Сценарий внеклассного мероприятия с элементами мастер-класса "Чудо-куколки на Масленицу"
план-конспект занятия (1 класс)

Занятие по знакомству с традициями празднования Масленицы, мастер-класс по изготовлению кукол Масленицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo-kukolki_na_maslenitsu.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия с элементом мастер-класса

Возраст: 1 класс

Название: «Чудо – куколки на Масленицу»

Интеграция областей: художественно-эстетическое познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цели: - помощь в духовно-нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании детей через приобщение к основам духовной культуры

- сделать школьную жизнь интересной и увлекательной

- развивать мотивацию к познанию и творчеству

- сформировать активную гражданскую позицию

Задачи:

- развитие индивидуальных качеств учащихся через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности

- развитие инициативы и творчества учащихся в процессе коллективных дел

- укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни

- создание атмосферы психологического комфорта

- социальная адаптация детей через практико-деятельностную основу воспитательного процесса

- переживание ситуации успеха в различных видах деятельности

- познакомить обучающихся с христианским праздником
- помочь формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа
- развивать познавательную мотивацию, стремление узнать как можно больше о традициях празднования народных праздников
- формировать чувство сопричастности к культурному наследию русского народа
- развитие творческих способностей учащихся путем их привлечения к различным видам творческой деятельности

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип занятия: творческая мастерская.

Методы и приёмы: рассказ, беседа, пошаговое изложение материала, практическая работа, индивидуальный подход.

Средства: презентация, технологические карты, совместная деятельность

Оборудование: костюм Петрушки (взрослый), яркий платочек для игры, мультимедийное оборудование, презентация, поэтапные схемы изготовления кукол из бумаги и ткани, материал на 10-15 человек (цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, нитки для вязания, аксессуары для украшения), материал на 10-15 человек (белые лоскуты для головы, белые лоскуты для рук, наполнитель, нитки мулине, цветные лоскуты для юбки (по 2 на каждую куклу), лоскуты для косынок), празднично украшенный веник.  

Ход занятия: 1 Организационный момент

Ведущий: «Добрый день, ребята. Скоро у нас с вами наступит великий православный праздник – Масленица. Сегодня у нас с вами на занятии будет присутствовать гость. А вот и он».

2 Введение в тему занятия

Входит Петрушка.

Петрушка: «А вот и я. Узнали вы меня?» (ответы детей) Правильно, я – Петрушка. Я сказочный весёлый персонаж русских народных кукольных представлений. Предположительно, меня создали русские скоморохи — бродячие актёры, устраивающие уличные представления. 

В марте по родным просторам

Хоть кого найди, спроси –

Ходит с песней и задором

Масленица по Руси!

Ходит целую неделю

По России в полный рост,

Чтоб блинов мы все поели,

Ведь потом – Великий пост.

Ведущий: Петрушка – это кукла, участница уличных представлений. На Масленицу кроме огромного чучела, которое сжигали, изготавливали и маленькие куколки-обереги.

3 Основной этап. Актуализация знаний, постановка цели

Ведущий: Петрушка, а что ты знаешь о Масленице?

Работа с презентацией. Открываются по мере рассказа слайды 2, 3, 4.

Петрушка: В старину народ праздновал Масленицу с размахом. Это было массовое народное гуляние с ярмаркой, катанием с ледяных горок на санках, плясками, песнями, хороводами. Заранее устанавливались качели, карусели, столы на празднике ломились от горячих блинов, сладостей, а в ярких лоскутных балаганах скоморохи и народный герой Петрушка веселили людей.

Ведущий: Но это не всё. Основным символом Масленицы была плетеная из соломы кукла. Материал для куклы собирали из всех домов. Происходило рождение Масленицы в самом расцвете сил и с подчеркнуто выраженными женскими формами. То есть можно соотнести ее образ с образом девушки, готовой к вступлению в брак. Наряжали же Масленицу в тех домах, где девушка замуж вышла. Одевали во все старое, негодное, что являлось символом старого, уходящего времени. С утра устраивались проводы Масленицы: молодежь вывозила огромную соломенную бабу за околицу и там сжигала ее, при этом прыгая через костер. Этот обряд, считалось, прогонял зиму. Когда горело чучело масленицы, люди примечали, как исчезает дым: если поднимается вверх – быть в этом году хорошему урожаю, а если стелется по земле – урожая не жди.

