Сценарий внеклассного мероприятия с элементом мастер-класса (экспериментирование в изодеятельности): Тема: «22 марта – Всемирный день воды. Рисование на воде. Техника Эбру»
опыты и эксперименты (1 класс) на тему
Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия с элементом мастер-класса
(экспериментирование в изодеятельности):
Тема: «22 марта – Всемирный день воды. Рисование на воде.
Техника Эбру»
в 1 классе
Кл. рук. Зуева С.А.
Интеграция областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности.
Задачи:
• Актуализация и систематизация знаний детей о свойствах воды.
• Познакомить детей с техникой рисования на воде.
• Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук.
• Воспитывать, самостоятельность, аккуратность.
Материал: Для опытов: одноразовые стаканчики, вода, молоко, картинки снежинок, кисточки, краски, снег, лед, рисунок самолёта, билеты на самолёт, облака чёрные, серые, голубые.
Для рисования: пластиковые контейнеры формата А5, кисти, краски витражные или масляные (жидкие), листы акварельной бумаги формата А5, клей, вода для эбру, пипетки, зубочистки, салфетки по кол-ву участников.
Предварительная работа: актуализация знаний детей о Всемирном дне воды, свойствах воды, наблюдение на улице за снегом и льдом, исследование холодной и горячей воды.
Ход.
Учитель: (Организационный момент)
Посмотрите у нас сегодня в классе собралось много гостей:
И все вместе скажем им: «Добрый день».
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Учитель: Ребята, послушайте, а что это шумит?
(Запись звука льющейся воды).
Правильно ребята, это вода. А для чего нам нужна вода? (ответы детей)
22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты.
Как вы думаете, о чём мы будем на занятии беседовать?
- А всякая ли вода годится для наших нужд. (Ведь в морях и океанах солёная вода.)
(Стук в дверь)
Ребята, кто-то, к нам идёт! (Под фонограмму песни «Я водяной, я водяной…», входит Водяной)
Водяной: Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне непонятно: что такое вода, почему она течет? И еще, зимой, я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды - лёд. Откуда он взялся?
Учитель: Ребята, хотите помочь Водяному? А как мы это сделаем? (Дети говорят о том, что нам нужно собрать сведения о воде, возможно провести опыты). Уважаемый Водяной, мы с ребятами попробуем ответить на ваши вопросы. Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. А чтобы узнать нам побольше о свойствах воды, мы отправимся в лабораторию.
Водяной: А я принес вам подарок, чтоб вы побыстрее могли ответить на мои вопросы.
Учитель: Ребята, посмотрим подарок Водяного? (Да). Это же билеты на самолёт! На чём мы с вами отправимся в путешествие? (вывешивается картинка самолёта)
Учитель: Нам пора отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели. (Дети садятся в самолет. Воспитатель достаёт глобус.) Дети, что это у меня в руках? (глобус). Правильно, так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода) Послушайте стихотворение о воде. (его нам прочтёт Баранов Матвей.)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Учитель: И, правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание, вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети встают.)
Учитель: Ребята, вы любите экспериментировать? Посмотрите, мы с вами оказались в лаборатории. Ребята, вот ученые, прежде чем войти в лабораторию, надевают халаты, что бы ни испачкаться. А что нужно нам для того что бы пройти в лабораторию? (фартучки)
Дети завязывают фартуки и входят в лабораторию. Дети рассаживаются по местам.
Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
3. Своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.
Учитель: Водяной, сейчас мы покажем, какими свойствами обладает вода.
Эксперимент№ 1:
Учитель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?
Вывод детей: вода жидкая – течет.
Эксперимент№ 2:
Учитель: Для следующего эксперимента нам понадобится стакан с водой, стакан с молоком и картинка. Поставьте на картинку стакан с водой и рассмотрите, что нарисовано на картинке. Затем проделайте тоже самое со стаканом молока.
Учитель: Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко - нет.) Какой можно сделать вывод из этого эксперимента?
Вывод: Вода прозрачная.
Эксперимент№ 3: Взять стакан с чистой водой и понюхать её.
Учитель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.) Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?
Вывод: Вода не имеет запаха.
Эксперимент№ 4: «Вода меняет цвет»
Учитель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Почему вода окрасилась в разные цвета? (Дети высказывают свои предположения).
Необходимо подвести детей к правильному ответу: вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.
Вывод: вода растворяет разные вещества.
Эксперимент№ 5:
«Лед – твердая вода»
Учитель: А теперь возьмите с тарелочки лёд в руки и погрейте его. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Вывод детей: лед – твердая вода.
Эксперимент№6:
Учитель: Давайте посмотрим на наши стаканчики со снегом. Что там произошло?
Дети: Снег растаял и превратился в воду. Потому что в классе тепло.
Учитель: Давайте повторим, что мы узнали о воде.
Дети: Вода жидкая, прозрачная не имеет запаха и может растворять некоторые вещества.
Дети выкладывают кластер на доске из выводов.
Учитель: А что мы узнали о снеге?
Дети: Снег – в тепле превращается в воду.
Учитель: А что мы узнали про лед?
Дети: Лед – в тепле превращается в воду.
Учитель: Что общего между льдом и снегом?
Дети: В тепле тает, состоит из воды, бывает зимой.
Водяной: Спасибо вам. Я запомню свойства воды и никогда их не забуду. Вот вам капельки на память об этом путешествии. Брызгает детей водой и уходит. До свидания.
Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть
Музыкальная Физкультминутка «Самолёт».
Учитель: Мы с вами много узнали о воде. Как вы думаете, можно ли рисовать на воде? (Нет) А почему? Конечно, краски растворяются в воде. Но все же это возможно. Но что для этого нужно? Как вы думаете? Ведь вода жидкая, а нам нужно сделать ее … Какой? (Густой) Вы правы ее нужно загустить. Для этого необходимо использовать специальный загуститель. А чтобы познакомиться с техникой рисования на воде, мы отправимся на нашем частном самолёте дальше. А куда именно? (В Турцию.) Флажок на глобус.
Техника рисования на воде – называется эбру. Рисование на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но можем точно сказать, что эта техника зародилась в Азии (Туркестан, Индия, Турция, а потом постепенно появилась и в Европе.
В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага».
Видео рисования Эбру
Сейчас у этого искусства множество поклонников, создаются целые
школы по обучению технике рисования Эбру.
Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварельною или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость.
Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создают тонкую пленку.
Показываю
В емкость наливается раствор-основа, затем краски наносятся вручную «кистями». Художник смешивает цвета, растягивает, закручивает. В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок, подобный мраморному. Вот такой рисунок может получиться. (показ рисунка).
Учитель: Внимание, вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети встают, проходят и садятся за столы).
Прежде чем начать рисовать, что нужно сделать? (поиграть с пальчиками, разогреть их)
Пальчиковая гимнастка
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальцы погулять.
(Поочередно соединять пальцы подушечками) (Хлопки в ладоши).
Этот пальчик самый сильный
Самый толстый и большой
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли пальцы погулять.
Погуляли, погуляли
И домой пришли опять
Учитель: Давайте попробуем все вместе порисовать на воде. Возьмите баночку с загустителем, аккуратно перелейте его в контейнер. Когда мы приготовили основу, берем кисти, обмакиваем в краску и опускаем на воду, сделаем несколько разноцветных капель. Берем зубочистки «расчесываем» краску. Возьмем бумагу, она лежит у вас на столе, опускаем ее в наш волшебный раствор. А теперь будьте внимательны. Как только края листа станут заворачиваться, можно этот лист перевернуть и положить перед собой.
Дети экспериментируют самостоятельно. Учитель проходит по классу и помогает тем, у кого трудности.
Учитель: Ребята, посмотрите, какие волшебные картины у нас получились. А что вы нового узнали? Чем еще мы сегодня занимались на занятии? Как называется техника рисования на воде? Ребята, вам понравилось занятие? Мы сегодня с вами столько всего успели. Мы все молодцы. Пора возвращаться домой. Занимайте места на нашем самолёте, и возвращаемся!
Сейчас мы с вами посмотрим какое общее настроение было у участников нашего путешествия. Перед доской на столе лежат разноцветные облачки. Если вам в путешествии было скучно, у вас ничего не получилось, и ничего нового вы не узнали на нашем занятии, то возьмите чёрную тучу и приклейте её над нашим самолётом. (С помощью воды). А если вам занятие понравилось, но вы не всё усвоили, или вам помогали другие ученики или учитель, возьмите серое облако и наклейте над самолётом. Ну а если, занятие было интересное, всё понравилось, все задания выполнили самостоятельно, возьмите голубое облачко и наклейте над нашим самолётом.
Можете пройти и посмотреть рисунки друг друга. Давайте пригласим гостей посмотреть на наши необычные рисунки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия с элементами проектной деятельности "Берёза - символ России"
В сценарии Вы найдёте все необходимое для проведения данного мероприятия....
Внеклассное мероприятие и презентация на тему: "12 апреля - Всемирный день космонавтики и авиации"
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ТЕМА:12 апреля - Всемирный день космонавтики и авиацииЦели: Познакомить с историей возникновения государственного праздника. Развивать любознательность, желание узн...
Внеклассное мероприятие с элементами исследовательской работы 3 класс Тема: "Вода — бесценный дар природы"
Ресурс представляет собой ознакомление учащихся со значением экологически чистой воды в жизни человека.Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как жизненно важному ре...
Конспект внеклассного мероприятия «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ»
Цель: привлечь внимание школьников к проблеме охраны воды и водных ресурсов планеты; показать значимость воды в жизни всего живого на Земле; рассказать о целебных свойствах воды....
Презентация. Материаты по темам: "Вода - это жизнь", "Правила бережного отношения к водным ресурсам","Водные ресурсы", "Всемирный день воды".
Данная презентация разработана мной для проведения уроков, занятий, бесед на тему "Водные ресурсы", "Всемирный день воды", "Вода - это жизнь". В завершении занятия (...
Сценарий внеклассного мероприятия с элементом мастер-класса "В гостях у масленицы"
Совместное занятие-досуг с участием детей и родителей. Участники знакомятся с историей появления праздика, старинными и современными традициями празднования Масленицы. Знакомятся и играют в русские на...
сценарий внеклассного мероприятия с элементами мастер-класса "Пряничные мастера"
Занятие предназначено для детей 6-8 лет. Дети знакомятся с историей появления тульского пряника, рецептом приготовления и способами росписи пряников. Также в мероприятии могут принять участие и родите...