Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе "Гласные буквы Ё, ё."
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Сурова Елена Владимировна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

в 1 классе

по программе «Школа России»

Тема урока: «Гласные буквы Ё,ё»

Разработала:

учитель  начальных  классов

Васильева Елена Владимировна

Тема урока: Гласные буквы Ё, ё.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом  (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

     Этапы урока

                                                                        Содержание

Формируемые УУД

                          Деятельность учителя

             Деятельность учащихся

1.Включение в учебную деятельность

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

4. Применение нового знания.

5. Подведение итогов урока.

Рефлексия урока.

 - Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

 - Давайте улыбнёмся друг другу.  Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

  - Вспомним, с помощью чего мы общаемся?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

 - На что делятся слова?

 - Из чего состоят слова?

 - Какие бывают звуки?

 - Какими бывают гласные звуки?

 - Какими бывают согласные звуки?

  - Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных?

 - Какие друзьями мягких согласных? Почему?

 - Какие буквы мы называем хитрыми?

 - Почему?

  -Хотите узнать ещё одну хитрую букву?

 - Тогда проведём небольшое исследование.

 

 - Назовите, что изображено на картинках.

 - Найдите одно слово, исключив два  лишних.

  1. Знакомство со звуками [й'], [о].

 - Произнесите слово по слогам.

 - Сколько слогов в слове ёжик?

 - Какой слог первый?

 - Какой второй?

  -Произнесите несколько раз первый слог.

 - Какие звуки слышите?

 - Сколько их?

 - Какой первый?

 - Какой второй?

 - Составим схему слова ёжик.

 - Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]?

 - Какую цель поставим на уроке?

 - Какая тема нашего урока?

2.Знакомство с буквами Ё, ё.

- Ёжик пришёл не один. Он вам  принёс на иголках новую букву.

- Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).

-  На что похожа буква?

 - Буква Е передохнула,

   И тотчас же на нее

   Пара птенчиков вспорхнула –

   Получилась буква Ё.

 - Ё – не Е, взгляните сами:

   Буква с точками-глазами.

   А снимите точки с Ё –

   Превратите в Е её.

   Е и Ё – родные сестры,

   Различать сестер не просто.

   Но у буквы Ё две точки,

   Словно в лесенке гвоздочки.

  1. Физкультминутка «Ёжик»

 - Вместе с ёжиком немножко отдохнём.

 - Как вы думаете, куда спешил ёжик?

 - Может быть, ёжик спешил к кому-то на день рождения?

  - Ребята, а знаете ли вы, что у буквы ё тоже есть день рождения? И отмечают его 18 ноября.

 - В городе Ульяновске создан памятник букве ё.

Поговорить об этом подробнее мы можем на занятии кружка.

- Теперь нам надо поселить нашу букву в дом в городе Алфавитинск.

 -  Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим? 

  -  А рядом с какой буквой?

 - Почему?

 - Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.

- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.

- А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.

Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

- Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна  вашей работой.

   

4.Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё.

- Попробуем хором прочитать слоги  в азбуке.

(Чтение слогов в учебнике хором )

  -Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог.

(В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками).

 - Что интересного заметили?

 - Знак ударения над этой буквой не ставится!

 - Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?

 -Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

 - Прочитаем текст по цепочке.

 - Где были ребята?

– Что они услышали? Кто это был?

– Кто напал на ёжика?

– Что случилось с Жучкой?

    -  Придумаем название к тексту.

 - В каких словах встретилась нам буква ё?

 - В каких словах буква ё обозначает два звука?

5.Физкультминутка «Ёлочки»

6. Продолжение работы по теме урока.

 - Ёжик нас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?

 - Что означает слово  съёжиться? Неужели мы в ежей превращаемся?

- Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? 

- А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают).

- Кого она вам напоминает?

- Вот почему люди так говорят.

  - Ёж есть лесной, а есть...

 Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка – дом его родной.

 Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест что в рот попадёт.

 

 

  - Посмотрите на запись, сформулируйте задание и выполните его.

Под еж жил елкой

 - А чем ёлка похожа на ёжика?

 - Любопытный ёжик хочет снова задать вам вопросы:

 - В каких случаях буква ё обозначает два звука?

 - В каких случаях буква ё обозначает один звук?

 - А ещё он предлагает выполнить домашнее задание  по желанию: найти информацию об истории появления буквы ё.

 - Надеемся, что ёжик остался доволен вашими ответами.

 - А чем же мы порадуем ёлочку?

 - Впереди нас  ждет весёлый волшебный праздник – Новый год. Все: и взрослые, и дети -  любят украшать новогодние ёлки. Мы тоже украсим нашу лесную гостью игрушками.  Выберите шарик того цвета, который соответствует вашему настроению после урока. Если на уроке вам было интересно – шар синего цвета, если что-то не понравилось – жёлтого, если вам было скучно – красного.

Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы!

 -Урок окончен!!! Можете украсить ёлочку своими шариками.

                                                                                     

Дети отвечают по цепочке по предложению, на каждый ответ учитель делает клик по слайду.

 - Мы общаемся с помощью речи.

 - Наша речь состоит из предложений.

Предложения состоят из слов.

Слова делятся на слоги.

Слова состоят из звуков.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими;  твердыми и мягкими.

 - А О У ы

И Е Я

Е Я

 - В начале слова и после гласной обозначают два звука.

 -Да

 - черника, малина, ёжик.

 -Слово ёжик: называет животное, два слога, ударение на первый слог, оканчивается на согласный.

 - Ё - жик

 - Два

 - Ё

  - жик

[й' о]

 - [й о]

Два

[й]

[о]

Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком.

[й'], [о]

 - Одна

 - Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме

- Буква, обозначающая два звука

(Ответы детей)

 - К гласным, к друзьям мягких согласных.

 - О

 - В букве Ё тоже есть звук [о].

 - Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…

 - Буква Ё всегда ударная.

 -Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после согласного.

- Дети ходили в лес.

- Ребята были в лесу.

 - Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит.

 - На ёжика напала Жучка.

 - Жучка наколола нос и убежала.

 - «Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался».

- Ёлочки, ёжик, ёжика.

 - Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.

 - Нет.

 - Когда холодно, страшно.

(Дети показывают)

(Ёжик так делает от страха или холода).

 - Морской

  - Нужно составить предложение.

Под ёлкой жил ёж.  (Ёж жил под ёлкой)

 

 - У ёлки и у ёжика есть иголки.

 - Эти слова начинаются с буквы ё.

 - Когда она стоит в начале слова и после гласной.

 

 - После мягкого согласного.

 - Украсим

Дети выбирают шарик, показывают.

Личностные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Познавательные УУД

Членение речи на предложения, слова. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Формирование умения представлять информацию в виде схемы.

Коммуникативные УУД

  1. Формировать умение слушать и понимать других;
  2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
  3. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формирование умения классифицировать по признакам.

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные УУД

Звуковая структура слова.

Познавательные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные УУД

Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.

Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом:  какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок?

Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)

Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"

Технологическая карта  и презентация урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Письмо строчной буквы т"

Методическую разработку можно использовать при подготовке и проведении урока  русского языка в период  обучения грамоте....

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".

В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....