Конспект Мастер - класса по русскому языку на тему "Имя прилагательное - слово волшебник?"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Вершинина Наталья Викторовна

На данном занятии представлены авторские методические приёмы, применяемые при изучении темы "Имя прилагательное" в разных классах начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

по русскому языку  

ТЕМА: Имя прилагательное – слово – волшебник?

Цели и задачи занятия:

  • обобщение знаний о лексическом значении прилагательных и его основных грамматических признаках;
  • повышение учебной мотивации учащихся на уроках русского языка через интерактивные формы обучения;
  • формирование способности решать проблемы поискового характера;
  • развитие операций мышления: сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение.

Формируемые УУД:

Личностные результаты обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, самостоятельности, личной ответственности за принятые решения, доброжелательности, навыков сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные результаты обучения:

  • развитие умения работать с информацией, соединять теоретические знания с практической деятельностью (познавательные);
  • формирование способности решать проблемы поискового характера, развитие умения принимать и сохранять цель, учебные задачи (регулятивные);
  • формирование  умения планировать, координировать, оценивать свою деятельность (регулятивные);
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации (коммуникативные);
  • формирование умения слышать и слушать собеседника, вести диалог, излагать точку зрения, аргументировать её (личностные);
  • формирование умения взаимодействовать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности (коммуникативные).

Предметные результаты обучения:

  • формирование умения выражать собственное мнение и применять полученные знания на практике (коммуникативные);
  • соблюдение нормы речевого этикета и правила устного общения (коммуникативные);
  • формирование умения находить прилагательные, знать их значение, грамматические признаки (познавательные).

Ход занятия:

  1. Определение темы и постановка цели занятия.

Уч-ль: Начать наше увлекательное занятие я предлагаю с просмотра мультфильма «Пуськи бятые» (дети смотрят мультфильм, звучит текст )

Пуськи бятые.

        Сяпала  Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

        - Колушата, колушаточки! Бутявочка!

        Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

        И подудонились.

        А Калуша волит:

        - Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

        Калушата бутявку вычучили.

        Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

        А Калуша волит:

        - Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

        А бутявка волит за напушкой:

        - Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

А) обсуждение

  • Что вас удивило?
  • Можно ли определить в этом стихотворении имена прилагательные?

 Б) работа в группах

  • Прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните имена прилагательные.
  • Как вы догадались?
  • На какие грамматические признаки указывает окончание прилагательных?
  • Напишите на карточке первый признак имен прилагательных.

Родовые окончания

Уч – ль: Тема нашего занятия - вопрос: Имя прилагательное – слово –волшебник?  Мы сегодня попробуем ответить на вопрос: Можно ли  назвать имя прилагательное – словом – волшебником?

  1. Игра - эрудит.

Уч – ль: Сначала отгадаем загадки, построенные на описании. Назвать отгадку и дать обоснование. Слайды презентации

Земля беленькая, а птички на ней чёрненькие. (Книга.)

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка.

Где носом поведёт, там заметку кладёт. (Карандаш.)

 Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. (Иголка с ниткой.)

А) обсуждение

  • Какая часть речи активно работает здесь?
  • Какую роль оно играет? Свяжите ответ с темой урока. (Описывает предмет и ярче его представляет).
  • Как вы понимаете «нитка бежит за иголкой»?
  • А можно ли сказать, что прилагательное с существительным тоже как нитка бежит за иголкой? (запишите вывод на карточке)

Связано с существительным

  1. Игра   «Иду в гости».

Уч – ль: А сейчас вы пойдете в гости. У кого карточка, тот хозяин, тот зовёт к себе гостей. У них будет задание – к существительному подобрать имя прилагательное. Помните, имена прилагательные не только описывают предмет, но и характеризуют его.

Называете признак и обосновываете характеристику предмета.

( у «хозяев» картинки лисы, медведя, молоко, сорока, собака, карандаш, капуста, завод, ягоды, у «гостей» карточки с признаками прилагательных:

1)форма и положение предмета в пространстве (прямой, кривой, отвесный); 2) размер (большой, высокий, широкий, узкий); 3) физические характеристики (тёплый, маслянистый, горький); 4) черты характера, физиологические и интеллектуальные свойства (добрый, смелый, молодой, умный); 5) пространственные и временные характеристики (сельский, сибирский, утренний, ранний; 6) материал, из которого сделан предмет (шерстяной, полотняный, деревянный, металлический); 7) действия и состояния предмета (читальный, спальный, прядильный, ткацкий); 8) принадлежность предмета (Колин, мамин, лисий, заячий).

  1. Интерактивный тест. Программа Прокласс.

