Мастер-класс по русскому языку "Однокоренные слова. Корень"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Волчкова Оксана Владимировна

Этап урока "Обобщение знаний и умений".  Использованы разные формы работы с обучающимися: фронтально, индивидуально, в парах, групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение  знаний и умений.

Физкультминутка для глаз

1. Фронтальная работа.

- Продолжаем работу. На доске напечатаны группы слов. Прочитайте слова первой строки. Что вы можете о них сказать? (однокоренные, кроме слова «пилот»)

Улететь, летательный, лётчик, пилот.

Светить, темнота, светлячок, свет.

Мороз, море, моряк, морской.

- Какие слова называются однокоренными? (у которых  корень   одинаковый и имеет  одинаковое лексическое значение)

- Какую задачу нам предстоит решить, выполняя это задание. (Найти лишнее слово в каждой строке, не однокоренное).

- Правильно,  вам нужно найти лишнее слово в каждой строке и аргументировать, почему вы так считаете.

-  Четырем обучающимся  предстоит поработать на нетбуках и выполнить такое же задание. (Четверо обучающихся  приступают к работе на нетбуках, я работаю с классом).

- Прочитайте слова первой строки. Почему «пилот» лишнее слово? (не однокоренное)

- Каким оно будет по отношению к слову «лётчик»? (синоним)

- Назовите корень однокоренных слов этой строки? (-лет-)

- Прочитайте слова второй строки. Какое слово лишнее? (темнота) Почему?

- Каким оно будет по отношению к слову «свет»? (антоним)

- Назовите корень однокоренных слов этой строки? (-свет-)

- Прочитайте слова третий строки. Какое слово лишнее? (мороз) Почему?

- Назовите корень однокоренных слов этой строки? (-мор-)

- Запишите в тетрадь  группу однокоренных слов, выделите корень: 1 ряд – первой строки, 2 ряд - второй  строки, 3 ряд – третий строки.

(Обучающиеся выполняют задание)

- Назовите какие корни вы выделили?

Вывод:

- Назовите алгоритм, по которому вы определяли  однокоренные слова.

1 шаг – определить корень по одинаковому написанию.  
2 шаг – проверить, одинаковое ли значение имеет корень в словах. 

- Оцените свою работу над этим заданием и закрасьте фонарик на елочке.

2. Работа  в  парах

-  На столах у вас лежит желтый листочек с  заданием.   Прочитайте.

  На землю падали пушистые …

  … радовал детей.

  Мальчики строили … крепость и играли в … .

  Девочки лепили …   бабу.

Слова для  справок: снежинки, снег, снежную, снежки, снеговика.

- Как вы думаете, какую задачу  нужно решить, выполняя это задание? (вставить пропущенные слова, используя слова для справок)

- Верно, поработайте в паре и вставьте пропущенные слова.

(Выполняют  задание в парах. Оказываю помощь.)

- Прочитаем, что у вас получилось.

На землю падали пушистые снежинки.

Снег  радовал детей.

Мальчики строили   снежную  крепость и играли в  снежки.

Девочки лепили   снеговика.

- Прочитайте. Что вы можете сказать о слова, которые вставляли? (однокоренные). Назовите корень. (-снег-)

- Как можно назвать то, что у вас  получилось? (текст)

- Докажите, что это текст. (Состоит из нескольких предложений, они имеют общую тему и  связаны друг с другом по смыслу, можно озаглавить)

- Придумайте заголовок.

- Назовите грамматическую основу в первом предложении. (Если успеем записать предложение и выделить основу)

- Оцените свою работу над этим заданием и закрасьте елочный шарик.

 3 Физкультминутка

- Отдохнем вместе со снеговиком.

4. Работа в группах.

- Следующее  задание вам предстоит выполнять по группам. Распределитесь на группы. Выберите капитана.   Капитаны  подойдите ко мне за заданием.  На листах записаны  у каждой группе одинаковые слова, вам нужно выписать однокоренные слова с корнем указанным для вашей группы.

(Обучающиеся работают по  группам)

- Выполним  проверку задания, сравнивая с эталоном на доске.

   - Оцените свою работу над этим заданием и закрасьте шарик на елочке .

На  землю  падали  пушистые ___________ .

 _________  радовал  детей.      Мальчики строили  ____________  крепость   и   играли

 в ____________ .        Девочки  лепили _____________  бабу.

Слова для  справок: снежинки, снег, снежную, снежки, снеговика.

На  землю  падали  пушистые ___________ .

 _________   радовал  детей.      Мальчики строили ____________  крепость   и   играли     в ____________ .        Девочки  лепили _____________  бабу.

Слова для  справок: снежинки, снег, снежную, снежки, снеговика.

На  землю  падали  пушистые ___________ .

 _________   радовал  детей.      Мальчики строили ____________  крепость   и   играли     в ____________ .        Девочки  лепили _____________  бабу.

Слова для  справок: снежинки, снег, снежную, снежки, снеговика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме "Работа со словами "

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведёт...

Презентация Мастер класс по теме "Работа со словом хлопушка"

Данная работа предназначена для учителей начальных классов. Вы сможете увидеть работу учеников 1 класса со  словом " хлопушка"  в условиях ФГОС...

Мастер - класс на уроке русского языка

Фрагмент урока по теме: "Имя прилагательное"...

Мастер - класс "Проектная работа "Рассказ о слове" на уроке русского языка"

Проектная работа по русскому языку в 3-4 классах "Рассказ о слове береза"...

Мастер-класс по ОРКСЭ. Проект "Энциклопедия слова "счастье"

Мастер-класс по ОРКСЭ. Проект "Энциклопедия слова "счастье"...

Мастер - класс "Методы работы со словарными словами на уроках русского языка"

В мастер - классе представлены несколько методов и приемов работы со словарными словами. Данный материал можно использовать с 1 по 4 классы....