Сценарий внеклассного мероприятия с элементом мастер-класса (экспериментирование в изодеятельности): Тема: «22 марта – Всемирный день воды. Рисование на воде. Техника Эбру»
опыты и эксперименты (1 класс) на тему

Зуева Светлана Александровна

Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия с элементом мастер-класса

(экспериментирование в изодеятельности):

Тема: «22 марта – Всемирный день воды. Рисование на воде.

Техника Эбру»

в 1 классе

Кл. рук. Зуева С.А.

Интеграция областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности.
Задачи:
• Актуализация и систематизация знаний детей о свойствах воды.
• Познакомить детей с техникой рисования на воде.
• Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук.
• Воспитывать, самостоятельность, аккуратность.
Материал: Для опытов: одноразовые стаканчики, вода, молоко, картинки снежинок, кисточки, краски, снег, лед, рисунок самолёта, билеты на самолёт, облака чёрные, серые, голубые.

Для рисования: пластиковые контейнеры формата А5, кисти, краски витражные или масляные (жидкие), листы акварельной бумаги формата А5, клей, вода для эбру, пипетки, зубочистки, салфетки по кол-ву участников.
Предварительная работа: актуализация знаний детей о Всемирном дне воды, свойствах воды, наблюдение на улице за снегом и льдом, исследование холодной и горячей воды.

Ход.

Учитель: (Организационный момент)

Посмотрите у нас сегодня в классе собралось много гостей:

И все вместе скажем им: «Добрый день».

Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмёмся, 

И друг другу улыбнёмся.

Учитель: Ребята, послушайте, а что это шумит?

(Запись звука льющейся воды).

Правильно ребята, это вода. А для чего нам нужна вода? (ответы детей)

22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты.

Как вы думаете, о чём мы будем на занятии беседовать?

- А всякая ли вода годится для наших нужд. (Ведь в морях и океанах солёная вода.)

(Стук в дверь)

Ребята, кто-то, к нам идёт! (Под фонограмму песни «Я водяной, я водяной…», входит Водяной)

Водяной: Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне непонятно: что такое вода, почему она течет? И еще, зимой, я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды - лёд. Откуда он взялся?

Учитель: Ребята, хотите помочь Водяному? А как мы это сделаем? (Дети говорят о том, что нам нужно собрать сведения о воде, возможно провести опыты). Уважаемый Водяной, мы с ребятами попробуем ответить на  ваши вопросы. Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. А чтобы узнать нам побольше о свойствах воды, мы отправимся в лабораторию.

Водяной: А я принес вам подарок, чтоб вы побыстрее могли ответить на мои вопросы.

Учитель: Ребята, посмотрим подарок Водяного? (Да). Это же билеты на самолёт! На чём мы с вами отправимся в путешествие? (вывешивается картинка самолёта)

Учитель: Нам пора отправляться в полёт! Занять свои места.  Полетели. (Дети садятся в самолет. Воспитатель достаёт глобус.) Дети, что это у меня в руках? (глобус). Правильно, так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе        обозначено        синим цветом? (Вода) Послушайте стихотворение о воде. (его нам прочтёт Баранов Матвей.)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить!

Учитель: И, правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание, вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети встают.)
Учитель: Ребята, вы любите экспериментировать? Посмотрите, мы с вами оказались в   лаборатории. Ребята, вот ученые, прежде чем войти в лабораторию, надевают халаты, что бы ни испачкаться. А что нужно нам для того что бы пройти в лабораторию? (фартучки)

Дети завязывают фартуки и входят в лабораторию. Дети рассаживаются по местам.

Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

1.      Не толкай соседа во время работы.

2.      Сначала посмотри, потом повтори.

3.   Своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.

Учитель:   Водяной, сейчас мы покажем, какими свойствами обладает вода. 

Эксперимент№ 1:

Учитель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?

Вывод детей: вода жидкая – течет.

Эксперимент№ 2:

Учитель: Для следующего эксперимента нам понадобится стакан с водой, стакан с молоком и картинка. Поставьте на картинку стакан с  водой и рассмотрите, что нарисовано на картинке. Затем проделайте тоже самое  со стаканом молока.

Учитель: Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко - нет.) Какой можно сделать вывод из этого эксперимента?

Вывод: Вода прозрачная.

Эксперимент№ 3: Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

Учитель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.) Значит  какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?

Вывод: Вода не имеет запаха.

Эксперимент№ 4: «Вода меняет цвет»

Учитель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду.  Почему вода окрасилась в разные цвета? (Дети высказывают свои предположения).

Необходимо подвести детей к правильному ответу: вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.

Вывод: вода растворяет разные вещества.

Эксперимент№ 5:

«Лед – твердая вода»

Учитель: А теперь возьмите с тарелочки лёд в руки и погрейте его. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?

Вывод детей: лед – твердая вода.

Эксперимент№6:
Учитель: Давайте посмотрим на наши стаканчики со снегом. Что там произошло?
Дети: Снег растаял и превратился в воду. Потому что в классе тепло.
Учитель: Давайте повторим, что мы узнали о воде.
Дети: Вода жидкая, прозрачная не имеет запаха и может растворять некоторые вещества.

Дети выкладывают кластер на доске из выводов.

Учитель: А что мы узнали о снеге?

Дети: Снег – в тепле превращается в воду.
Учитель: А что мы узнали про лед?
Дети: Лед –  в тепле превращается в воду.
Учитель: Что общего между льдом и снегом?
Дети: В тепле тает, состоит из воды, бывает зимой.

