Мастер - класс "Методы работы со словарными словами на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку на тему

Есакова Юлия Александровна

В мастер - классе представлены несколько методов и приемов работы со словарными словами. Данный материал можно использовать с 1 по 4 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_esakova.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №6 города Алексеевки

Мастер – класс на тему:

«Методы работы со словарными словами на уроках русского языка»

                                                                                      Подготовила:    

Есакова Ю.А.

г. Алексеевка 2018

Ход мастер-класса

Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения. Я представляю вам сегодня мастер-класс на тему “Методы работы со словарными словами н уроках русского языка”.

– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?
– Выучить, запомнить.
– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

– Сегодня, на мастер-классе мы освоим приемы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, т.е. через применение деятельностного подхода.

 Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов - целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

- Как при запоминании избежать простой зубрёжки?

- Как разнообразить это монотонное скучное дело?

1. Предлагаю несколько приёмов.

1.1. Первый приём “Словарная стена”. 

- Прорабатываем словарное слово. Пишем на “солнышке” не менее 5 раз. Вывешиваем на стенке.

Стены постепенно покрываются своеобразными обоями. Неделю слова висят, а ребята их “обживают”, рассматривают, “иллюстрируют”. Наступает момент, который называется “Стенка”. Ребятам дают несколько минут для “фотографирования”.

Затем ученик снимает слово со стены, все проговаривают его хором по слогам. Когда все слова сняты, проводим словарный диктант. Затем идёт проверка. Учитель показывает листы со словами, а дети сверяют написанное. Если ошибку в слове никто не сделал, слово отправляют “на пенсию”. Пусть отдохнёт. Если есть ошибка, хоть у одного ученика, несчастное слово возвращают на стенку.

(При использовании этого приёма работает у детей зрительная память, формируется контрольно-оценочное действие, ребёнок контролирует сам себя).

Давайте попробуем сделать подобную стену (педагоги в группах придумывают визуальный “секрет” запоминания словарного слова, и, оформив их на карточках, помещают на “словарной стене”.

1.2. Следующий приём “Групповая работа”.

Каждая группа получает лист, памятку, словарь.

1гр. «Морфология»: Какая часть речи, на какие вопроы отвечает, что обозначает, одуш-неодуш, нариц-собств, род, число.

2гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор слова.

3гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов(морфемы).

4гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.

 Проверка работы групп.

Вывод: Перед нами слово с непроверяемым написанием, словарное, его нужно запомнить.

1.3. Следующий приём “Ботанический сад”. 

На уроке выращиваем деревья, проводим работу по правописанию однокоренных слов. Учитель вывешивает корень -вёз-, а дети придумывают однокоренные слова, записав их на листочках и прикрепляют к дереву, обязательно выделяя корень.

Дерево стоит неделю или две. Затем проводим небольшой словарный диктант из этих слов (слова с дерева снять). Учитель может добавить свои 2-3 слова. Затем прикрепляет новый корень. И проводим аналогичную работу. Используя этот приём через зрительную память, формируется у детей интерес, развивается орфографическая зоркость.

Давайте уважаемые коллеги проведём работу по правописанию однокоренных слов. У вас на партах есть карточки с разным корнем, составьте и запишите слова с данным корнем.

1.4. Следующий приём “Одиночное плавание под орфографическим парусом”.

- Парус - это листы бумаги у вас на партах.

“Левый борт” - 1 вариант.

“Правый борт” - 2 вариант.

- “Одиночное плавание” - это словарный диктант.

Разговаривать нельзя - плавание одиночное, к соседу повернёшься плот перевернётся, а море и без того штормит.

- За работу.

- Я буду диктовать по одному слову, по вариантам.

Вы должны писать слова в столбик, и каждый раз сворачивать (загибать листок) ровно на одно слово.

- Мастер командует - Готовы?

- “Левый борт, подмигните мне левым глазом”.

- “Правый борт, помашите мне правой рукой”.

- Поплыли!

1 вариант

2 вариант

имитация

иммиграция

ингредиент

конденсатор

ничегониподелание

приоритет

формировать

форсить

шезлонг

лекала

одиозный

белиберда

циркуляр

цирюльник

Волны становятся меньше.

- Море стихает.

- “Поднять паруса!”

- Разворачиваем листки, открывая по слову.

- Начинаем с последнего.

- Проверка.

1 вариант и 2 вариант.

- Найдите букву -и- в 1 слоге, нашли обвели в кружок. Не нашли - придётся проделать в этом месте дырку. Ручкой. Настоящую, Насквозь. А дома придётся парус “штопать” (делать работу над ошибками), и т. д.

Парус развернули. У кого сколько дырок? Расстроенных нет: одни дети рады, что ни одной, другие - что их вон сколько!

Можно отправляться в плаванье по океану “Безударная гласная” (если слова только по этой теме).

От каждого борта выбираем проводника (они хорошо знают те места).

Проводники называют сразу проверочные слова, остальные обводят в кружок, теперь уже очевидную гласную.

Используя этот прием, дети неоднократно возвращаются к словарным словам, сложная работа над запоминанием словарных слов, превращается в увлекательную игру.

И  хотелось  бы закончить словами «Учитель - это ученик, навсегда вызванный к доске». (С. Соловейчик). Обучая других – учись сам. Всем огромное спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача...

Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

Творческий отчёт учителя начальных классов. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка....

Работа со словарными словами на уроках русского языка

Методика работы с новыми словарными словами на уроках русского языка...

Работа со словарными словами на уроках русского языка

Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"

Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....