Урок по окружающему миру в 1 классе Приметы зимы.Зимняя экскурсия в школьный парк.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

  Открытый урок

    

    окружающего мира

  проведенный в 1-а классе

        по теме:


  Приметы зимы. Зимняя экскурсия в  школьный парк.

 

    Учитель:Филиппова Э.О.

 

                                               2011-2012уч.год

           

 

Тема:  Приметы зимы. Зимняя экскурсия в  школьный парк.

 

Цели:

–  учить детей наблюдать за изменением в природе зимой;

–  определить основные отличительные признаки объектов природы осеннего периода;

–  сформировать представление о свойствах снега, льда, о погодных явлениях, происходящих в природе.

 

Оборудование: карточки с заданиями для групп.

 

 

Ход урока.

1.Орг.момент

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в парк. Мы понаблюдаем за изменениями в жизни природы с приходом зимы. Эти знания вам будут необходимы для дальнейших уроков окружающего мира.

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

 

Перед проведением экскурсии класс делится  на 4 группы. Каждая группа получает карточки с заданием для наблюдений во время экскурсии.

 

1-я группа

Отметить крестиками признаки погоды.

Погода

 

Осадки

 

Ветер

 

Холодно

 

Снег

 

Сильный

 

Тепло

 

Дождь со снегом

 

Слабый

 

Морозно

 

Дождь

 

Нет

 

Ясно

 

 

 

Вьюга

 

Облачно

 

 

 

Метель

 

 

 

2-я группа

 
 

Понаблюдать за изменением жизни растений зимой.

Деревья

(запиши названия)

Другие растения

Стоят без листьев

 

 

Такие же, как летом

 

 

Покрыты инеем

 

 

Покрыты снегом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-я группа

Наблюдения за животными.

Птицы

Ваши наблюдения

Животные

Ворона

 

 

Голубь

 

 

Воробей

 

 

Ласточка

 

 

Снегирь

 

 

Синица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4-я группа

 
 

Наблюдение за жизнью и деятельностью людей.

 

Взрослые люди

Дети

Одежда

 

 

Деятельность

 

 

Игры у детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Подготовка к экскурсии   ( в классе).

1. – Какое время года было, когда мы с вами ходили на экскурсию в парк?

– Почему во время первой экскурсии мы говорили, что стоит золотая осень?

– Какого цвета было тогда небо?

– Какого цвета были тогда облака?

– Какого цвета были тогда листья на деревьях?

– Какого цвета была ель?

– Какие мы находили в лесу ягоды, грибы, цветы?

 

2. – Отгадайте загадки.

Скатерть бела, весь мир одела. (Снег.)

Старик у ворот тепло уволок. (Мороз.)

Несу, кручу, на весь мир ворчу. (Метель.)

Повторите ещё раз все отгадки.

– К какому времени года они подходят? (Зима.)

– Сегодня мы с вами пойдём на экскурсию в парк, куда мы ходили осенью, и посмотрим, как изменился парк зимой.

– Как вы думаете, на что нам нужно будет обратить внимание?

– Составьте план наблюдений во время экскурсии. 

 

Примерный план:

1) Изменения в живой и неживой природе.

2) Изменения в жизни людей.

 

3. Совместное открытие знаний

 

1. Учитель приводит детей на то же место, что и осенью, предлагает тихо постоять и послушать звуки, которые слышны в парке, посмотреть на то, что их окружает, на красоту парка.

2. Называет объекты и предлагает провести маленькие исследования.

1-й объект. Снежный покров и сугробы.

– Из чего образуются сугробы?

– Что может «рассказать» сугроб различного состояния и цвета? Белый снег – свежий, серый слой – снег не выпадал, но загрязнялся, ледяная корочка – оттепель. Под снегом можно обнаружить зелёную траву – обратите внимание на то, что снег покрывает её и защищает от мороза.

– Наберите снег в стаканы и принесите его в класс по окончании экскурсии.

2-й объект. Деревья.

– Какие деревья научились определять осенью? Найдите их в зимнем лесу и определите их признаки.

Берёзу узнаём по цвету ствола, ель и сосну – по хвое, рябину, клён – по оставшимся ягодам и плодам.

– Обратите внимание, что у всех деревьев в белоснежном уборе и под тяжестью снега ветки опустились.

– Найдите на ветках деревьев почки. Посмотрите строение почки. Она покрыта чешуйкой, которая защищает её от холода. Внутри почки свёрнуты зеленоватые листочки, они раскроются лишь весной.

 

– Обратите внимание на то, что можно обнаружить под деревьями

(Плоды, семена, шишки.) Многие из них – корм для птиц.

3-й объект. Состояние погоды.

– Какого цвета небо? Облака?

– Как греет солнце?

– Почему нужно тепло одеваться?

– Почему снег серебрится?

– Почему в парке нет сильного ветра?

4-й объект. Обитатели леса.

– Каких птиц и зверей можно встретить в лесу?

– Как можно их обнаружить?

Синицу – по звуку «си-си» или «пинь-пинь-трр»; дятла – по стуку о дерево; дятла и белку – по расщеплённым шишкам под деревьями; зайца, лесную мышь, белку – по следам.

5-й объект. Люди.

– Как одеты? Что изменилось по сравнению с осенью? Почему?

– Чем занимаются?

 

4. Применение нового знания

Возвращение в класс.

1. Обобщение результатов: дети в группах заполняют полученные перед экскурсией таблицы.

Выступление капитанов команд.

2. Работа в тетрадях (с. 37)

Дети в группах заполняют рабочие тетради.

– Какие мы можем сделать выводы о зимних изменениях в природе?

5. Домашнее задание.

Составьте рассказ  и сделайте небольшие зарисовки о своих наблюдениях.

6. Итог урока

– Какие изменения, связанные с приходом зимы, наблюдали?

– Чем можно объяснить эти изменения?

 

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

– Отметьте своё настроение в дневнике.

Урок окончен. До свидания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Русский язык.  3 класс

Учитель: Филиппова Э.О.

Тема: Сочинение по картине В.М. Васнецова « Аленушка».

Цели: учить составлять рассказ по теме, искать логику в передаче содержания текста, научить читать картину, осмысливать её содержание, выбирать точные слова для её описания и реализации идеи; совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся; развивать чувство свободы в общении, фантазию, воображение.

Оборудование: картина В.М. Васнецова  «Алёнушка»,  картинная галерея с изображением картин художника, портрет художника, раздаточный материал, выставка книг.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Сегодня мы с вами попробуем написать сочинение по картине, будем учиться правильно и красиво описывать её.

2. Вступительная беседа.

Посмотрите на эту картину. Она называется « Аленушка». Эту картину написал Виктор Михайлович Васнецов.

- По мотивам какой сказки?

- Кто герои?

Образ русской девочки – сиротки, трудолюбивой и доброй , простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако, эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки. Картина «Аленушка» написана в 1881 году, находится в Третьяковской галерее.

3.Рассказ об авторе картины.

 В.М. Васнецов (1848-1926).

Семья Васнецовых жила в селе Рябове Вятской стороны. Отец, сельский священник, любил рисовать, сам учил сыновей грамоте. В свободное время что-нибудь мастерил. Мать, простая, добрая женщина, управлялась с хозяйством и детьми. Их было шестеро, все мальчики. Семья была дружная, жизнь ладная и спокойная. Зимой старуха-стряпуха часто рассказывала сказки, эти сказки надолго запомнились маленькому Вите. Это все в дальнейшем определило его творческий путь.Он пробовал рисовать, но ничего не получалось. Бабушка рисовала Вите сказочные картинки. Когда Виктор подрос, его определили в Вятку в духовное училище. В 17 лет поехал Виктор в Петербург в Академию художеств. Это было в 1867 г. Он очень волновался на экзамене, за результатом не пошел. Поступил в рисовальный класс. Спустя год он опять пришел в Академию художеств и узнал, что был принят в нее год назад. В это время он знакомится с Репиным, Шишкиным, Крамским, Стасовым. После окончания академии Васнецов уехал в Париж (1876). Через год вернулся в Россию. В 1878 г. поселился с женой в Москве. В это время очень много работает, пишет картины «Иван Царевич и серый волк», «Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Снегурочка», «Ковер-самолет», «Царевна-лягушка», «После побоища Игоря Святославича». Картину «Богатыри» он написал с небольшими перерывами почти 20 лет. За свою жизнь В.М. Васнецов написал множество картин на сказочные темы. До самой смерти работал над ними любовно, неустанно. И мастерская его превратилась постепенно в чудесный мир русской сказки.

Одной из самых любимых тем является для художника сказка. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Виктор Михайлович Васнецов , конечно, никогда не видел богатырей. Они жили намного раньше художника. Но он слушал , что поет и рассказывает про богатырей народ и представлял их себе , вообразил их. И теперь, для нас богатыри именно такие, как на картине Васнецова.( показ картин)

- А героев волшебных сказок и вовсе никто не видел. И все же, художник изображал их. ( показ)

Художник Виктор Михайлович Васнецов говорил, что в сказках живет мечта народа о счастье.  

В Москве есть Дом-музей Васнецова, построенный по его собственному рисунку, где собраны картины, рисунки, акварели, книжные и журнальные иллюстрации, образцы старинного оружия, служившего натурой.

        

4.Беседа по картине.

- Поскольку мы работаем с картиной , то есть описываем её, то сочинение наше будет называться сочинение –описанием.

- Посмотрите на эту картину и скажите, какое впечатление создается у вас при первом взгляде на неё? ( Аленушка привлекает  сразу наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть её одиночество, художник не поместил на картине других персонажей.)

-Опишите внешность Аленушки. ( Аленушка- бедная крестьянская девочка. У неё худые руки. Аленушка босиком; одежда бедная, рваный сарафан, старая вылинявшая голубая кофта, каштановые волосы распустились по плечам, голова опущена )

- Что художник особенно выделил во внешности Аленушки? ( Светлым розовым полотном на темном фоне выделяется лицо и руки Аленушки. Сразу видишь её грустное лицо и большие глаза).

- Подумайте, какими словами  точнее охарактеризовать взгляд Алунушки? ( Большое горе обрушилось на Аленушку.)

- Как художник это показал? ( Обратите внимание на позу Аленушки. Аленушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судорожно обхватила колени, согнулась. Вся её фигура выражает несчастье, горе).

- Какими словами можно охарактеризовать горе девочки? ( Горе – безутешное , великое, безысходное, тяжелое и т. д.)

- Что вы знаете о значении цвета в живописи?

Вывод: Цвет в картине – это главное. Живопись- искусство говорящих красок. С помощью цвета художник создает образ, добивается нужного впечатления. Желтый, розовый, красный- это теплые цвета. Они создают  радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона темно- зеленых, синих, серых красок, художник вызывает у зрителей чувство тоски, печали, грусти.  

- Какие цвета использовал Васнецов и почему? ( В картине есть и теплые тона, и холодные. Выделяются холодные тона зелени. Теплых цветов мало: светло- розовые на лице, руках, розовые цвета на сарафане. Больше темно- коричневых, мрачных красных красок.  Это производит грустное впечатление).

Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно- зеленые и коричневые цвета. Побуревшая трава, осенняя листва. Помимо неярких тонов мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, неяркую изумрудную зелень осоки, розовые цвета на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление.

- Какое время года изображено на картине? По каким признакам вы определили время года? Какой период осени?

( На картине изображена ранняя осень .Природа начинает увядать. Кое- где  пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое).

- Почему художник выбрал именно осенний пейзаж? ( Осенью природа умирает, это навевает грусть. Такой пейзаж перекликается с настроением Аленушки.

- Теперь давайте рассмотрим детали пейзажа : небо, листья, омут, осинки, лес, вода и их характеристику.

Небо - осеннее, хмурое, унылое, сумрачное, серое, неприветливое, тоскливое, пасмурное.

Листья – опавшие, желтые, пожелтевшие.

Омут – глубокий, глухой.

Вода – темная, холодная, темно – коричневая, почти черная, неподвижная, застывшая.

Осинки – тоненькие, задумчивые, трепетные.

Лес – дремучий, хмурый, темный, мрачный, глухой, угрюмый.

Внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания, в описании которой он прибегает к неярким тонам темно – зеленых, синих, темно – коричневых красок. Осенние, блеклые тусклые краски пейзажа создают  настроение грусти, печали. Художник показал что природа созвучна настроению Аленушки, она как – бы прислушивается к мысли бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые березки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок. Тихо щебечут ласточки, словно стараются успокоить, рассеять грусть Аленушки. Аленушка понимает, любит природу и только ей одной доверяет свое безутешное горе.

 

5.Составление плана.

- Мы попытались с вами описать  и рассказать о картине В.М. Васницова. Сколько же частей можно выделить в ней?

План.

1. Краткая справка о художнике.

2. Описание картины.

     1. Аленушка (внешний вид, одежда, поза, лицо).

     2. Осенняя природа.

3. Что мне особенно понравилось в картине и почему? Какие мысли и чувства вызывает картина?

( Как выделять части?).

6. Подбор материалов, языковая обработка.

- Посмотрите на опорные слова на доске. Они помогут вам при написании сочинения.

Великий русский художник, исторические темы, сказочные сюжеты, на сером камне, одиноко сидит, вылинявшая одежда, босые ноги, каштановые волосы, рассыпались по плечам, призадумалась, пригорюнилась,  темно – зеленый лес, безутешное горе, в коричнево – черной воде, глубокий омут, изумрудная зелень осоки, пожелтевшие листья, бедная крестьянская девочка.

7. Самостоятельная работа детей.

8. Чтение работ.

9. Итог урока.  

 



Предварительный просмотр:

                              Тема: Продолжение  знакомства с признаками опасных мест для согласных , парных по звонкости . Чтение слов, предложений с буквами З, з; С,с.

Цели: Тренировать в чтении и развивать фонетический слух учащихся;

        Продолжить знакомство с признаками опасных мест для согласных, парных по глухости – звонкости и работу над умением находить эти орфограммы.

        Познакомить учащихся с парными по глухости- звонкости согласными звуками [с-з], [ c`-з `] и их смыслоразличительной ролью. Научить различать их на слух и обозначать буквами С,З.        

        Оборудование:

        Ход урока:

        1.Орг. момент.

        Сейчас урок обучения грамоте. Тема урока: Чтение слов и предложений с буквами С-З. Продолжение знакомства с признаками опасных мест.

        В процессе урока мы  будем учиться научиться различать на слух звуки [з-з` с-с`] и обозначать их буквами .

        Эти знания вам пригодятся для дальнейших уроков обучения грамоте и русского языка.

        2.Повторение изученного материала.

        -На какие две группы делятся звуки русского языка? ( гласные и согласные).

        -Какие звуки называются гласными?

        -Назовите гласные буквы?

        -Какие звуки называются согласными?

        -Давайте откроем форзац учебника и в ГОРОДКЕ БУКВ найдем и назовем парные по звонкости-глухости буквы.

        3. Проверка дом.задания.

        А сейчас проверим как вы подготовили домашнее задание.

        На дом вам было задано читать выразительно текст « Поросенок» и поработать над загадками.

        -Почему поросенок всем не давал покоя?

        -Кто не выдержал такого хрюканья?

        -Как предложил повизжать цыпленок?

        -Что ответил поросенок?

              -       А теперь давайте прочитаем текст выразительно ,соблюдая паузы в конце предложения.

        Итог проверки.

        3.Изложение нового материала.

        Послушайте и скажите с какого звука начинается слово:

-Какие эти звуки гласные или согласные?

-Парные по глухости и звонкости или непарные?

-Давайте охарактеризуем звуки [ c-c`]. (-согласный, твердый глухой  и согласный мягкий глухой ).

-А что скажите о звуках [з-з`]? (согласный твердый звонкий и согласный мягкий звонкий).

        Согласные звуки С и С`на письме обозначаются буквой  ЭС.( ДЕМ.КАРТОЧКИ ИЗ УЧЕБНИКА.)        Согласные звуки З и З` на письме обозначаются буквой ЗЭ.

        Сегодня именинница буква З.

        МЕСТО БУКВЫ С и З В ГОРОДКЕ БУКВ.

4.Закрепление изученного.        

        Сейчас прочитаем слова с этими буквами.

коса     забор    занозить

коса    собор     заносить

ак вы понимаете значение слова СОБОР? ( Собор –главная большая церковь).

        На территории нашей станицы нет собора , но есть большая церковь , которая находится в центре нашей станицы и носит название АРХИСТРАТИГА  МИХАИЛА.

-Давайте найдем опасные места в словах?

                      ФИЗМИНУТКА

5.Работа по учебнику.        

        Я сейчас прочитаю вам отрывок из произведения , а вы скажите как оно называется и кто его автор?

        В доме 8 / 1

        У заставы Ильича

        Жил высокий гражданин,

 по прозванью « Каланча»,

                ПО фамилии Степанов

                И по имени Степан,

                Из районных великанов

                Самый главный великан. ( Дядя Степа. С. Михалков)

ПОКАЗ КНИГ                

Отрывок из произведения у вас есть на страницах азбуки.

-Давайте мы сейчас прочитаем и поработаем над словами

-А теперь прочитайте первые  2 строчки и назовите последние слова в этих строчках.

        раз

          спас

-Какой звук мы слышим на конце этих слов? [c]. Какой это звук?(соглас.

Тверд.глухой)

-А теперь еще посмотрим как пишутся  эти слова?

Прочитайте первое слово раз. Какой буквой обозначен в нем звук [c]?

( буквой З). Покажем это на схеме.

 

-Посмотрите на схему и скажите , какими же буквами  может обозначаться звук [ c ] при письме? ( Буквами  З или С) 

Так бывает когда  этот звук на конце слова.

Оказывается парный звук по звонкости и глухости , когда стоит на конце слова , может за себя на письменную работу посылать разные буквы : З или С.

-Как вы считаете , можно ли доверять при письме такому звуку и писать как слышим? –нет

-Почему?-можно сделать ошибку.

-

Сделаем важный вывод: на месте звука [ c ] на конце слова всегда есть опасность выбрать не ту букву.

-Давайте покажем опасные места в словах.--Выделяем точкой.

6.Обучение нахождению опасных мест.

-Послушайте слова и назовите согласный звук, которому нельзя доверять.

МОРОЗ, КАКТУС, СОК, ГВОЗДЬ, МАЗЬ, ЛЕС, РОЗЫ.  

А ТЕПЕРЬ ПРОЧИТАЕМ СЛОВА В « Азбуке» на стр.18.

-Отметим опасные места для согласных. Дети выделяют карандашом.

7.Самостоятельная работа.

-Прочитайте стих. На стр.19 и обведите в кружок буквы С и З.

8.Домашнее задание.

С.18-19 читать выразительно.По возможности прочитайте книгу «Дядя Степа».

9.Итог урока.

 -Какими буквами обозначаются звук [c] при письме?

-Давайте еще раз назовем парные по звонкости и глухости по Буквограду.

На этом наш урок окончен.

         

 

·               Обучение грамоте письмо.

Тема: Письмо букв З ,з. Строчная буква з. Упражнение в нахождении опасных мест.

Цели: Научить письму строчной буквы з.

        Развивать мелкую моторику рук.

        Тренировать в нахождении опасных мест для согласных, парных по -

глухости-звонкости.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Сейчас урок письма.Тема нашего урока : Письмо букв З.з.Строчная буква з. В процессе урока мы научимся писать строчную букву з и присоединять её к другим буквам. Эти знания вам необходимы для дальнейших уроков письма.

2.Звуковой анализ слова зонт.(ЗАГАДКА)

-Из скольких слогов состоит это слово?

-Сколько звуков в слове зонт?

-Давайте сделаем звуковой анализ этого слова.

-Что слышим в начале слова слияние согласного с гласным или отдельные звуки?

-Согласный в слиянии твердый или мягкий, звонкий или глухой?-

-Как обозначить на схеме звонкий твердый согласный? -А гласный? -------Назовите и охарактеризуйте 3 звук., 4 звук.

Давайте  еще раз произнесем первый  звук.-Какой буквой его обозначим?

-Сегодня мы научимся писать строчную букву з.

-Сравнительный анализ печатной и письменной буквы.

3.Подготовка к письму.

-Разминка для пальцев.

-Объяснение написания буквы.

-Письмо в воздухе.

-Запись в прописи .Повторение правил посадки и требований каллиграфии. 

4.Письмо буквы з в соединении с другими буквами.                                                          

5.Работа со словами.

        -Прочитайте слово , написанное в прописи. РОЗА.

        -Что оно называет? (название цветка)

        -Запишите слово.

        -А какое следующее слово получится, если дописать слог за? КОЗА.

        -запишите это слово.-Какое в слове коза опасное место.-Какой буквой обозначен этот звук?-О

-Какое последнее слово задумали авторы прописи? КОЗЛИК.-Найдите в нем опасное место, но прежде поставь ударение.

6.Работа над предложением.

Прочитайте начало предложения и выберите из записанных слов то, которое поможет закончить предложение.-Какое у вас получилось предложение.?

-Почему вы считаете , что это предложение?

-Обведите  первые два слова и допишите третье. С какой буквы вы напишите его.?-КАКОВЫ границы предложения?

-Прочитайте что написано на следующей строке?

-Что это слова или предложение?-Почему?

-Давайте прочитаем последнее слово в предложении и выделим опасное место в слове МОРОЗ _        

        -Обведите по бледному показу и запишите внизу самостоятельно, обозначая опасные места.

7.Вписывание букв с –з  в слова.

каком слове вам встретилось опасное место среди согласных парных по звонкости и глухости? ЛЕС

8.Итог урока.

-Какую букву учились писать?

-Из скольких элементов она состоит?

-Показ лучших работ . Анализ.



Предварительный просмотр:

                                      Русский язык ( 3 класс)

Тема: Вспоминаем об именах.

Цели: закрепить и обобщить изученный материал об имени существительном. уметь распознавать существительные среди других слов. Отличать имена существительные со значением действия или признака от других частей речи; развивать устную  письменную речь, орфографическую зоркость , наблюдательность, память, мышление, мелкую моторику руки; умение работать в сотрудничестве с другими; воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:  портрет А.С.Пушкина, карточки с заданиями, схемы, таблицы, толковый словарь С.И. Ожегова, иллюстрации животных и растений , выставка книг на тему «Детские детективы» .

Ход урока.

I Орг. момент.

« ..Язык. на котором мы говорим, богат и                          красив. Славянско-русский язык имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. Знать свой язык обязан каждый человек!...» ( А.С.Пушкин)

– Кто такой детектив?

1) Специалист по расследованию уголовных преступлений.

2) Литературное произведение или фильм. Изображающие раскрытие запутанных преступлений.

– Какими качествами должен обладать хороший детектив?

1) иметь зоркий глаз;

2) уметь слушать и слышать;

3) быть внимательным.

– Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш кабинет будет называться « Детективное агентство»

Интересно, кто же станет лучшим сыщиком?

(Все свои удачные и неудачные ответы дети фиксируют сами)

II.Сообщение темы и целей урока.

–Итак, в наше детективное  агентство поступило срочное сообщение: потерялась часть речи.

– Что будем делать? ( собирать информацию)

– Какие у вас возникли вопросы?

1.Как называется?

2.На какие вопросы отвечает?

3. Что обозначает?

4.Как изменяется?

Это и есть цель нашей деятельности.

1).Закрепить и обобщить  знания о частях речи; будем продолжать учиться распознавать ее сред других слов. Эти знания необходимы для дальнейших уроков русского языка, чтобы ваша устная и письменная речь была более грамотной и красивой.

 III.Минутка чистописания.

Выполнение расследования начнем с небольшой разминки.

Прочитайте, что написано на первой строке? Что это слово, словосочетание или предложение? В чем особенность написания?

Прочитайте и скажите, что написано на следующей строке?

ФОТОРОБОТ

Объясните орфограммы в слове .

Подготовим пальцы к работе.

1)Вот помощники мои

Их как хочешь поверни:

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик- папа.

Этот пальчик- мама.

Этот пальчик я-

Вот и вся моя семья.

2) Написание в воздухе букв, цифр, рисование узоров.

ТРЕБОВАНИЯ К КОЛИГРАФИИ.

ПРАВИЛА ПОСАДКИ.

Сам. работа. ПРОВЕРКА.

IV.СОСТАВЛЕНИЕ ФОТОРОБОТА

- Что такое фоторобот ( фотокомпозиционный портрет)

1) Замени одним словом. Дети записывают слова и объясняют орфограммы.

  • Движение воздуха ( ветер).
  • Буря на море ( шторм).
  • Сильный ветер со снегом ( метель, вьюга).
  • Порывистый ветер ( вихрь)
  • Ненастье с громом и молнией ( гроза)
  • Ледяной горох ( град)
  • Узоры на стекле ( мороз)
  • Капельки воды на траве ( роса)

Разноцветная дуга на  небе ( радуга)

ПРОВЕРКА

Прочитайте и скажите как можно эти слова назвать одним словом? На какой вопрос они отвечают? (Что? Явления природы.)

2) Продолжаем составлять фоторобот.

Игра « Внимательный детектив»

Я вам показываю иллюстрации, а вы жестами или мимикой изобразите о ком идет речь.( заяц, рак, лошадь, птицы, цапли, человек)

Как можно назвать слова этой группы? На какой вопрос они отвечают?

( Кто? Животные?)

А теперь воспроизведите слова в том порядке, в каком были показаны рисунки.

3) Работа на карточках.

Прочитайте слова на карточках. Задайте вопрос кто? или что? Исключите лишнее. Дайте названия группам слов.

1.Радость, печаль, уныние, поход,  страх.( чувства)

2. Ножной, ножницы, грабли, кисть, пила. (инструменты)

3. Доктор, летчик, плотник, повар, бедняк, космонавт. ( профессии)

4. Сад, земляника, дерево, ромашка, лен. ( растение)

И все это вместе ПРЕДМЕТЫ

Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части речи по ее фотороботу? ( СХЕМА)

Давайте сверим наше предположение по учебнику .С 52.

ФИЗМИНУТКА.

Поиграем на скрипке, на пианино, как барабанит дождь, летят листья, кружатся снежинки.

V. Работа по учебнику. А сейчас будем применять полученные знания на практике.

Упражнение 474(Т.), упр..475 .

VI.Закрепление.

Каждый детектив должен уметь работать по схемам. Перед вами спец. Схемы на которых изображены шарики и квадраты в разных пространственных отношениях друг к другу. Определите положение шарика и запишите сочетание предлога с любым подходящим по смыслу существительным. ( В лесу, на окне, у дома, и т.д.)  Определите падеж.

VII. Творческая работа. Диктант по аналогии.

Отгадайте загадку.

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. ( помидор) ПРОВЕСТИ СЛОВАРНУЮ РАБОТУ С ЭТИМ СЛОВОМ

Что вы можете рассказать об этом овоще?

                                            Текст.

Огурец – это овощ. Он зеленого цвета. У него твердая, сочная мякоть. Сам он продолговатый и шершавый. Огурцы очень любят дети.

Помидор- это овощ. Он красного цвета. У него мягкая, сочная мякоть. Сам он круглый и гладкий. Помидоры очень любят дети.

ПРОВЕРКА.

VIII. Индивидуальная работа  «Частное расследование». Работа на карточках.

Проверка.

IX. Д/З

Упр. 470 выполнить по заданию учебника., с.52 правило.

X.Итог урока.

Подведем итог нашего детективного расследования.

- Что знаем о существительном?

Мы дружно справились со своей задачей. Подсчитайте баллы. Выставление оценок.

Выставка книг о детективах.

Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "В гости к весне" (экскурсия) УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему мируТема: «В гости к весне» (экскурсия) Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о живой и неживой природе; ознакомление с изм...