Статья "Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка"
статья по русскому языку на тему

Дегтерева Татьяна Борисовна

Статья представляет собой знакомство ученика с правилами правилами правописания слов с непроверяемой безударной гласной. Здесь показаны разнообразные методы, приемы и способы, с помощью которых эффективно запоминаются написания словарных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_i_formy_raboty.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы и формы работы над словарным словом     на уроках русского языка.

Т.Б. Дегтерёва, учитель начальных классов  ГБОУ СОШ№451

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ученика писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным—задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно, чтоб знания закрепились. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями,  что  у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять эти знания о слове .

При помощи упражнений закрепляются и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, обобщать.

В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников надо организовать так, чтобы работа проводилась во взаимосвязи: по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Так создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы ученики научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Всё это способствует формированию фонематического слуха.

В результате практических упражнений формируется знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твёрдых и мягких  согласных,  об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью этих упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что слово пишется не так , как слышится.

Большая роль в обучении школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти важен при знакомстве со словарным словом. Немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Но такие упражнения не дают нужных результатов.

Важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов и способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания, грамотного написания словарных слов. Вот примеры для формирования фонетических понятий.

  1. Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные: б_седа, б_гатство,

б_блиотека, б_гаж, з_мл_ника, п_мидор, ов_щи, _гурец, к_пуста, м_рковь.

  1. Выпиши слова: 1ст.—с глухими согласными на конце слова, 2ст.—со звонкими согласными на конце слова: язык, карандаш, народ, багаж, адрес, завтрак, портрет, завод, морковь, овёс, салют, берег.

Или другой вариант: откройте учебник и выпиши по вариатам или в два столбика по 6 слов.

  1. Запиши слова, начинающиеся на букву Т (Р, М, О,…)
  2.  Запиши слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение. Слова: п_беда, адр_с,  ябл_к_, п_нал, п_суда, к_ртофель, п_льто.
  3. Запиши слова с мягким знаком на конце или в середине слова.
  4. Назови слова, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
  5. Игра «Из каких слов выпали гласные»

В-гон, м-л-т-к, т-л-ф-н, с-м-л-т, в-р-н-, с-р-к-….

  1. Игра «Что за слово?»

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

Ворона, солома, сорока, молоко, корова,…

О

Овёс, овощи, огород.

  1. Игра «Угадай слово».

Учитель показывает карточку, на которой написан первый слог, а дети записывают составленные слова: ка—карандаш, капуста, калина, календарь, кабачок.

И другой вариант, можно дать конец слова, а дети придумывают начало:

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начала откусили,

Из книжки в норку утащили.

__газин, __лина, __шина, __льчик…..

  1. Игра «Домик».

На доске записаны в три столбика словарные слова с пропущенными буквами.

Т-традь                   лаг-рь                             -вца

П-нал                      р-бята                              к-рова

П-ртфель                 к-стёр                              с-бака

  1. Чайнворд .

     В клетки круга, квадрата и т. д. по направлению, указанной стрелкой,  вписать словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.

  1.  Игра «Собери слово».

Ки, конь; роз, мо; то, ав, бус; ши, на, ма;

  1. Выпиши из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Овощи», «Птицы», «Звери»…….
  2. Запиши слова, которое увидел. Показ—прочти—запиши.
  3. Игра «Кто больше придумает слов».

Даны несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.

  1. Игра «Расшифруй слово».

33   2   13   16   12   16

Я      б    л     о    к      о

  1. Игра «Ступеньки»

Слова записываются в столбик так, чтобы в каждом следующем слове на одну букву больше.

  1. Выборочный диктант. Выписать словарные слова из предложений.

Ребята развели на берегу реки костёр. По шоссе мчалась машина. За порядком в классе следит дежурный. .

  1. Ребусы.

Они являются предметом особого внимания на уроках русского языка для развития орфографической зоркости учащихся. Дети выполняют упражнения по подчёркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, что «спрятал» автор в тексте. Другой вид упражнений, как письмо с «дырками», или находят лишнее слово. Также продится работа по редактированию материала. Умения находить чужие ошибки в задании приводит к тому, что дети учатся обнаружить и устранить собственные ошибки.

Интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова. Углубляются представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.  Эти умения вырабатываются путём разнообразных упражнений.

  1. От слов берёза, праздник, огурец, язык образуй родственные слова. Укажи, при помощи чего они образовались.

  1. Подбери слова к схемам:

Корень + окончание;  корень + суффикс + окончание ;  приставка + корень + окончание.

  1. Составь слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в этих схемах:

   -ник-           лис-   -а

  1. От слов берёза, осина, рябина, калина образуй новые слова с суффиксом –к.
  2. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Помидор, помидорина, помидорный, помидоры, помидорчик.

