сценарий внеклассного мероприятия с элементами мастер-класса "Пряничные мастера"
материал (1 класс)

Занятие предназначено для детей 6-8 лет. Дети знакомятся с историей появления тульского пряника, рецептом приготовления и способами росписи пряников. Также в мероприятии могут принять участие и родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryanichnye_mastera.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия с элементом мастер-класса

Возраст: 1 класс

Название: «Пряничные мастера»

Интеграция областей: художественно-эстетическое познавательное раз-витие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цели: - помощь в духовно-нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании детей через приобщение к основам духовной культуры

- сделать школьную жизнь интересной и увлекательной

- развивать мотивацию к познанию и творчеству

- сформировать активную гражданскую позицию

Задачи:

- развитие индивидуальных качеств учащихся через различные формы вне-классной и внеурочной деятельности

- развитие инициативы и творчества учащихся в процессе коллективных дел

- укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни

- создание атмосферы психологического комфорта

- социальная адаптация детей через практико - деятельностную основу воспитательного процесса

- переживание ситуации успеха в различных видах деятельности

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип занятия: творческая мастерская.

Методы и приёмы: рассказ, беседа, пошаговое изложение материала, практическая работа, индивидуальный подход.

Средства: презентация, схема, совместная деятельность

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, костюм Ско-мороха (взрослый), музыкальные инструменты по количеству детей (тре-угольники, колокольчики, погремушки, трещётки), 30 пряников – загото-вок для росписи, набор красок «Гуашь», 3-4 разных кисти, 3 технологи-ческие карты, инструменты для росписи по количеству участников, зубо-чистки, мисочка для разведения глазури, 2 миски для замеса теста, 2 взрос-лых и несколько детских скалок, пакет для упаковки теста, кондитерские формочки для вырезания из теста, подносы для выпекания, промасленная пекарская бумага, продукты (разведённая глазурь, мука, мёд, сахарный песок, сливочное масло, яйцо, разрыхлитель, ванилин, молотый имбирь, апельсиновая цедра, корица, какао, повидло для начинки в тульский пряник)

Ход занятия: 1 Организационный момент

Скоморох: Добрый день, гости дорогие,
Жданные, званые и желанные.
Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебедки!
Ребята-молодцы, веселые удальцы!
Почтенные и молодые.
Полные и худые.
Мы рады гостям, как добрым вестям!

Ведущий: Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие началось не совсем обычно и думаю, что это не случайно. Кто поприветствовал вас в начале занятия? (ответы детей)

Ведущий: Сегодня к нам на занятие пришёл гость. Зовут его Скоморох. А вы знаете, кто такие скоморохи? (ответы детей)

Ведущий: Скоморох - бродячий актёр, выступающий на ярмарках. Скомо-рохи были очень весёлыми, как клоуны. Они умели делать разные трюки, как гимнасты в цирке. Ещё они иногда выступали с медведем.

2 Введение в тему занятия

Скоморох: Ребята, а какой мы сейчас праздник встречаем? (ответы детей) Правильно, Масленицу. А какое главное угощение готовят на Масленицу? (блины) А ведь так было не всегда. Хотите узнать, какое раньше было главное угощение на Масленицу? (ответы детей) Тогда внимательно слу-шайте!

3 Основной этап. Актуализация знаний, постановка цели

Работа с презентацией, слайд №2

Ведущий: Пряник со времени своего появления прошел очень длинный путь. Его возникновение неразрывно связано с таким величайшим откры-тием человечества, как хлеб, который появился еще в неолитическую эпо-ху. Пряник происходит от прилагательного пряный (др.- русск. пьпьрянъ), который, в свою очередь, образован от слова перец (др.- русск. пьпьрь), обозначавшего пряности, приправы. Русские пряники — явление общена-циональное, вряд ли где-нибудь еще до такой степени связанное с народ-ной жизнью и бытом.

Владимир Иванович Даль, автор «Толкового словаря живого русско-го языка», дает в нем такое определение понятию пряник: «Пряник — ла-комство хлебное на меду, на патоке с разными пряностями». На Руси пер-вые пряники, называемые «медовым хлебом», появились еще около IX ве-ка, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII - XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, приве-денные из Индии и Ближнего Востока. Пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам.

Со временем с тестом для выпечки вкусностей стали эксперимен-тировать и добавлять в него тогда новые, а ныне привычные пряности, такие как: анис; ваниль; кардамон; куркума; мускатный орех; острый пе-рец; тертая гвоздика; кора коричного дерева (корицу); черный перец; цедра лимона и прочих цитрусовых. Сегодня список пряностей, используемых для придания аромата готовым кондитерским изделиям, можно расширить. Это стало возможным благодаря тому, что в пищевой промышленности широкое применение получили искусственные ароматизаторы. Кроме ком-понентов, придающих приятный аромат выпечке, при замесе теста исполь-зовались сушеные ягоды малины, клюквы и даже черемухи, которые на се-годняшний день вытеснили изюм и мак. Ароматные сухофрукты не только придавали пряничкам необычный вкус. Они помогали разнообразить ас-сортимент. Иногда кулинары, для того чтобы дать возможность выбора по-требителям, придавали пряничкам с различной «начинкой» различные очертания.