В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций. Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей.

Обрядовые куклы – это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках. Такие куклы, как правило, жили не долго – несколько дней или даже часов. Куклы, которые участвовали в праздничных игрищах, были большие. По завершению обряда их сжигали, разрывали и разбрасывали по полю, топили, хоронили, или отдавали играть детям. Умрет кукла – и пройдут болезни и беды. Так считали наши предки. Но были и маленькие, домашние Масленицы. Срок жизни домашней Масленицы был также строго отмерен – один год. В масленичное (прощеное) воскресенье ее, как и большую куклу, сжигали, а на замену делали новую куклу.

Домашняя Масленица отличалась не только ростом (20-25 см). Ее тоже делали из соломы, лыка, веточек или лоскутов, но обязательно лицо обтягивали тканью, красиво одевали. Обычное место для этой куклы – у двери. Только в среду масленой недели, когда принято было ходить «к теще на блины», в ожидании молодых выставляла теща куклу в окно или даже на улицу – гостей встречать.

Домашнюю Масленицу считали мощным оберегом дома от всяческих напастей.

Что такое кукла Масленица? Многие скажут – это чучело, которое сжигают в конце праздничной недели, провожая зиму. А вот и нет! Маленькая обрядовая кукла Домашняя Масленица, сделанная своими руками во время праздника – это давняя традиция для сохранения мира и согласия в доме.  Домашняя Масленица или «дочка Масленицы», как ее часто называют, на чучело совсем не похожа. Эту маленькую куколку, около 20 см роста, украшают яркими тканями и цветными лентами, заплетают ей косу и устраивают в доме на  видном месте. Задача у нее простая — радовать домочадцев и сохранять мир в семье. Проживет такой оберег ровно год, до следующего праздника. Если же в семье есть дети, кукол изготавливают несколько – для каждого ребенка, и еще одну побольше для дома. В течение года Домашняя Масленица должна охранять покой в вашем доме. Если в семье случится неприятность, ссора или обида, можно пожаловаться кукле и завязать на ней яркую цветную ленточку. Через год оберег сжигают вместе с большим чучелом. Считается, что когда сгорят все завязанные ленточки, вместе с ними уйдут и все несчастья.

Тряпичных кукол обычно делали на Масленицу для детей. Целый год ребенок мог играть с такой куклой, а потом самостоятельно бросал ее в костер в Прощенное Воскресенье. Считалось, что это избавит малыша от всех болезней минувшего года.

Очень часто Домашнюю Масленицу делают в виде козы или коровы. Давняя традиция легко объяснима, ведь именно от этих животных зависело благосостояние наших предков.

Петрушка: А откуда пошла традиция празднования Масленицы? Ребята, вы знаете? (ответы детей)

Открываются по мере рассказа слайды 5, 6, 7.

Петрушка: Масленица это языческий праздник встречи весны и нового года. Не для кого не секрет что раньше новый год встречали весной, после дня весеннего солнцестояния. Новый год это не просто праздник в календаре, это начало возрождения жизни и плодородия. Пробуждение земли-матушки, рождение нового и прекрасного. Именно весной создавались семьи и игрались свадьбы. Весной же начиналась и посевная.

Все обряды и игры направлены на прощание с Марой зимой и встречей весны. Праздник длится неделю и включает несколько обрядов:

- брачные (направленные на создание новых семей, заключаются в знакомстве молодых и родителей).

- Поминальные. Поминание умерших проходит через всю масленичную неделю.

- На привлечение плодородия. Существует несколько традиций направленных на увеличение урожайности: катание на санях, сжигание чучела, предания пепла земле.

С принятием христианства искоренить народный праздник не удалось и его вписали в календарь православных праздников. В современном мире Масленица потеряла сакральный смысл и стала народным гуляньем по поводу приближающейся весны.

В современном мире дата Масленицы блуждающая и зависит от лунного цикла. Проводятся масленичные гулянья в конце зимы, а не вначале весны, как прежде. Однако никто не уменьшает значения главного праздника прощания с зимой. Особенно это выражено в северных регионах, сопровождающихся лютой и долгой стужей.

