Мастер класс по теме "Работа со словами "
материал по теме

Никитина Марина Петровна

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведётся она с 1 по 11 класс».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_uroka.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Приветствие учителям:  Позвольте сказать  Вам «Здравствуйте…» слайд 1

Имя урока: «Как ни коротки слова, всё же они требуют серьёзного  размышления» 

Пифагор Самосский

 Ребята, в  течение нашего занятия  подумайте и поразмышляйте, действительно ли слова  заставляют  нас размышлять?

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

Личностные УУД

(самоопределение). Создание ситуации успеха.

Коммуникативные:

Создание благоприятного климата

 Коммуникативные:

Умение слушать и понимать учителя и одноклассников,   планировать  и согласовано    выполнять   совместную деятельность, контролировать  действия  друг друга и уметь договориться, развитие речевой деятельности

 

Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями), поисковые умения на  основе анализа делать выводы.

 Познавательное   УУД (логическое).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Регулятивные УУД  умело взаимодействовать м партнёром, навыки общения

Коммуникативные:    работа      в паре, работа со схемами

Познавательное   УУД

Обосновывают выбор написания

Коммуникативные:  развитие  речевой деятельности,   умение вступать  в диалог

 

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

Познавательное   УУД (логическое).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным, формируют собственное  мнение )

Регулятивные УУД

Постановка темы урока, умение ставить цели деятельности, составлять план действий

Личностное УУД (жизненное самоопределение)

Коммуникативные: Умение строить речевое  высказывание, формирование умения  оформлять  свои мысли  в устной форме.

Регулятивные УУД

(контроль и самооценка процесса и результатов учебной деятельности

 

 

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

 

- Желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях

Загадка: Хлоп и конфета стреляет, как пушка!

Каждому ясно, что эта  ..(хлопушка) слайд 2

Как догадались, что это хлопушка?

О какой хлопушке идет речь?

Что значит хлопушка?

Может ещё встречались со словом хлопушка?

 Словаре Ожигова: хлопушка это..

-предмет, которым хлопают  по чему- нибудь (для мух, пыли) слайд 3

-ёлочная игрушка-трубочка, которая хлопает, когда её раскрывают слайд 4

-приспособление, используемое во время киносъёмки, для синхронизации кадров при последующем монтаже фильма слайд 5

-сорная трава семейства гвоздичных  слайд 6

Какой вывод можно сделать?

Произнесите  слово хлопушка

Назови 1 звук в слове хлопушка

Что о нем можете сказать? (Согл, тверд, глух, непар)

Составьте схему слова хлопушка?

Скажите всё, что знаете о слове хлопушка?  (8б,8з,

3 слог, удар на 2 сл,сущ, неодуш пред, имя нариц, ед.ч.,ж.р.)

Какие  опасные места встретились?

Подбери    прилагательные

                    глаголы

Составьте предложение с этим словом.

Физкультминутка

Хомка – хомка  слайд7

Мультфильм «Веселый старичок» слайд 8

Какие  слоги   с новым звуком услышали?

Произнесите первый звук в слоге Хе, Хи,

 

Что о нем можете сказать?

[Х ,] согл, мяг, глух, непар

- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

Дети:

- Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.              

Учитель:

- Посмотрите на тему урока. Давайте, вместе определим цели  и задачи урока:

Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

Охарактеризовать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)

Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

Учитель:

- Зачем нам нужно, ребята, знать буквы и звуки?

Имя урока

 К какому размышлению вы пришли? Заставили  ли эти короткие слова  вас размышлять?  Какие открытия вы сделали?

 

 Я  понял(а), что…

Было  интересно…

Было   трудно…

У меня получилось…

 На уроках технологии мы сделали хлопушки  и хотели бы Вам подарить, на память о нашей работе.

 

Своё выступление мне хочется начать словами известного ученого методиста А. В. Текучева «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведётся она с 1 по 11 класс».

Исходя из практики моей работы,  я считаю, что, проводя систематически словарную работу на уроках обучения грамоте  и  русского языка,   обогащается словарный запас учащихся, активизируется их деятельность на уроках.
Дети более точно понимают значение слова, что позволяет им избавиться от речевых ошибок, так как слово не может быть усвоено без употребления его в речи.
На практике видно: если ребёнок осознаёт значение слова, умеет правильно употребить его в речи, правильно его записать, значит, данное слово входит в его активный словарный запас.
Следовательно, словарная работа на уроках русского языка  и с чтения должна быть постоянной и необходимой для формирования речевой активности и орфографической зоркости.  