Наряду с традиционными «русскими» пряниками сегодня особую по-пулярность приобрели пряники имбирные. Именно их чаще всего расписы-вают сладкой цветной белковой глазурью. Интересен тот факт, что это ла-комство на родине считалось «зимним» и продавалось в аптеках, потому что считалось лечебным средством, помогающим подавить простуду и из-бавить от кашля.

Пряники в современном мире стали сувенирной продукцией, запо-лучить которую желают туристы, посетившие легендарные «пряничные» города. Именитые заводы и фабрики поддерживают это стремление и ор-ганизовывают выставки – продажи и аукционы. Современные пряники в жизни людей имеют уже несколько иное значение. В нашей речи сущест-вует словосочетание о «кнуте и прянике», которое подтверждает слова о том, что пряник был наивысшей мерой награды. Его желали получить на-столько сильно, насколько боялись кнута. Сегодня этот продукт стоит не так уж и дорого и не является недостижимым благом. Исключение состав-ляют изделия:

– приготовленные на заказ и расписанные тематическими рисунками

– украшенные фотопечатью на фотобумаге

– собранные в объемные композиции

Такие произведения искусства могут стать прекрасным подарком взрослым и детям. Изначально на Масленицу пекли не блины, а пряники, которые подавали с киселем.

Скоморох: А какой самый знаменитый пряник вы знаете и любите? (отве-ты детей)

Работа с презентацией, слайд 3

Ведущий: Более 300 лет люди говорят «тульский» — слышат «пряник». Разберёмся, как так вышло и когда отмечают День пряника. Всё началось не в Туле, а в Европе: предшественник тульского пряника известен с XIII столетия. Сладость дарили на Рождество, а готовили из медового теста с миндалем, пряностями, цитроном и сахарной глазурью. Первое письмен-ное упоминание о тульском прянике датировано 1685 годом, но, по словам историков, на Руси это пряное печенье появилось примерно на век раньше — в эпоху Великих географических открытий. Пряники тогда делали по-чти во всех русских городах и деревнях. Однако именно в Туле процесс довели до совершенства и практически возвели в искусство. Уже в XVII веке пряники готовили десятки мастеров по всему городу. Десерт пользо-вался популярностью, а из-за высокой конкуренции каждый пряничник старался сделать свою продукцию вкуснее и красивее прочих. Сладости продавали на любой вкус: заварные, медовые, сливочные, фруктовые, мят-ные и даже горчичные. А уникальную форму пряникам придавали с помо-щью конструкций из дощечек, на внутренней части которых вырезали узо-ры в зеркальном отражении. Тесто погружали в форму и спрессовывали, пока не получали отпечаток орнамента — до сих пор пряники с узорами называются печатными. На них изображали местные достопримечатель-ности, зарисовки из жизни и картинки-обереги. У каждого кондитера были свои пряничные формы, и знающий человек мог узнать мастера, просто взглянув на товар.

Самым знаменитым пряничником Тульской губернии был купец Ва-силий Гречихин: его ценили и в России, и за рубежом. Он представил двухпудовый пряник собственного производства на Всемирной выставке в Париже 1889 года — и получил Гран-при. А через 11 лет, снова приехав во Францию на выставку, организовал торговлю сладостями недалеко от Эй-фелевой башни — в павильоне, целиком сделанном из пряников. К 300-ле-тию дома Романовых купец выпустил лакомства, каждое из которых упа-ковал в сундук с замочком. А позже на его фабрике сделали пряник с изо-бражением карты Тулы.

Пряничники не записывали свои рецепты: держать их в уме — луч-ший способ защитить от воровства. После Второй мировой войны секреты пряничного дела на какое-то время забыли: знания умирали на фронте вместе с мастерами.

Современное производство пряников в городе возродилось в середи-не 1950-х годов. Руководство страны поручило предприятиям тульской пи-щевой промышленности наладить выпуск традиционных пряников к от-крытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Работа закипела: ис-кали хранителей старинных рецептов, восстанавливали оборудование для выпечки, на Тульском оружейном заводе изготавливали деревянные фор-мы для пряников. Первая удачная партия сошла с производственной линии только через полгода — и отправилась на пробу в Министерство пищевой промышленности СССР. Его глава Василий Зотов передал часть пряников Анастасу Микояну, заместителю председателя Совета министров СССР, а тот — первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Тульские пряники оценили по высшему разряду: из госрезерва дополнительно выделили муку и сливочное масло.

Производство пряников в Туле процветает и в наши дни. Самые из-вестные пряничные фабрики города — «Старая Тула», «Ясная Поляна» и «Медовые традиции», но выпекают пряное печенье и на других заводах. Больше 20 лет назад открыли музей «Тульский пряник», посвященный ис-тории символа города. А с 2016 года в августе в Туле отмечают собствен-ный праздник — День пряника.

Вот и сегодня мы с вами будем печь и расписывать наши пряники.

