Методы,формы и приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
учебно-методический материал

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Поэтому в начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

         Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.

         Навыки написания словарных слов с одной стороны во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой - изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_priyomy_raboty_nad_slovarnymi_slovami.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах. Формы и приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе Агрова Ольга Анатольевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город»

Слайд 2

Проблема - как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она активизировала учебно-познавательную деятельность школьников, развивала их орфографическую грамотность?

Слайд 3

Методы и приёмы обучения письму непроверяемых гласных Метод языкового анализа фонетический разбор орфографическое комментирование Приёмы запоминания: зрительное кинестетическое ( речедвигательное , рукодвигательное ) зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование таблиц, использование тематических перфокарт, выделение орфограмм цветом, подчёркивание их в тетрадях, повторное письмо слов Сопоставление и противопоставление слов одной тематической группы однокоренных слов, форм слова, значений слов, зрительного и слухового образов слова (слуховые диктанты) Включение учащихся в творческую деятельность: решение и составление кроссвордов, ребусов, сочинение стихотворений, юморесок, загадок, синквейнов , конкурсы Выработка словесных ассоциаций составление словосочетаний, предложений, включение слов и словосочетаний в устные рассказы, сочинения, изложения и др.

Слайд 4

Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, написание которых нужно запомнить. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму и формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления. В начальном курсе грамматики, правописание и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают словарные слова. Первоначальное знакомство со словарными словами начинается уже в 1 классе. В каждом последующем классе количество словарных слов увеличивается. Все трудные слова, изучаемые в начальной школе можно разделить по тематическим группам:

Слайд 6

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА ДЛЯ 2 КЛАССА ЖИВОТНЫЕ: ЗАЯЦ КОРОВА ЛИСИЦА ЛЯГУШКА МЕДВЕДЬ ОБЕЗЪЯНА СОБАКА ШКОЛА: АЛФАВИТ ДЕЖУРНЫЙ КАРАНДАШ КЛАСС ПЕНАЛ ТЕТРАДЬ УЧЕНИК УЧЕНИЦА УЧИТЕЛЬ

Слайд 7

1 этап. Знакомство с новым словарным словом. 2 этап. Работа над слуховым образом словарного слова. 3 этап. Запись слова с «окошком». Основные этапы в работе со словарными словами: Способы предъявления нового слова: - чтение загадки, отгадывание ее учащимися; - рассматривание предметной картинки; - описание признаков предмета . Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное место». Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу.

Слайд 8

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка. - Содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова – Например: ЛОПАТА - ОРУДИЕ ТРУДА С ДЛИННОЙ РУЧКОЙ И ПЛОСКИМ ШИРОКИМ КОНЦОМ. Применяется для рыхления земли. Название получено на основании сходства предметов по внешнему виду. Раньше было слово « лопа » – «похожая на ладонь». Так же образовалось слово «лопасти» – «плоская широкая часть винта у парохода или самолета» 4 этап. Работа над зрительным образом словарного слова.

Слайд 9

Требования к ассоциативному образу: 1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-нибудь признаком: -по цвету -количеству -действию -звучанию -назначению -местоположению -форме -материалу - вкусу -массе и т.д. 2. А ссоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях можно использовать АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ , который помогает правильно написать орфограмму.

Слайд 10

Примеры словарных слов и ассоциативных образов . 1.Подбор ассоциативных рядов слов. г А зета - бум А га д И рект О р – кр И к , р О т з А вод – труб А ин Е й – б Е лый , сн Е г к А пуста – з А яц к А рандаш – гр А нь , бум А га к А рман – дыр А к О нцерт – н О та , х О р , д О к О рабль – в О лны , б О цман , к О к л А донь – л А па м А шина – шин А с О бака - хв О ст

Слайд 11

Ценность данного приема работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь. На начальном этапе учитель сам показывает и создает образы. В дальнейшем учащиеся выполняют данные задания самостоятельно. В работе над трудными словами для формирования орфографического навыка, навыка правописания словарных слов учитель может использовать стихи, фрагменты из художественных произведений для детей, стихотворения с опорами и рифмованные подсказки, кроссворды.

Слайд 12

2. Работа по созданию схематичных рисунков. На месте пропущенных букв должны появиться небольшие рисунки, напоминающие данные объекты и предметы. Я Б Л К О П М И Д О Р П Р Т Р Е Т К Р З И Н А

Слайд 13

Составление синквейна Лисица Хитрая,рыжая Обманывает, ворует, хитрит Красивый большой лисий хвост Плутовка

Слайд 14

Литература: 1. Агофонов В.В. «Неправильные правила для словарных слов и не только» 2. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. 3. Парамонова Л.Г. «Как овладеть правописанием «словарных слов» 4. Молокова А.В., Молокова Д.Г. Электронное учебное пособие «Словарные слова» 1-4 класс 5. Бакулина Г.А. «Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка» 6. «Словарные слова в образах и картинках» Пособие в 2х частях. 7. Нефедова Е.А, Узорова О.В.: Словарные слова. 1-2, 3-4 классы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка являе...

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

В этой работе описана комплексная работа со словарными словами в начальной школе,над этой темой я работала более 5 лет и получила хорошие результаты....

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В разработке представлены этапы работы со словарными словами, лексико – орфографические упражнения, дидактические игры, позволяющие формировать навык написания слов с непроверяемыми орфограммами, обог...

Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Методика работы со словарными словами от урока к уроку....

Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматриваются этапы работы над новым словарным словом в начальной школе, а также основные приемы работы по закреплению их написания....

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Консультация поможет учителям начальных классов и родителям при работе над словарными словами....

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Освоение словарного сост...