Статья из опыта работы.
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Гурина Маргарита Яковлевна

Статья из опыта работы. Нестандартные задания на уроках русского языка. Начальная школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_po_teme.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по теме:

«Нестандартные задания на уроках обучения грамоте (письма)

в начальной школе».

                                                 Гурина Маргарита Яковлевна

учитель начальных классов,

                                                 ГБОУ СОШ № 81 Калининский район

            Почти 70% - именно столько современных школьников, по подсчетам экспертов, не могут грамотно и понятно писать и читать. Притом, что умственное развитие у них в норме.

            Дисграфия и дислексия – отклонения, которые раньше считались чисто психическими, теперь становятся социальными. И одна из причин – развитие современных технологий: телевизор заменил детям книжку, а компьютер и интернет – живое общение. Что в результате теряют и дети, и взрослые?

           В мире еще остались страны, где каллиграфия считается одним из искусств. Россия – не в их числе. Дисграфия – это когда человек не может грамотно, а порой просто понятно писать, дислексия – читать и говорить. Когда-то - еще лет тридцать назад – такой диагноз могли поставить каждому десятому школьнику. Сейчас дисграфиков и дислексиков до 70%. И уже непонятно, это отклонение или норма. Нынешнее поколение искренне удивляется – зачем писать, если есть компьютер.

              Выдающийся русский ученый-лингвист академик Л.В. Щерба в 20 –е годы прошлого столетия писал: «Хорошая тетрадь, грамотное письмо, четкий почерк возможны при большой внутренней дисциплине и подтянутости».

              В 1 класс ученики приходят с разными возможностями овладения письмом. У одних получается все легко, быстро, красиво и аккуратно, у других – хорошо, но немного медленнее, а у третьих многие элементы букв получаются плохо независимо от того, быстро или медленно они выполняют работу. Вот на этом этапе и нужно бывает применять индивидуально - дифференцированный подход. И как раз здесь помогли дополнительные материалы прописи, как на уроке, так и после него.                     Особенностью уроков письма является то, что мои ученики в классе работали не только в прописи. На каждом занятии их ждало что-то новое, чего они не ожидали и не могли предугадать. Для работы на уроках письма я использовала индивидуальные «рабочие листы», которые состояли из различных заданий и упражнений, направленных не только на изучение буквы, но и на развитие высших психических функций. Данные «рабочие листы» накапливались у детей в портфолио.

       Моих учеников не надо было уговаривать прописать еще строчку, они с желанием выполняли задания, тем самым тренировали движения пальцев и кистей рук, так как развитие мелкой моторики пальцев, является одним из главных условий успешного овладения письмом. Ученику очень важно натренировать руку для письма, но тренировка для него должна проходить незаметно и интересно, весело, с фантазией, будить у него воображение и творчество. Через эти нестандартные задания по письму у детей развивается логическое мышление, фантазия, зрительное внимание, память и многое другое.

                От того, какие навыки у ребенка будут заложены в самом начале обучения, зависит его дальнейший успех в учебе.

                Я предлагаю вашему вниманию свои накопительные материалы. Задания прописи я составляла с учетом всех развивающих процессов.

  • Наглядно-образное мышление;
  • Задания на развитие памяти;
  • На развитие зрительного внимания;
  • Упражнения на закрепление цветовой гаммы;
  • Развитие мелкой моторики и координации движения руки;
  • Написание печатных и письменных букв по шаблону;
  • Задания на нахождение одинаковых групп букв;
  • Специальные упражнения для предупреждения дисграфии.

                Задания для детей составляла так, чтобы дети могли работать на уроке и в группе продленного дня или самостоятельно с родителями дома. Все задания выполнялись детьми с огромным удовольствием и желанием.

1 задание: Написание по шаблону.

Это задание способствует развитию моторики пальцев и координации руки;

зрительное восприятие, внимание;

знание цветовой гаммы.

Ученики обводят по пунктиру рисунки, узоры на строчках, раскрашивают всю страницу. Это задание, я использую на первых уроках письма, когда ученики еще только знакомятся с прописью, разлиновкой тетради. По программе 7-10 уроков.

                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 1

2 задание: Написание по шаблону элементов букв.

Это задание развивает координацию и моторику руки;

правильное написание письменного образа элементов букв;

формирует зрительное восприятие.

Это задание интересно тем, что разными элементами букв дети прописывают и саму картинку, например: панцирь черепахи, а затем раскрашивают. Работа с такими листами проводится регулярно на всех уроках письма, как тренировка и закрепление.

                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 2

3 задание: Написание по шаблону печатного и письменного образа буквы.

Это задание способствует развитию моторики и координации руки;

быстрое запоминание образа буквы;

формирует зрительное восприятие;

наглядно-образное мышление;

память.

«Рабочие листы» с печатными буквами использую на уроках чтения, когда дети знакомятся с буквой. Разучиваем стихи. Раскрашиваем картинки. А вот письменные «рабочие листы» для уроков письма, как подготовка к написанию буквы.

                                                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ 3

4 задание: Закрепление.

Это задание развивает зрительное восприятие;

внимание;

знание цветовой гаммы;

координацию и моторику руки.

                                                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ 4

5 задание: Закрепление.

Это задание способствует развитию зрительного внимания;

наглядно-образному мышлению.

                                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 5

6 задание: Закрепление.

Обучение чтению детей проводила по азбуке В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой. Слова к 6 заданию подобраны по мере изучения букв по этой же азбуке.

  Это задание способствует развитию зрительного внимания.

                                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья (из опыта работы). Влияние игры на развитие личности ребенка.

«Нельзя лишать ученика радости духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» (...

Статья "Из опыта работы"

Статья раскрывает систему работы с детьми по их личностному развитию через участие в олимпиадах и ведение портфолио....

Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся (статья из опыта работы)

"Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся" (статья из опыта работы по ведению курса " Основы православной культуры")...

Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения

Существует  тесная  связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу      ребёнок лучше усваивает знания, с...

Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...

Статья: "Из опыта работы учителя английского языка в начальной школе"

В данной статье излагаются особенности преподавания иностранного языка в начальной школе....

Статья из опыта работы с ЭТНОКАЛЕНДАРЁМ.

В своей статье я указала цель работы,  наиболее значимые разделы и занятия....