пользуясь «Помогайкой», определи, какую букву надо писать на месте пропуска.

Пул.мёт, утк.нос, овощ.вод, мух.мор, пеш.ход, земл.коп, чуж.странец.

Спиши, выдели корни, подчеркни соединительную гласную.

Проверка и оценка работы класса.

Что помогло справиться с заданием? (Мы знаем какую соединительную гласную нужно вставлять между двух корней )

V. Контроль.

Самостоятельная работа.

Образуйте сложные слова из данных пар слов. Запишите сложные слова. Выделите корни. Подчеркните соединительную букву.

Падать, листья -                 Сосать, пыль –

Класс, первый -                  Муха, морить –

Лёд, колоть-                       Лес, рубить-

Проверка и оценка работы. Почему в классе многие ребята так хорошо написали работу, получили (+)? ( мы умеем соединять два корня, чтобы получилось сложное слово). Почему у тебя (-)? (я забыл записать соединительные гласные) А с какими соединительными гласными ты познакомился сегодня на уроке?(о,е) Что надо сделать чтобы завтра получить (+)? (мне надо не забывать про соединительные гласные о,е)

VI. Рефлексия.

Что было сложного в начале урока? (Мы не знали как соединить два корня, чтобы получилось сложное слово)

Сейчас вы сможете составить сложные слова? (да)

Почему сможете? (Мы знаем, что сложные слова состоят из двух корней, которые соединяются гласными о и е)

Задайте «умные» вопросы.

Как называются гласные О, Е в сложных словах?

Когда пишется соединительная гласная О (Е)?

Какая соединительная гласная пишется после букв ж, ш в сложном слове?

  1. Итог урока.

Что нового мы узнали на уроке? (Мы узнали, что корни в сложных словах соединяются гласными О,Е)

  1. Домашнее задание.

С .45, у. 84.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2классе "Безударная гласная в корне слова"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа-2100". Тема: "Безударная гласная в корне слова"...

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Звук [ы], гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе.Развивать речь, мышление, память.Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету....

Презентация "Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

Фрагмент урока на изучение и проверку знаний по теме "Безударные гласные в корне слова"...

Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС

Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Понятие о сложном слове, его строении"

Тема урока: Понятие о сложном слове, его строении. Соединительные гласные о, е.Цели урока: формирование понятия «сложные слова»Планируемые результаты:·        Предме...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Лексическое значение сложного слова"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Лексическое значение сложного словаЦели урока: путём наблюдения над значением корней научиться понимать и объяснять лексическое значение сложного слова.Планиру...

Конспект урока русского языка «Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука»(УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об безударных гласных звуках в словах ворона, сорока и др. и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее предс...