На уроке идет формирование УУД:

познавательные УД (развитие мыслительных операций);

регулятивные УД (постановка темы урока, цели деятельности, внутренний план действий, самоконтроль, самооценка);

коммуникативные УД (развитие связной монологической и диалогической речи, умение слушать, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве);

личностные УД (воспитание чувства прекрасного, любви к природе, искусству, родному языку, к Родине).

Я работаю по системе УМК Гармония. Считаю, что именно эта система была и сейчас направлена на развитие учащегося. Постулаты, выдвинутые ещё Л.В. Занковым в своем труде «Беседы с учителями», применимы  сейчас в СДП:

 - не давать знания в готовом виде;

 - опора  на опыт детей;

 - знания открывают сами;

 - вопросы не требуют мгновенного ответа (широкая постановка вопроса);

 - не допускать стыда, страха, скуки.

  Знакомство с новым словом

На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом опережала показ написания этого слова, при этом реализуется один из принципов работы над трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику.

Например: 1. Учащиеся отгадывают слово с помощью загадки, ребуса, картинки

    Использование  загадок,  помогают сделать уроки   более интересными,  а значит и усвоение материала,  более глубоким и прочным. Загадки развивают у детей любознательность, интерес к родному языку, способствует развитию речи, заставляет ребёнка внимательно вдумываться в каждое слово, уметь сравнивать, выделять главное. Это позволяет формировать у детей полное представление об изучаемом предмете и явлении. Работа над загадкой – это упражнения  в самостоятельном  развитии мышления, сообразительности,  воображения.

Например   :  Нахождение «лишнего слова».
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.
Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Аргументов может быть много, и «лишних» слов тоже!

Что объединяет слова?

Шишка, шарик, звезда,  ёлка  ( 2слога,имя существительное,  обозначают  неодуш.  предмет, что?,  имя нарицат., в форме единст. числа)

Найди лишнее слово

Шишка-ши

Шарик – м.р.

Ёлка  -  2 звука, гласн. зв

Звезда – ударение 2 слог, опасное место- безудар.гл

Например: Задания  на развитие умения  классифицировать  слова

Умение классифицировать изучаемые предметы и явления относится к логическим и является сложным, интегративным умением, состоящим из более простых. Оно включает в себя анализ, сравнение, обобщение, выделение главного и др.  С операцией классификации учащиеся знакомятся на всех ступенях обучения и по всем предметам учебного плана.

Жираф, посуда, собака, пенал, охотник, береза, воробей, скворечник

Кто?                               Что?

Жираф                           посуда

Собака                           пенал

Охотник                        береза

Воробей                        скворечник

От класса  к классу работа усложняется, количество пунктов, по которым сравниваются слова заметно,  увеличивается. Такие задания  и упражнения  вызывают  у детей большой интерес. Моя задача научить детей вдумываться, всматриваться, вслушиваться в каждое слово.     А ведь именно  он должен лежать в основе обучения.

Каждый урок-это исследование, поиск. Дети учатся  анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения.

Э.Кант « Не мыслями надобно учить, а учить мыслить»

И в завершении Вам, дорогие коллеги искренне желаю:
неугасающих искорок в глазах;
Ø 
творческого беспокойства в сердцах;
Ø 
новых идей и находок в светлых умах
Ø 
Ведь «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью» утверждал И. Кант  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

мастер-класс на тему "Однокоренные слова" 3 класс

мастер-класс на тему "Однокоренные слова" на конкурс "Учитель года"...

Мастер - класс "Проектная работа "Рассказ о слове" на уроке русского языка"

Проектная работа по русскому языку в 3-4 классах "Рассказ о слове береза"...

Мастер - класс "Методы работы со словарными словами на уроках русского языка"

В мастер - классе представлены несколько методов и приемов работы со словарными словами. Данный материал можно использовать с 1 по 4 классы....

Мастер класс "Звуко-буквенный анализ слова"

Данный мастер-класс используется для родителей будущих первоклассников...

Мастер-класс "Использование приёма "Облака слов" на уроках в начальной школе"

Интересный и весьма практичный приём, способствующий визуализации учебного материала....

Мастер -класс на тему " Мои слова влияют на людей"

Мастер- класс разработан для профессионального конкурса педагогического мастерства "Учитель года"...