Главные вкладки

    Статья по русскому языку (1,2,3,4 класс) по теме:
    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

    Гребенникова Валентина Михайловна

    В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.

    Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о составе слова на практике. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В.М.Гребенникова

    Учитель начальных классов  1КК

    МКОУ Куйбышевская ООШ

    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

    В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.

    Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о составе слова на практике.

    При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

    В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и  процесс обучения целесообразно организовать так, чтобы все стороны слова (лексические значения, грамматические признаки, морфологический состав, произношение, написание) рассматривались в единстве.

    Основной смысл фонетических упражнений состоит в том. Чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Всё это способствует развитию фонематического слуха и речедвигательных навыков. В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твёрдых и мягких согласных, ударениях, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звук и буква не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.

    Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному воспитанию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеет работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды применяются очень часто, но однообразие форм работы, как правило, не даёт нужных результатов.

    Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания слов.

    Упражнения для формирования фонетических понятий.

    1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: берег, вокзал, горох, осина, ученик.
    2. Выпишите в два столбика: (первый)- с глухими согласными на конце слова, (второй)- со звонкой согласной на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь.
    3. Запишите 10 слов,  начинающихся на букву р 
    4. Запишите слова в алфавитном порядке, вставьте пропущенную букву, поставьте знак ударения: г…рой, адр…с, ур…жай, р…кета, ябл…к, п…нал.
    5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова и в конце.
    6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первый, вторые и третий слоги.
    7. Игра «Из каких слов выпали гласные?» д…р…н…, м…л…т…к, т…л…ф…н, с…б…к… и др.
    8. Игра «Догадайся, что за слово».

    О

    О

    О

    О

    О

    О

    9.Игра «Угадай слово» (учитель показывает карточки, на которых написан один слог нужного слова): го – род, го – рох и т.д.

    10.Чайнворд (В клетке квадрата, круга по направлению стрелки, выпишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего).

    11.Игра «Волшебные домики»

    лаг…рь       т…традь

         к…стёр       с…рень

    (Под каждым столбиком домик с окошками. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить на место)

         12. Игра «Собери слово»

         пус,  ка, та, роз, мок, же, ин, нер, тор, трак.

         13. Выписать из словаря слова на заданную тему:»Птицы», «Животные».

         14. Игра «Кто больше придумает слов»  (ЛЕИЬСОАЯГТР)

         15. Игра «Ступеньки» (записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове     было на одну букву больше)

         16. Выборочный диктант (Дети записывают слова с непроверяемыми безударными  гласными) Ребята развели у реки костёр

         17. Ребусы.

     Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путём разнообразных упражнений.

    1. От слов газета, железо образуйте новые слова с суффиксом К.
    2. Найди лишнее слово: берёза, берёзовый, березняк, берёзки, берёзка.
    3. От слов берёза, праздник образуйте родственные слова.
    4. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужное окончание: берёза кудряв…, вечер осенн… и т.д.
    5. Работа над деформированным предложением.
    6. Найдите в тексте однокоренные слова.

    Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы, разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число для того, чтобы и осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

    1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
    2. Выпишите из словаря по 5 слов 1,2,3 склонения.
    3. Составьте словосочетания, определите падеж: воробей(какой?)
    4. Выпишите в три столбика слова из словаря: 1-ж.р., 2-м.р., 3-с.р.
    5. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопросы кто?...на ухо наступил?
    6. Подберите к словарным словам однокоренные разных частей речи.
    7. Составьте предложение с данными словосочетаниями.
    8. Ответьте на вопросы одним словарным словом (кто живёт в лесу?)

    Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получали по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений. Упражнение в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений с синтаксическими упражнениями, объединяются  в пунктуационные. Вот некоторые упражнения:

    1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика:   берёза     в школе

                                      ученик   в лесу

    1. Составьте предложения с данными словами…
    2. Составьте предложение с данным словосочетанием (красивая одежда).
    3. Замените предложение одним словарным словом (комната для занятий в школе) ит.д.
    4. Вставить нужные слова (Рисунок в книге-…(картинка))
    5. Из слов составить предложение выделите из предложений словосочетания со словарным словом.
    6. Расположите предложения в определённом порядке, чтобы получился текст.
    7. Разделите текст на предложения.
    8. Смонтируйте предложение по схеме: Что?...Что делают?...в какие?...как?...во что?

    В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения. Дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

               1.Найдите лишнее слово: капуста, помидор, солома, морковь.

               2.Дополните предложение подходящими словами из правого столбика:  

                  Телефон на тумбочке (стоит)

               3.Сгруппируйте слова по темам.

               4.По опорным словам составьте рассказ на тему.

                5.К словам весело, девочка подберите антонимы.

                6.Назовите одним словом: сентябрь, октябрь, ноябрь.

                7.Игра: «Кто как голос подаёт» (п…тух  лает, с…рока  кукарекает, с…бака

                  (стрекочет)

                 8.Выберите наиболее подходящее слово: из (ветхого, старого, древнего) железа

                  мы сделали добро.

                 9.Учащимся подводятся к пониманию переносного значения слова и умению

                  употреблять эти слова в собственной речи.

                 10.Подыскать подходящие сравнения: трактор шумел, как…

    В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописания многих слов, которые следовало бы употребить в письменной речи, избегают их, т.к. не умеют пользоваться орфографическим словарём. Большим помощником стал «Орфографический словарь» Е.Н.Моновича.

    Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребёнок использовал одно и то же слово пять – семь раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

    Творческий отчёт учителя начальных классов. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка....

    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

    Приемы м формы работы над словарным словом на уроках русского языка...

    Статья "Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка"

    Статья представляет собой знакомство ученика с правилами правилами правописания слов с непроверяемой безударной гласной. Здесь показаны разнообразные методы, приемы и способы, с помощью которых эффект...

    Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

    В данной статье рассматриваются этапы работы над новым словарным словом в начальной школе, а также основные приемы работы по закреплению их написания....

    ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

    ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

     В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяются. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, явл...