Водяной: Спасибо вам. Я запомню свойства воды и никогда их не забуду. Вот вам капельки на память об этом путешествии. Брызгает детей водой и уходит. До свидания.

Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть

Музыкальная Физкультминутка «Самолёт».


Учитель: Мы с вами много узнали о воде. Как вы думаете, можно ли рисовать на воде? (Нет) А почему? Конечно, краски растворяются в воде. Но все же это возможно. Но что для этого нужно? Как вы думаете? Ведь вода жидкая, а нам нужно сделать ее … Какой? (Густой) Вы правы ее нужно загустить. Для этого необходимо использовать специальный загуститель. А чтобы познакомиться с техникой рисования на воде, мы отправимся на нашем частном самолёте дальше. А куда именно? (В Турцию.) Флажок на глобус.

Техника рисования на воде – называется эбру. Рисование на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но можем точно сказать, что эта техника зародилась в Азии (Туркестан, Индия, Турция, а потом постепенно появилась и в Европе.

В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага».

Видео рисования Эбру

Сейчас у этого искусства множество поклонников, создаются целые

школы по обучению технике рисования Эбру.

Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварельною или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость.

Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создают тонкую пленку.

Показываю

В емкость наливается раствор-основа, затем краски наносятся вручную «кистями». Художник смешивает цвета, растягивает, закручивает. В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок, подобный мраморному. Вот такой рисунок может получиться. (показ рисунка).
Учитель: Внимание, вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети встают, проходят и садятся за столы).

Прежде чем начать рисовать, что нужно сделать? (поиграть с пальчиками, разогреть их)

Пальчиковая гимнастка

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальцы погулять.

(Поочередно соединять пальцы подушечками) (Хлопки в ладоши).

Этот пальчик самый сильный

Самый толстый и большой

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Раз, два, три, четыре, пять -

Вышли пальцы погулять.

Погуляли, погуляли

И домой пришли опять
Учитель: Давайте попробуем все вместе порисовать на воде. Возьмите баночку с загустителем, аккуратно перелейте его в контейнер.  Когда мы приготовили основу, берем кисти, обмакиваем в краску и опускаем на воду, сделаем несколько разноцветных капель.  Берем зубочистки «расчесываем» краску.  Возьмем бумагу, она лежит у вас на столе, опускаем ее в наш волшебный раствор. А теперь будьте внимательны. Как только края листа станут заворачиваться, можно этот лист перевернуть и положить перед собой. 
Дети экспериментируют самостоятельно. Учитель проходит по классу и помогает тем, у кого трудности.
Учитель: Ребята, посмотрите, какие волшебные картины у нас получились. А что вы нового узнали? Чем еще мы сегодня занимались на занятии? Как называется техника рисования на воде? Ребята, вам понравилось занятие? Мы сегодня с вами столько всего успели. Мы все молодцы. Пора возвращаться домой. Занимайте места на нашем самолёте, и возвращаемся!

Сейчас мы с вами посмотрим какое общее настроение было у участников нашего путешествия. Перед доской на столе лежат разноцветные облачки. Если вам в путешествии было скучно, у вас ничего не получилось, и ничего нового вы не узнали на нашем занятии, то возьмите чёрную тучу и приклейте её над нашим самолётом. (С помощью воды). А если вам занятие понравилось, но вы не всё усвоили, или вам помогали другие ученики или учитель, возьмите серое облако и наклейте над самолётом. Ну а если, занятие было интересное, всё понравилось, все задания выполнили самостоятельно, возьмите голубое облачко и наклейте над нашим самолётом.

 

Можете пройти и посмотреть рисунки друг друга. Давайте пригласим гостей посмотреть на наши необычные рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия с элементами проектной деятельности "Берёза - символ России"

В сценарии Вы найдёте все необходимое для проведения данного мероприятия....

Внеклассное мероприятие и презентация на тему: "12 апреля - Всемирный день космонавтики и авиации"

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ТЕМА:12 апреля - Всемирный день космонавтики и авиацииЦели:  Познакомить с историей возникновения государственного праздника. Развивать любознательность, желание узн...

Внеклассное мероприятие с элементами исследовательской работы 3 класс Тема: "Вода — бесценный дар природы"

Ресурс представляет собой ознакомление учащихся со значением экологически чистой воды в жизни человека.Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как жизненно важному ре...

Конспект внеклассного мероприятия «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ»

Цель: привлечь внимание школьников к проблеме охраны воды и водных ресурсов планеты; показать значимость воды в жизни всего живого на Земле; рассказать о целебных свойствах воды....

Презентация. Материаты по темам: "Вода - это жизнь", "Правила бережного отношения к водным ресурсам","Водные ресурсы", "Всемирный день воды".

Данная презентация разработана мной для проведения уроков, занятий, бесед на тему "Водные ресурсы", "Всемирный день воды", "Вода - это жизнь". В завершении занятия (...

Сценарий внеклассного мероприятия с элементом мастер-класса "В гостях у масленицы"

Совместное занятие-досуг с участием детей и родителей. Участники знакомятся с историей появления праздика, старинными и современными традициями празднования Масленицы. Знакомятся и играют в русские на...

сценарий внеклассного мероприятия с элементами мастер-класса "Пряничные мастера"

Занятие предназначено для детей 6-8 лет. Дети знакомятся с историей появления тульского пряника, рецептом приготовления и способами росписи пряников. Также в мероприятии могут принять участие и родите...