Огурец, огуречный, огурчик, огурцы, огуречник.

  1. Составь словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

Аллея липов__ , билет проездн___, ветер северн__, хозяйство хорош__, яблоко спел__, карандаши чёрн___ .

  1. Шарада. Узнай слова, которое задумано.

Это слово однокоренное со словом ореховый;  суффикс такой же, как в слове грибник;   окончание как в слове лилии. Это слово—орешники.

  1. Составь словосочетания и запиши их. Укажи, как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного.

Говорил                                       горжусь

Подарил        ученица              люблю           собака

Дружил                                        думаю

  1. Работа над деформированным предложением. Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?
  2.  Найди в тексте однокоренные слова.

Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо: тишина, вареньем малиновым пахнет.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя языка.

При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы, разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж. Время, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

  1. Подбери словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
  2. Выпиши из словаря по шесть слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
  3. Составь словосочетания и определи падеж у имен прилагательных.

Корова (какая?)…………….

Заяц (какой?)………………

Пальто (какое?)…………………

Ребята (какие?)…………………….

  1. Выпиши слова из словаря: 1столбик—слова женского рода,

2 столбик—слова мужского рода, 3 столбик—слова среднего рода.

  1. Спиши фразеологизмы, вставив нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос кто?

……… стрекочет—гостей пророчит.

…….. месяц поёт, а  …….   Круглый год каркает.

  1.  Составь предложения, правильно подбирая предлоги, запиши, подчеркни предлог и определи падеж существительного.

Медведь медленно  пробирался (лес).

Лисица быстро бежала и заметала следы (хвост).

Грузовая машина мчалась (шоссе).

  1. Подбери к словам однокоренные слова разных частей речи.

Обед—обедать, обеденный, обедец.

Завтрак—позавтракать,.

Ужин—ужинать.

Трамвай—трамвайчик, трамвайный.

  1. Составь предложения с данными словосочетаниями, определи склонение, род существительных.

интересный  минерал

русский народ

берёзовая аллея

хороший урожай

  1. Ответь на вопрос одним словом в таблицу. Просклоняй слово по падежам.

З

Ц

П

Л

О

Ц

Кто живёт в лесу? В чём хранятся ручки и карандаши? Какой овощ растёт на огороде?

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить теоретические сведения, которые ученики получили по синтаксису, показывают детям роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему строению и составу словосочетаний и предложений и составлять их. Упражнения  в анализе и в конструировании предложений помогают ученикам осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений.

  1. К словам из левого столбика подбери подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составь предложения.

Ученик ….  ….  …                           в небе

Квартира …  …. ….                        в доме

Сорока   …  ….  ….                         в школе

Картофель …  …  …                       в лесу

Осина  …  …  …                               в огороде

  1. Составь предложения с данными словами.

Ветер, погода, рябина, морковь, ребята.

  1. Со словарными словами составь предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
  2. Используя словосочетания, составь предложения: детский рисунок, весёлый праздник, красивая улица, узкая лестница, знаменитый Эрмитаж.
  3. Замени предложения одним словарным словом. Составь своё предложение с ним.

Комната для занятий в школе—……

Ящичек для хранения ручек, карандашей—….

Сшитые листы чистой бумаги в обложке—…

  1. Вставь вместо точек нужные по смыслу слова. Составь свои словосочетания.

Тысяча  метров —  ……(километр).

Картинка в книге — ….  (рисунок).

  1. Из слов составь предложение.

На, огород, картофель, капуста, морковь, растут.

  1. Выпиши из предложения словосочетания со словарным словом и поставь вопрос.

Петя вынул из кармана носовой платок.

Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на своё маленькое поле.

  1. Расположи предложения в определённом порядке, чтобы получился текст.
  2. Раздели текст на предложения. Поставь знаки препинания. Запиши предложения в соответствии с правилами.
  3. Смоделируй предложение по схеме.

Что?.........что делают?..........в какие?.........как?....... во что?...... .

Ребёнок уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств.

Ему  не хватает слов. Наша задача—активизировать словарь учащихся.

Лексические упражнения: объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют словосочетания и предложения.

1.Выпиши из словаря слова на тему «Одежда», «Животные», «Птицы», «Овощи» и т.д.

2. Найди в каждой строке лишнее слово. Подчеркни  его и докажи.

Пальто, костюм, диван, платье.

Берёза, осина, сирень, рябина.

Заяц, медведь, собака, лисица.

  1. Сгруппируй слова по темам.

Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, собака, карандаш.