Скоморох: Но вовремя празднования Масленицы положено не только печь блины, а ещё играть, петь и веселиться. Выходи, честной народ, нас уже игра зовёт.

Скоморох и ведущий организовывают игры (презентация, слайд №4).

Игра «Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою ко-манду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, за-бравшая больше «пирогов».

После игры дети возвращаются на свои места.

4 Работа в группах

Скоморох: А с чего же мы начнём печь наши пряники? (ответы детей)

Ведущий: Правильно, замесим тесто. А что нам понадобиться и как это сделать мы увидим на слайде (открывается слайд №5). А с каким видом пряников мы сегодня познакомились? (ответы детей) А как приготовить этот пряник мы узнаем, если посмотрим следующий слайд (презентация, слайд №6) Давайте мы с вами поделимся на 2 команды и замесим тесто для пряников. Одна команда будет месить тесто для тульских пряников, а дру-гая — для расписных пряников.

Дети с помощью считалок делятся на 2 команды.

Ведущий: Скоморох, твоя команда будет месить тесто и выпекать какие пряники?

Скоморох: Конечно, знаменитые тульские пряники!

Ведущий: Ну а наша команда будет месить тесто и выпекать пряники для росписи. А чтобы мы ничего не забыли будем использовать карточки-под-сказки.

Команды расходятся по своим рабочим зонам и начинают выполнять работу, опираясь на карточки. Ведущий и Скоморох оказывают им помощь

Ведущий: Вот мы тесто замесили, выложили наши прянички на противни. Пора их и в духовку поставить. А пока они запекаются предлагаю поиграть

Ведущий и Скоморох организовывают игру (слайд №7).

Игра «Веселые музыканты».

Под любую мелодию из двух частей дети, стоя в кругу, играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.). Скоморох стоит в центре круга, дирижируя. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, легко бегут по кругу. Скоморох ста-новится в общий круг и бежит вместе с детьми. С окончанием музыки, иг-рающие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.

Ведущий: Пока наши пряники пекутся, предлагаю вам расписать пряники, которые я заранее испекла.

Скоморох: А у меня и краски с кисточками есть. Вот!

Ведущий: Что ты Скоморох. Пряники у нас настоящие, съедобные. Вот и расписывать мы их будем не красками, а специальной глазурью Я её при-готовила заранее, так же как и инструменты. Давайте рассмотрим, как пра-вильно это делается (открывается слайд № 9,)

Ведущий берёт пряник-заготовку, инструменты, глазурь. Рисует и объясняет свои действия.

Ведущий: Рисуем горизонтальные линии. После этого сразу накладываем на них вертикальные. Получается вот такая заготовка. Не пугайтесь, если линия случайно прервется. Пока айсинг свежий, вы легко его можете уда-лить зубочисткой, не оставив и следа, и нарисовать полоску заново. Пока сохнут контур с сеточкой, берем оставшуюся глазурь, откладываем пару столовых ложек и разводим ее водой. Аккуратно заполняем все пустоты около контуров. Когда высохнут все элементы, выбираем рисунок, какой вам нравится и заполняем отдельные точки в сеточке. Лучше рисовать са-мые простые, чтобы не сбиться и не высчитывать.

Сейчас мы с вами вернёмся на рабочие места и займёмся росписью заготовок. Но сначала мы со Скоморохом проверим наши пряники в духов-ке. И если они уже готовы, то оставим их остывать.

Ведущий и Скоморох проверяют пряники в духовке и возвращаются к своим командам.

Скоморох: А теперь давайте превратимся в художников и распишем наши пряники. А кто затрудняется с выбором росписи, может выбрать рисунки из следующего слайда (открывается слайд №9).

Дети начинают выполнять роспись, а Скоморох и ведущий при необ-ходимости оказывают им помощь.

Если подносы с пряниками ещё в духовке, то ведущий и Скоморох их периодически проверяют на готовность.

5 Анализ детских работ

Ведущий: Вот мы и расписали пряники. Давайте посмотрим, какие они все разные у нас получились.

Дети показывают свои работы и делятся впечатлениями.

6 Рефлексия

Скоморох: Ой, а как же наши пряники в духовке. Давайте их проверим!

Достают подносы с пряниками, рассматривают их, делятся впечатле-ниями.

Ведущий: Ребята, а давайте вспомним о чём мы сегодня говорили (ответы детей).

А откуда появились пряники на Руси?

Какой самый знаменитый пряник вы знаете и что вы о неё можете расска-зать?

Как мы сегодня месили тесто для расписных пряников?

А как готовили Тульские пряники?

Как мы расписывали пряники?

Вам понравилось сегодняшнее наше занятие?

7 Итог занятия

Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча. Скоморох, тебе понрави-лось, как ты с нами провёл время?

Скоморох: Да, очень. Я сегодня научился печь и расписывать пряники. Пойду к своим друзьям и научу их.

Скоморох прощается и уходит.

Ведущий: Вот пришла и нам пора прощаться. Сегодня, придя домой, вы можете вместе с мамами испечь пряники к празднику. Желаю вам удачи! До свидания!