мастер-класс на тему "Однокоренные слова" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
мастер-класс на тему "Однокоренные слова" на конкурс "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.78 КБ |
![]() | 807.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по русскому языку
на тему «Однокоренные слова»
3 класс
Цель:
- Учебно – познавательные: формировать представление об однокоренных словах; учить распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня; различать и подбирать однокоренные слова, совершенствовать умение находить корень в словах.
2. Интеллектуально – развивающие: работать над развитием речи, логического мышления, мыслительных операций; развивать наблюдательность, воображение, творческие способности, умение работать в группе.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к своему языку и культуру общения, самостоятельность, доброжелательность.
Ход урока
І.Релаксация
- Давайте настроимся на работу. Сядьте все поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: « Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе».
ІІ. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в страну Составсловию. Чтобы лучше ориентироваться в этой стране возьмём с собой карту (демонстрация),
На доске карта страны Составсловии и запись:
Страна Составсловия
Главный город Корнеслов
Море Знаний
Город Суффиксград
Город Окончаний
Город Приставок
Залив Правил
- Ребята, в настоящий момент мы находимся в заливе Правил и именно отсюда мы начнём наше путешествие.
- Здесь для вас приготовлено задание.
1. Внимательно прочитайте текст «Чужак». По ходу чтения подчеркивайте похожие слова карандашом. Найдите чужака.
Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.
1 вариант - Какие слова вы подчеркнули?(подводник, водица, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, водяной, вода, водитель) - Почему?(один корень) - Как называются такие слова? (однокоренные) - Слова с одним и тем же корнем называются ОДНОКОРЕННЫМИ или РОДСТВЕННЫМИ - Мы нашли родственников воды. - Кто же оказался чужаком среди них? (водитель) - Почему они сразу не приметили чужака? (у него такой же корень). | 2 вариант - А какое слово есть в этом тексте с таким же корнем? (водитель) - А почему вы его не выписали? (у него другое лексическое значение) - Как же называются слова, которые мы выписали? (однокоренные) - Слова с одним и тем же корнем называются ОДНОКОРЕННЫМИ или РОДСТВЕННЫМИ - Мы нашли родственников воды. |
- А как же определять однокоренные слова.(Однокоренные слова должны быть сходны по смыслу)
- А кто догадался о какой теме сегодня пойдет речь? (Однокоренные слова)
- А как вы думаете в каком городе будут жить наши однокоренные слова?( г. Корнеслов)
III. Новый материал.
- В нашем городе Корнеслове растут необычные деревья. Называются они словесными. Одно такое дерево выросло и у нас.
(Дерево с корнем –САД-.)
(садовник, посадка, садовый, садовод, посадили, рассада)
- А что такое рассада?
-Какие слова вы можете подобрать с этим корнем?
- Основное значение слова заключено в корне. Корень слова – как корень растения: нет его – нет и слова. Все однокоренные слова связаны друг с другом.
- А теперь вы получает задание украсить дерево с корням -лес-
- Какой стол придумает больше слов?
IV. Работа в группах.
- Сейчас вы получите текст, а про кого он будет, вы узнаете отгадав ребус(КОТ)
- А как вы догадались? (объяснить)
У норы добычи ждёт,
притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
вырываясь от кота.
А теперь и за версту
не приблизится к коту.
Крыса старая - и та,
видя грозного кота,
удерёт в нору под дом,
чтоб не встретится с котом.
Там дрожит и в темноте
вспоминает о коте.
Задание: выразительно прочитайте стихотворение.
Найдите слово, которое повторяется несколько раз.
- Давайте выпишем слова с корнем КОТ?
- Что изменяется в слове?(окончание)
- А как вы думаете в какой город мы попали?(г.Окончаний)
- Внимание!!! Можно ли назвать такие слова однокоренными?
если Да - ребята, сегодня я вам открою новые знания: такие слова называются не однокоренными, а это ФОРМЫ одного и тогоже слова | если Нет -Почему?(это формы одного и того же слова) |
V физминутка
Котята
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так!
3. – Итак, давайте остановимся около города Корнеслова и будет собирать цветы.
- На поле ветер оборвал со всех ромашек лепестки. Осталась только серединка – корень слова. Соберите ромашки, подберите родственные слова.
Корни слов нос, час, гусь
1.нос, носильщик, носик, носатый, носовой(платок),носоглотка
- Почему выбрали \ не выбрали слово носильщик?
2.час, часок, часть, часовщик, часовой(на посту), часики
- Почему выбрали \ не выбрали слово часть?
3. гусь, гусята, гусеница, гусыня, гусиные), гуськом
- Почему выбрали \ не выбрали слово гусеница?
VI. Итог урока.
Конкурс «Верю - не верю»
-Итак,сейчас мы с вами поиграем в игру верю\ не верю. Если вы согласны с моим выражение хлопните в ладони один раз, если не согласны топните ногами:
1. Верите ли вы , что слова шиповник и шип однокоренные?(верю)Почему?
2. Верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные? (не верю) Почему?
3. Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные? (верю) Почему?
4. Верите ли вы, что слова страна и страница однокоренные? (не верю) Почему?
5. Верите ли вы, что слова купаться и покупатель однокоренные? (не верю) Почему?
6. Верите ли вы , что слова летать и лётчик однокоренные?(верю) Почему?
VII. Рефлексия. Запустить корабль в море Знаний.
-У каждой группы на столе лежит карта, а у каждого из вас копия нашего большого корабля. Те ребята из вас, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море Знаний, а те, кто в этом не уверен, остаются в заливе Правил.
Дополнительный материал
работа в городе Корнеслове. На отдельном листе записаны задачи:
- Стоит коза,
Голосит коза:
-Ой, беда, беда, беда!
Разбежались кто куда
Семеро козлят!
Один – в лесок,
Другой – за стог,
А третий козлёнок
Спрятался в бочонок!
А сколько козлят
В избушке сидят?
- Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла.
Разделила на троих.
Сколько каждому из них?
Задание: решите задачи. Выпишите из условий задач однокоренные слова, выделите в них корень.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подводник Водица Водолаз Водопад Водомерка Водоросли Водичка Водяной Вода Водитель
Слова с одним и тем же корнем называются ОДНОКОРЕННЫМИ или РОДСТВЕННЫМИ
- САД - САДОВНИК ПОСАДКА РАССАДА САДОВЫЙ САДОВОД ПОСАДИЛИ
КОТ
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по Окружающему миру в 4 классе УМК Планета знаний и мастер -класс
Урок по теме "Искусственное сообщество сад" и мастер- класс по теме"Тигр" по новой технологии :Развитие критического мышления посредствам чтения и письма...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...