  1. По опорным словам составь небольшой рассказ на тему: «Звери», «Птицы», «Овощи»…..
  2. К словам подбери синонимы и составь предложение: багаж, дорога, корзина.
  3. К словам подбери антонимы  и составь небольшой рассказ: грустно, мальчик, плохой.
  4. Назови одним словом:

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь— …….

Крупный населённый пункт— …..

Руководитель фабрики—….

  1. Игра «Кто как голос подаёт?»

1)Составь предложения, вставив пропущенные буквы.

2)Составь предложения, вставив пропущенные буквы. Попробуй  объединить в связный рассказ. Озаглавь.

П-тух                               чирикает.

С-рока                             лает.

С-бака                              мычит.

К-рова                             кукарекает.

В-рона                             стрекочет.

В-робей                           каркает.

  1. Выбери наиболее подходящее слово. Запиши.

Медведи  очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

  1. В текст вставь наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: лить, литься, плескаться.

Волны тихо …. у берега.

Молоко …. из ведра.

Рабочий продолжает … сталь.

  1. Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах:

чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо.

крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай.

Подбирают синонимы, чтобы яснее было различие в значениях подобных слов:

чистая, неисписанная  тетрадь;

чистые, вымытые  руки;

чистое безоблачное, ясное небо.

  1. Подвести  детей к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять эти слова в речи.

Ребята идут в парк.—Часы  правильно идут.

Дело стоит.—Кровать стоит на ножках.

  1. В выработке умения подбирать по смыслу слова работа над сравнениями.

Трусливый как ….. .

Трактор шумел, как …

В работе над словом существует проблема в том, что учащиеся не знают правописания многих слов, которые им следует употребить в письменной речи, избегают их, т.к. не умеют пользоваться орфографическим словарём.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Ребёнок использует слово не менее5-7 раз в разных упражнениях. Это необходимо для того, чтобы ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяют на практике.

Вот работа над словарным словом на различных этапах урока.

  1. На этапе введения нового слова с непроверяемым написанием

эффективно использовать загадку:

1)От него—здоровье, сила

И румяность щёк всегда.

 Белое, а не белила,

     Жидкое, а не вода. Молоко.

2)Чиста , да не вода;

Клейка, да не смола;

Бела, да не снег;

Сладка, да не мёд. Молоко.

3)Жидко, да не вода,

    Бело, а не снег,

    Маленькое озерко,

   А дна не видать. Молоко.

4)От рогатого берут

Да малым детям дают. Молоко.

5)Звонко струи бьют в ведро,

Будет полное оно.

Вкусное, парное.

     Что это такое? Молоко.

Часто на помощь в работе над трудными словами приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами.

  • Кто парного молока

           Пить, друзья, не станет?

           Молоко белей снежка.

           А лицо румянит!  (Ю. Яковлев)

  • Муха в гости собиралась,

           Ехать очень далеко.

           Умывалась, одевалась,

          Перед зеркалом моталась

          И попала в молоко.  (К.Чуковский)

  • Ты пасись, коровка, дольше,

            Молочка неси побольше,

            Клеверком питайся спелым,

            Молочко чтоб стало белым. (Народная песня)

  • «Не жалейте пятачка,–

            Говорит корова,--

            Вы купите молочка,

            Вкусного, парного.» (А.Шибаев)

  • Наступает час молчанья

           И дыханья ветерка,

          Час коровьего молчанья

          И парного молока. (А.Степанов)

  • Я нашёл в канаве

          Серого щенка.

          Я ему на блюдце

          Налил молока. (З.Александрова)

  • И прямо в миску с молоком

          Летит оттуда кувырком. (К.Чуковский)

Очень полезно привлечение происхождение слова , т.к. использование слова в речи требует понимания его точного смысла. Знакомство с о словом пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, создаёт благоприятные условия для запоминания слов.

Молоко—очень старое. Его ближние родственники: латышское—напиток, немецкое—молоко, живут в славянских, германских и балтийских языках. Первичное значение слова—влага, жидкость.

Эффективно можно использовать в работе игровой материал, что вызывает у детей огромный интерес и желание узнать новое.

  1. На этапе запоминания нового слова хорошему усвоению правильно написания способствует письмо по памяти или списывание, предполагающие опору на все виды памяти.

Муха в гости собиралась,

           Ехать очень далеко.

           Умывалась, одевалась,

          Перед зеркалом моталась

          И попала в молоко.  (К.Чуковский)

  1. На этапе первичного закрепления трудное слово включается во все виды работ, которые может позволить использовать тема данного урока.

  1. При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения. Одним  из известных видов грамматической игры является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок.

Кроссворды можно использовать для фронтальной, парной и индивидуальной работы.

На основе личного опыта использование разнообразных методов, приёмов , форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас. Все  грамматические упражнения способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи