Урок русского языка 4 класс. Глагол.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Задачи урока - уточнить и обобщить знания детей о глаголе; сформировать интерес к изучению глагола.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Красник С.А.

учитель начальных классов,

ГБОУ НШ-ДС № 624, СПб

Урок русского языка

(4 класс, УМК «Школа ХХI века»)

Тема: Глагол.

Цели урока:

  1. Уточнить  и обобщить знания детей о глаголе, как о части речи.
  2. Сформировать интерес к изучению глагола.

1. Орфографическая минутка. (на доске)

Охр…нять, вр…дитель, д…ждливая, пот…нуться, радос…ный, перел…тать, ре..кий, б…резняк, з…др…жать.

Спешите, объясните написание орфограмм. Что объединяет выделенные слова?  (глагол) Докажите, что эти слова являются глаголами. (вопросы, называют действие) «Путешествие в прошлое»

Раньше слово глагол называло не только часть речи. Глагол – в переводе с греческого означает «речь», «слово». То есть глаголить – значит говорить.

Повторим вопросы, на которые отвечает глагол.(что делать, что сделать)

Какие слова отвечают на вопрос что делать? (охранять, перелетать)

Какие слова отвечают на вопрос что сделать? (потянуться, задрожать)

2. Сообщение темы урока.

Сегодня мы начинаем большую тему. Называется она ГЛАГОЛ. На странице 62 прочитаем, что мы узнаем о глаголе.

  • какие значения имеет глагол;
  • что такое вид, наклонение, время, лицо, число, род глаголов;
  • как образуются глаголы;
  • каким членом предложения обычно являются.

3. Тренировка.

1) Упражнение 1, стр.62. (работа в парах)

Находим глаголы, разбиваем на две группы, в зависимости от вопросов.

Что делать? гадать, стремиться, ждать, хотеть.

Что сделать? добраться, встретить, сбыться, добиться.

Что называет глагол? (действие предмета)

2) «Давай подумаем»

На доске слова, прочитайте и найдите среди них такие, которые не называют действие:

строить, думать, кидать, мечтать, убираться, мёрзнуть, смотреть, спать, ждать.

(думать, мёрзнуть, мечтать, спать, ждать)

Являются ли эти слова глаголами? (да, они отвечают на вопросы глагола)

Глаголы называют не только действия, но и состояния.

Прочитайте правило на стр. 63.

3) Упражнение 2, стр. 63.

Устно найдем глаголы, которые имеют значение готовить. (варить, жарить) Что они называют? (действие)

Работаем в тетрадях по вариантам, 1 вариант – выписывает глаголы, имеющие значение общаться, 2 вариант – выписывает глаголы, имеющие значение звучать.

Проверяем:

1в.                                            2в.

беседовать                              мурлыкать

спорить        звучать

обсуждать        пищать

шептаться          греметь

Что называют эти глаголы – действие или состояние? (действие)

4) Упражнение 3, стр.63.

Запишите глаголы в две группы: в первую – глаголы, которые называют движение в одном направлении, во вторую – глаголы, которые называют движение в разных направлениях.

Проверяем: 1 группа – плыть, бежать, ехать, лететь, ползти; 2 группа – ползать, плавать, бегать, летать, ездить.

Зачем мы так четко пытались определить значение каждого глагола? ( определить значение глагола очень важно для того, чтобы правильно употребить его в речи, грамотно строить предложение)

5) Употребите нужный глагол  в предложении.

Осенью птицы (летают, летят) на юг.

Через час нам надо (ехать, ездить) на вокзал встречать бабушку.  

Проверяем. Какое движение называют глаголы летят, ехать?  (в одном направлении) А глаголы летают, ездить? (в разных направлениях)  Придумайте устно предложения с глаголами летают, ездить. (работа в парах)  

6) Вставьте подходящие по смыслу глаголы, определите основу.

Осенние листья __________ ,   _________,         ______.  В воздухе _________ лёгкая паутинка. Цветы и травы __________ на землю свои семена. ____________  ветер.

____________гибкие их стебельки.

(кружатся, падают, летают, вьётся, высыпали, налетел, закачались)

Проверяем. Назовите основу в каждом предложении. Какой частью речи выражено сказуемое? (глаголом).

Прочитаем правило на странице 64.

В предложении глагол чаще всего является сказуемым.

4. Обобщение.

Подведем итог. По опорным словам расскажите всё, что знаете о глаголе.

                               глагол

что делать?                                что сделать?

действие                                      состояние

                            сказуемое

5. Итог урока.

С какой частью речи работали на уроке?

Что оказалось для вас новым? Интересным?



Предварительный просмотр:

Красник С.А.