 Цель: проверка знания признака, выраженного прилагательным.

Уч - ль: Возьмите пульт и выберите правильный ответ, характеризуя предмет по названному признаку.

  1. Мини – гейм «Подобрать прилагательные (характеристики) сказочным героям».  Слайды презентации

Уч - ль: Назвать автора сказки, сказку и охарактеризовать героя.

1 слайд    « Красная шапочка»

2 слайд       «Сказка о золотом петушке».

3 слайд       «Стойкий оловянный солдатик».

4 слайд       «Гадкий утёнок».

5 слайд       «Дикие лебеди».

6 слайд       «Снежная королева»

Уч – ль:  И вот мы вспомнили  любимые сказки замечательных авторов. Как вы считаете? Можем ли мы назвать имя прилагательное – словом – волшебником?

  • Какую роль выполняют прилагательные в речи?

(Это, действительно, слова-волшебники, которые помогают нам создать образы злых и добрых героев, а также описать природу. Имена прилагательные   делают  нашу речь более  образной и выразительной.)

    Роль в речи

(Пишет учитель на карточке)

  1.   Программируемый - опрос.  Слайд презентации.Работа учащихся на нетбуках . 1 учащийся работает на доске СМАРТС

Уч – ль: Когда смотришь на эту картину, охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света. Я предлагаю вам ознакомиться с удивительно красивым текстом, отражающим настроение картины. Но чтобы он зазвучал, нужно выполнить следующее задание: дополнить окончания прилагательных, назвать их грамматические признаки.

      Карточка.

Настали чудесн(ые) солнечн(ые) декабрьск(ие) деньки. В природе творилось что-то необычное. Казалось, она праздновала какое-то небывалое торжество лазорев(ого) неба, жемчужн(ых) берез, кораллов(ых) веток, сапфиров(ых) теней.

Уч – ль: Встретились ли вам в тексте незнакомые слова? Какие? Знаете ли вы их значение?

Словарная работа к тексту

Лазоревый – в народной словесности: голубой, лазурный.

Жемчужный – чисто-белый с блеском, напоминающий жемчуг.

Коралловый – светло-красный, цвета красного коралла.

Сапфировый – синий, цвета сапфира.

Уч – ль: Назовите  прилагательное и всё, что можете про него рассказать.

- Какой вывод мы ещё не делали о прилагательном?  Запишите на карточку вывод.

У    мн.ч.  нет рода

  1. Приём «Резюме» 

Каждый ученик получает полоску определенного цвета (синюю, зеленую, красную) с частью предложения. Дети объединяются в группы в соответствии с цветами полосок и составляют из слов предложения, а затем читают хором.

  • Красные полоски: язык, сила, Русский, слабого.
  • Зеленые полоски: ошибиться, умей, Умел, и поправиться.
  • Синие полоски: язык, Русский, выразительный, звучный, и.

(Русский язык сила слабого. Умел ошибиться, умей и поправиться. Русский язык звучный и выразительный.)

– Объясните смысл пословиц. Можно ли их соотнести с темой урока?

-  А какие слова помогают сделать русский язык звучным и выразительным?

А) Обобщение и выводы

  • Что понравилось?
  • Что трудно?
  • Как ответишь на вопрос урока?
  • Сделайте обобщение материала урока по карточкам с доски.

Б) Ученик читает стихотворение об имени прилагательном.

Я слово замечательное,

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

  1. Приём «Творчество работает на будущее»

Задание на дом: составить кроссворд, сказку, написать стих, с использованием прилагательных для книжки - малютки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-рефлексия с решением частных задач. Мастер-класс по русскому языку на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?"

Урок-рефлексия  с решением практичских задач на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?" (система развивающего обучения Эльконина-Давыдова)...

Мастер-класс по русскому языку ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – СЛОВО-ВОЛШЕБНИК?

Мастер-класс  по русскому языку с использованием ИКТ по теме: "ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – СЛОВО-ВОЛШЕБНИК"?Цель:      Повышение учебной мотивации учащихся на уроках...

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по числам"

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по числам"...

Мастер-класс по русскому языку "Однокоренные слова. Корень"

Этап урока "Обобщение знаний и умений".  Использованы разные формы работы с обучающимися: фронтально, индивидуально, в парах, групповая....

Мастер-класс по русскому языку "Работа со словарными словам как средство развития речи школьников"

Материал к работе со словарными словами на уроках русского языка во 2 классе....

мастер класс по русскому языку во 2 классе по теме "Определение суффикса. Роль суффикса в слове."

Масмер класс разработан  в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием современных технологий, приёмов и методов обучения....