Долгая зима сулит много неприятностей людям. Болезни, голод, смерть частые спутники зимы. Поэтому с таким размахом люди отмечают приход весны, издревле на день чествования Лели и приходился истинный женский день, олицетворяющий любовь и плодородие. Сегодня женщин поздравлять принято 8 марта.

В древних традициях празднования масленицы были обряды посвященные Ярило — богу солнца и плодородию. Люди праздновали победу света над тьмой, когда стужа и нечисть отступают до следующей зимы.

Сжигание чучела означало полную победу над зимой, со всем вытекающим. Мастерили его в первый день масленичных гуляний, понедельник. Сжигали в воскресенье. На Руси сжиганием чучела гулянье не завершалось. Люди собирали полученный пепел и пускали его по воде, либо предавали земле. Этот обряд был призван даровать хороший урожай. Кроме большого чучела можно смастерить и маленькое, для сжигания в костре. Выполняется из любого доступного материала легко воспламеняющегося. В отличие от куклы «домашней масленицы» чучело имеет оформленное лицо. Изготовить же можно из ткани, лыка, льна, старого веника или помозка.

Домашняя масленица сильно отличается от главного чучела, предназначенного для сожжения. По другому ее называют «дочкой Масленицы». Она не превышает размера в 1 локоть и выполняется в качестве оберега домашнего лада да склада. Делается мотанка на каждого члена семьи и дополнительно общая для дома. Последняя больше личных куколок. Если в доме случались проблемы или неприятности, люди делились с куколкой. Кто-то просто рассказывал, кто-то узелок завязывал или ленточку привязывал. При наступлении следующей масленицы данная куколка сжигалась на общем костре. Вместе с дымом рассеивались и все невзгоды. Домашняя Масленица, если у каждого члена семьи был отдельный оберег, может храниться долго. Домашнюю Масленицу можно изготовить за несколько дней до начала праздника или непосредственно в течении веселой недели.

В современном мире, где место традициям практически не осталось, данная куколка все еще не утратила своего смысла. Многие делают оберег или покупают на ярмарке. Стоит отметить, что оберег созданный своими руками всегда будет иметь большую силу. Ведь в его создание мастер вкладывает часть своей души.

Ведущий: Ребята, как вы думаете из чего можно сделать масленичную куклу? (ответы-предположения детей)

Ведущий: Народная кукла Масленица делается из натуральных подручных материалов. Основой может стать: солома, лыко, лен, нитки, шерсть, ветки деревьев, ткань, бумага. Главное чтобы материал был натуральный. Более поздний образ — масленица связанная крючком или спицами.

Петрушка: Что-то мы засиделись. Раз мы говорим о Масленице, то давайте вспомним ещё одну традицию: сыграем в весёлые народные игры. Вставайте со своих мест и проходите ко мне.

Открывается слайд 8 и проводятся игры.

Хоровод с платочком

В центр круга встает взрослый в костюме Петрушки с платком в руках. Он произносит слова: «Я с платочком иду и зиму гоню. Кто платочек возьмет, тот весну позовет!». В это время дети, держась за руки, ходят по кругу. По сигналу ведущего хоровод останавливается. Петрушка показывает платком на двух участников. Они встают спиной друг к другу и по команде начинают обегать хоровод. Выиграл тот, кто быстрее добежит до Петрушки и возьмет платочек.

Праздничный веник

Дети встают в круг. Пока звучит музыка, они передают друг другу украшенный лентами веник. Когда музыка прекратилась, ребенок, в руках которого оказался веник, должен спеть детскую песенку, рассказать стишок или отгадать загадку про Масленицу.

4 Работа в группах

Петрушка: Ох, и славно мы поиграли! А кто-нибудь из вас, ребята, умеет изготавливать кукол на Масленицу? (ответы детей) Вот и я умею их изготавливать только из бумаги.

Открывается слайд 10

Ведущий: Петрушка, сегодня мы на нашем мастер-классе научимся изготавливать кукол-обереги из ткани. А ты можешь научить ребят изготавливать кукол-обереги из бумаги.

Изготовление оберега под силу даже не опытной мастерицы. К созданию масленичного сувенира можно привлечь и детей. Взрослых мужчин в процесс творчества брать не стоит. Создание обережной куклы выполняется с соблюдением простых правил:

- на кукле нельзя резать и пришивать. Применение острого инвентаря допускается на этапе подготовке. Можно отрезать необходимые лоскуты, прошить юбочку, пришить украшения. После начала сборки ляльки -мотанки нить отрывается руками. Ножницы не применяются.

- При создании оберега обязательно используйте красную нить Можно как основную или в дополнение к другим.

- Для изготовления куклы-талисмана используйте яркие расцветки ткани и ниток. Мрачные и черные цвета для славянских кукол не используются. Весенние мотанки делаются из ткани, содержащей растительные орнаменты или однотонной. Предпочтительнее красные, желтые, оранжевые, зелёные и небесные оттенки.

- Никогда не оформляйте лицо. Это защитит куклу от вселения злого духа и она будет нести лишь светлую энергию.

- Самый лучший размер для куклы масленицы 20-25 см, это локтевая кукла

- Размещается в красном углу либо напротив входной двери.

Домашняя Масленица отличается большой вариацией образов. В каждом регионе делают ее по-разному. Сейчас, учитывая свободное перемещение по стране, образов куклы стало еще больше. Домашняя Масленица может быть с косой или без нее. С поднятыми или опущенными руками. Украшена солнцем, блинами, деревянной ложкой или бубликами. В общем, творите от души и получите свою уникальную берегиню!

Сейчас я предлагаю разделиться на две группы. Одна группа ребят будет с Петрушкой изготавливать кукол-обереги из бумаги. А вторая вместе со мной будет делать кукол из ткани.

Дети с помощью считалок делятся на 2 группы, садятся на свои рабочие места.

Ведущий: Петрушка, расскажи ребятам, как вы будете изготавливать кукол из бумаги.

Открывается слайд 9.

Петрушка рассказывает и изготавливает куклу одновременно:

Нам понадобится не так много материалов для этого способа. Это включает:

цветная бумага

клей

ножницы

фломастеры

желтые нитки для вязания

аксессуары для украшения.

Процесс работы достаточно прост. Главное правильно подобрать материалы. Чем больше ярких цветов — тем интереснее получится поделка:

Возьмите листы бумаги формата А4. Сначала используйте красный лист, который будет платьем. А остальные листочки обрезаем чуть меньшего размера, они пойдут на рукава. Мы рекомендуем использовать бумагу средней плотности, чтобы ее можно было легко сложить в гармошку. Для изготовления платья берем красный лист и делаем из него большую гармошку, шаг сгиба должен быть около 1 см. Когда весь лист будет сложен, его нужно разгладить, чтобы он не сгибался. Приклейте элементы внутрь и придерживайте, чтобы листы склеились. В результате получится треугольник.

Другое дело с белым листом — проделать то же самое 2 раза. Это будут рукава, приклейте их к красной основе.

Косынка в виде платка тоже может быть красного цвета. Сделать его достаточно просто, а если не получится, в интернете полно подходящих шаблонов.

С помощью фломастеров прорисовываем детали на кукле, чтобы получилось эффектнее.

Затем делаем прическу и прическу, как правило, косу. Для его создания используем вязальные нитки, которые приклеиваем на клей на затылке куклы.

Последний штрих — украшения, которые можно сделать из блесток или бумажных цветов, листьев.

Ведущий: Ну а пока Петрушка с ребятами изготавливают свои куклы обереги, я расскажу и покажу, как можно сделать куклу-оберег из ткани.

Далее Петрушка организует работу своей группы, а ведущий с опорой на слайд 11 рассказывает и показывает изготовление кукол из ткани.

Ведущий:  В данном варианте руки куклы символизируют обращение к солнцу, а особым образом собранная юбочка символизирует солнцеворот. Т.к. это оберег, то используются красные нитки, все детали крепятся — два оборота — затяжка, тело и ручки светлые, платок — красный, юбка — яркая.

Приготовим для головы лоскут двунити или саржи 20х20 см, два лоскута для рук 10х12 см, два цветных лоскута 20х20 см для юбки, лоскут для косынки (лучше из красной ткани) и немного синтепона или ветоши для головы.

1 В белый лоскут помещаем наполнитель

2 Оформляем голову. Так как руки из этого лоскута делать не надо, то ли-цо легко оформляем без складок, убирая ткань на затылок.

3 Делаем скрутку для рук с уголка

4a. Скрутку для рук привязываем в районе шеи

4б. Привязав обе руки, нитки не отрываем либо оставляем длинные концы для закрепления юбки.

5. Лоскуты для юбки складываем по диагонали. Нижний лоскут кладется горизонтально прямым углом вниз, верхний лоскут вертикально, прямым углом по левую руку куклы.

6. Загибаем нижний лоскут к центру

7. Верхний лоскут загибаем от левой руки к правой (на кукле).

8  Нижний лоскут со спины от левой руки загибаем к центру

9. Верхний лоску загибаем за спину. Юбку можно делать из ткани одной расцветки.

10. Надеваем косынку. Домашняя Масленица готова, встречаем весну, пробуждаемся и обновляемся вместе с природой!

Далее ведущий организует работу своей группы.

5 Анализ детских работ

Петрушка: Вот мы и научились изготавливать куклы обереги. Посмотрите, какие они у нас яркие и весёлые.

Дети показывают своих кукол и обсуждают чем они похожи и отличаются (цветом глаз, улыбками…)

Ведущий: Петрушка, посмотри на наших кукол-мотанок. Они получились все разные, яркие, нарядные.

Дети показывают своих кукол и обмениваются впечатлениями.

6 Рефлексия

Ведущий: Ребята, вам понравилась наша встреча?

А что нового вы сегодня узнали о Масленице?

С какими традициями празднования вы познакомились?

А чему мы сегодня научились?

Расскажите, как вы изготавливали кукол из бумаги.

А теперь расскажите, как вы делали куклы-мотанки.

7 Итог занятия

Петрушка: Вот и настала пора мне с вами прощаться. Но напоследок мне хочется с вами поиграть.

Открывается слайд 12, организуется игра. Забава для всех ребятишек, очень веселит играющих. «Старушка Маланья»

Поначалу водящим («Маланьей») выбирается взрослый, затем можно передать роль ребёнку. Игроки стоят в кругу, водящий - в центре. Под слова потешки (её можно пропевать хором) водящий изображает разные весёлые действия, остальные участники воспроизводят их:

У Маланьи, у старушки жили...

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей, семь сыновей,

Все без бровей (брови прикрываются руками).

С такими глазами («Маланья» показывает смешные глазищи, играющие копируют),

С такими ушами, с такими носами, (водящий строит озорные рожицы),

С такими усами, с такой головой, с такой бородой. (водящий показывает руками длинные усы и бороду)

Ничего не ели, целый день сидели,

На нее глядели, делали вот так… (изображается веселая поза, которую копируют все игроки).

Выигрывает участник, веселее всех показывающий «Маланью».

Петрушка прощается и уходит.

Ведущий: Вот и закончилось наше с вами занятие. Надеюсь, вам понравилась наша встреча. Жду вас на наше следующее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Масленица"

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит о...

Сценарий внеклассного мероприятия с элементами проектной деятельности "Берёза - символ России"

В сценарии Вы найдёте все необходимое для проведения данного мероприятия....

Сценарий внеклассного мероприятия "Масленица"

Сценарий был создан при активном участии учащихся 4-го класса в рамках работы над проектом " Наши традиции". Учащиеся по группам готовили свои выступления по заданному плану :1) День недели масленично...

Сценарий внеклассного мероприятия с элементом мастер-класса "В гостях у масленицы"

Совместное занятие-досуг с участием детей и родителей. Участники знакомятся с историей появления праздика, старинными и современными традициями празднования Масленицы. Знакомятся и играют в русские на...

сценарий внеклассного мероприятия с элементами мастер-класса "Пряничные мастера"

Занятие предназначено для детей 6-8 лет. Дети знакомятся с историей появления тульского пряника, рецептом приготовления и способами росписи пряников. Также в мероприятии могут принять участие и родите...