мастер-класс на тему "Однокоренные слова" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

мастер-класс на тему "Однокоренные слова" на конкурс "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.78 КБ
Файл prezentatsiya_k_master-klassu.pptx807.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по русскому языку

 на тему «Однокоренные слова»

 3 класс

Цель:  

  1. Учебно – познавательные: формировать представление  об однокоренных словах;  учить распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня; различать и подбирать однокоренные слова, совершенствовать умение находить корень в словах.

 2. Интеллектуально – развивающие: работать над развитием речи, логического мышления, мыслительных операций; развивать наблюдательность, воображение, творческие способности, умение работать в группе.

 3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к своему языку и культуру общения, самостоятельность, доброжелательность.

Ход урока

І.Релаксация  

- Давайте настроимся на работу. Сядьте все поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: « Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе».

 ІІ. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие  в страну Составсловию. Чтобы лучше ориентироваться в этой стране возьмём с собой карту (демонстрация),

На доске карта страны Составсловии и запись:

Страна Составсловия

Главный город Корнеслов

Море Знаний

Город Суффиксград

Город Окончаний

Город Приставок

Залив Правил

- Ребята, в настоящий момент мы находимся в заливе Правил и именно отсюда мы начнём наше путешествие.

- Здесь для вас приготовлено задание.

1. Внимательно прочитайте текст «Чужак».  По ходу чтения подчеркивайте похожие слова карандашом. Найдите чужака.

   Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху      воду ждут.

    Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

1 вариант                                                                                        

- Какие слова вы подчеркнули?(подводник,

водица, водолаз, водопад, водомерка,

водоросли, водичка, водяной, вода, водитель)

- Почему?(один корень)

- Как называются такие слова?

(однокоренные) 

- Слова с одним и тем же

корнем называются ОДНОКОРЕННЫМИ

или РОДСТВЕННЫМИ

- Мы нашли родственников воды.

- Кто же оказался чужаком среди них?

(водитель)

- Почему они сразу не приметили чужака?

(у него такой же корень).

2 вариант                                                                                        

-  А какое слово есть в этом тексте с таким же корнем? (водитель)

- А почему вы его не выписали? (у него другое лексическое значение)

- Как же называются слова, которые мы выписали?

(однокоренные) 

- Слова с одним и тем же

корнем называются ОДНОКОРЕННЫМИ

или РОДСТВЕННЫМИ

- Мы нашли родственников воды.

- А как же определять однокоренные слова.(Однокоренные слова должны быть сходны по смыслу)

- А кто догадался о какой теме сегодня пойдет речь? (Однокоренные слова)

- А как вы думаете в каком городе будут жить наши однокоренные слова?( г. Корнеслов)

III. Новый материал.

- В нашем городе Корнеслове растут необычные деревья. Называются они словесными. Одно такое дерево выросло и у нас.

(Дерево  с корнем –САД-.)

(садовник, посадка, садовый, садовод, посадили, рассада)

- А что такое рассада?

-Какие слова вы можете подобрать с этим корнем?

- Основное значение слова заключено в корне. Корень слова – как корень растения: нет его – нет и слова. Все однокоренные слова связаны друг с другом.

-  А теперь вы получает задание украсить дерево с корням   -лес-

- Какой стол придумает больше слов?

IV. Работа в группах.

- Сейчас  вы получите текст, а про кого он будет, вы узнаете отгадав ребус(КОТ)

-  А как вы догадались? (объяснить)

У норы добычи ждёт,

притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

вырываясь от кота.

А теперь и за версту

не приблизится к коту.

Крыса старая -  и та,

  видя грозного кота,

удерёт в нору под дом,

чтоб не встретится с котом.

Там дрожит и в темноте

вспоминает о коте.

Задание: выразительно прочитайте стихотворение.

Найдите слово, которое повторяется несколько раз.

- Давайте выпишем слова с корнем КОТ?

- Что изменяется в слове?(окончание)

- А как вы думаете в какой город мы попали?(г.Окончаний)

- Внимание!!! Можно ли назвать такие слова однокоренными?

если Да

- ребята, сегодня я вам открою новые знания: такие слова называются не однокоренными, а это ФОРМЫ одного и тогоже слова

если Нет

-Почему?(это формы одного и того же слова)

V физминутка

Котята

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они устали,

Сладко, сладко засыпали:

Вот так, вот так!

 3. – Итак, давайте остановимся около города Корнеслова и будет собирать цветы.

- На поле ветер оборвал со всех ромашек лепестки. Осталась только серединка – корень слова.  Соберите ромашки, подберите родственные слова.

Корни слов нос, час, гусь

1.нос, носильщик, носик, носатый, носовой(платок),носоглотка

- Почему выбрали \  не выбрали слово носильщик?

2.час, часок, часть, часовщик, часовой(на посту), часики

- Почему выбрали \  не выбрали слово часть?

3. гусь, гусята, гусеница, гусыня, гусиные), гуськом

- Почему выбрали \  не выбрали слово гусеница?

VI. Итог урока.

 Конкурс «Верю - не верю»

-Итак,сейчас мы с вами поиграем в игру верю\ не верю. Если вы согласны с моим выражение хлопните в ладони один раз, если не согласны топните ногами:

1. Верите ли вы , что слова шиповник и шип однокоренные?(верю)Почему?

2. Верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные? (не верю) Почему?

3. Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные? (верю) Почему?

4. Верите ли вы, что слова страна и страница однокоренные? (не верю) Почему?

5. Верите ли вы, что слова купаться и покупатель однокоренные? (не верю) Почему?

6. Верите ли вы , что слова летать и лётчик однокоренные?(верю) Почему?

VII. Рефлексия. Запустить корабль в море Знаний.

-У каждой группы на столе лежит карта, а у каждого из вас копия нашего большого корабля. Те ребята из вас, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море Знаний, а те, кто в этом не уверен, остаются в заливе Правил.

Дополнительный материал

работа в городе Корнеслове. На отдельном листе записаны задачи:

  1. Стоит коза,

Голосит коза:

-Ой, беда, беда, беда!

Разбежались кто куда

Семеро козлят!

Один – в лесок,

Другой – за стог,

А третий козлёнок

Спрятался в бочонок!

А сколько козлят

В избушке сидят?

 

  1. Три бельчонка маму-белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

Девять шишек принесла.

Разделила на троих.

Сколько каждому из них?

 Задание: решите задачи. Выпишите из условий задач однокоренные слова, выделите в них корень.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Счастливого Пути! Комаркова Т.С. МОБУ СОШ № 21

Слайд 2

Подводник Водица Водолаз Водопад Водомерка Водоросли Водичка Водяной Вода Водитель

Слайд 3

Слова с одним и тем же корнем называются ОДНОКОРЕННЫМИ или РОДСТВЕННЫМИ

Слайд 4

- САД - САДОВНИК ПОСАДКА РАССАДА САДОВЫЙ САДОВОД ПОСАДИЛИ

Слайд 5

КОТ

Слайд 6

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....