учитель начальных классов,

ГБОУ НШ-ДС № 624, СПб

Урок русского языка

(4 класс, УМК «Школа ХХI века»)

Тема: Глагол.

Цели урока:

  1. Уточнить  и обобщить знания детей о глаголе, как о части речи.
  2. Сформировать интерес к изучению глагола.

1. Орфографическая минутка. (на доске)

Охр…нять, вр…дитель, д…ждливая, пот…нуться, радос…ный, перел…тать, ре..кий, б…резняк, з…др…жать.

Спешите, объясните написание орфограмм. Что объединяет выделенные слова?  (глагол) Докажите, что эти слова являются глаголами. (вопросы, называют действие) «Путешествие в прошлое»

Раньше слово глагол называло не только часть речи. Глагол – в переводе с греческого означает «речь», «слово». То есть глаголить – значит говорить.

Повторим вопросы, на которые отвечает глагол.(что делать, что сделать)

Какие слова отвечают на вопрос что делать? (охранять, перелетать)

Какие слова отвечают на вопрос что сделать? (потянуться, задрожать)

2. Сообщение темы урока.

Сегодня мы начинаем большую тему. Называется она ГЛАГОЛ. На странице 62 прочитаем, что мы узнаем о глаголе.

  • какие значения имеет глагол;
  • что такое вид, наклонение, время, лицо, число, род глаголов;
  • как образуются глаголы;
  • каким членом предложения обычно являются.

3. Тренировка.

1) Упражнение 1, стр.62. (работа в парах)

Находим глаголы, разбиваем на две группы, в зависимости от вопросов.

Что делать? гадать, стремиться, ждать, хотеть.

Что сделать? добраться, встретить, сбыться, добиться.

Что называет глагол? (действие предмета)

2) «Давай подумаем»

На доске слова, прочитайте и найдите среди них такие, которые не называют действие:

строить, думать, кидать, мечтать, убираться, мёрзнуть, смотреть, спать, ждать.

(думать, мёрзнуть, мечтать, спать, ждать)

Являются ли эти слова глаголами? (да, они отвечают на вопросы глагола)

Глаголы называют не только действия, но и состояния.

Прочитайте правило на стр. 63.

3) Упражнение 2, стр. 63.

Устно найдем глаголы, которые имеют значение готовить. (варить, жарить) Что они называют? (действие)

Работаем в тетрадях по вариантам, 1 вариант – выписывает глаголы, имеющие значение общаться, 2 вариант – выписывает глаголы, имеющие значение звучать.

Проверяем:

1в.                                            2в.

беседовать                              мурлыкать

спорить        звучать

обсуждать        пищать

шептаться          греметь

Что называют эти глаголы – действие или состояние? (действие)

4) Упражнение 3, стр.63.

Запишите глаголы в две группы: в первую – глаголы, которые называют движение в одном направлении, во вторую – глаголы, которые называют движение в разных направлениях.

Проверяем: 1 группа – плыть, бежать, ехать, лететь, ползти; 2 группа – ползать, плавать, бегать, летать, ездить.

Зачем мы так четко пытались определить значение каждого глагола? ( определить значение глагола очень важно для того, чтобы правильно употребить его в речи, грамотно строить предложение)

5) Употребите нужный глагол  в предложении.

Осенью птицы (летают, летят) на юг.

Через час нам надо (ехать, ездить) на вокзал встречать бабушку.  

Проверяем. Какое движение называют глаголы летят, ехать?  (в одном направлении) А глаголы летают, ездить? (в разных направлениях)  Придумайте устно предложения с глаголами летают, ездить. (работа в парах)  

6) Вставьте подходящие по смыслу глаголы, определите основу.

Осенние листья __________ ,   _________,         ______.  В воздухе _________ лёгкая паутинка. Цветы и травы __________ на землю свои семена. ____________  ветер.

____________гибкие их стебельки.

(кружатся, падают, летают, вьётся, высыпали, налетел, закачались)

Проверяем. Назовите основу в каждом предложении. Какой частью речи выражено сказуемое? (глаголом).

Прочитаем правило на странице 64.

В предложении глагол чаще всего является сказуемым.

4. Обобщение.

Подведем итог. По опорным словам расскажите всё, что знаете о глаголе.

                               глагол

что делать?                                что сделать?

действие                                      состояние

                            сказуемое

5. Итог урока.

С какой частью речи работали на уроке?

Что оказалось для вас новым? Интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы».

Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое глагол-синоним, глагол-антоним;- умет...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Глаголы-антонимы, глаголы-синонимы».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов ". 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по с...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов.Цели деятельности учителя: создание содержательных и организационн...