Главные вкладки

    Статья по русскому языку на тему:
    ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

    Овчинникова О.В.

    ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

    Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, ребёнок усваивает родной язык с детства, он учится говорить, и это так же естественно, как дышать и ходить. С другой стороны – это сложная дисциплина, требующего большого труда, направленного в первую очередь на запоминание отдельных лексических единиц, именуемых «словарные слова».

    В начальной школе программой  по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

    Младшие школьники должны запомнить много слов с непроверяемыми орфограммами. Это очень сложно для ребёнка. Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

    Приведу примеры работы над словарным словом.

    1. На этапе введения нового слова с непроверяемым написанием эффективно использовать загадку (загадка – благодатный материал для развития мышления, причём они работают и при отгадывании и при составлении их детьми) или ребус, что тоже является загадкой, в которой искомое слово изображено комбинацией фигур, букв или знаков. При разгадывании ребусов дети самостоятельно или с помощью учителя производят звуковой анализ, а затем и синтез слова, что способствует более прочному запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами.

    2. Использование «картинного словаря», который включает в себя карточки-картинки и карточки-слова, позволяет акцентировать внимание детей на данном слове, так как большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Восприятие словесного материала нуждается в наглядности. Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отводится зрительной памяти. Особенно важен этот вид памяти при усвоении слов с непроверяемым написанием, т. к. зрительное восприятие, зрительный образ лежит в основе запоминания. У младших школьников более развита память наглядно-образная. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Для запоминания словарных слов очень важно опираться на наглядный материал.

    3.Очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием, так как использование слова в речи требует понимания его точного смысла. Знакомство с этимологией слова пробуждает интерес к рассматриваемому языковому материалу, а следовательно, создаёт благоприятные условия для запоминания слов. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Например: берёза – берза, бер = «светлый, белый»; капуста – капут = «голова»; корова – кор = «рог».

    4.Использование слов с непроверяемым написанием в упражнениях по фонетике, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису. Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Всё это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

    В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твёрдых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.

    Большая роль в обучении младших школьников отводиться зрительному обучению. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарными словами. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словарными словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не даёт нужных результатов.

    Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

    Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий.

    1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер…г, в…кзал, з…мл…ника, ж...лез..., г…рох, ...сина, уч...ник, пл…ток, с...рень, с...пог, к…пуста, ...рех.

    2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик - с глухими согласными на конце слова, во второй - со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овёс, билет, язык.

    3. Запиши слова, начинающиеся на букву р (т, м, о и т. д.).

    4. Запиши слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г…рой, адр…с, ур...жай, р...кета, ябл…ко, п...нал, т...пор, п…суда, б...лото.

    5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.  

    6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

    7. Игра «Из каких слов выпали гласные?».

     д...р...вня                            п…ртр...т

     м…л...т...к                           с...л...ма

     к...ньки                               т...л...ф...н

    8. Игра «Догадайся, что за слово».

    о

    о

    ворона

    сорока

    молоко

    О

              овёс

    о

    о

         овощи

    о

    о

    огород

    о

    о

    корова

    солома

    о

    о

    9. Игра «Угадай слово».

    Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.

    го

    (город, горох, гореть, горизонт)

    И наоборот, можно дать конец слова, а учащиеся придумывают начало.

    Слова спокойно жили в книжке,

    Но книжку вдруг погрызли мышки.

    От слов начало откусили,

    Из книжки в норку утащили.  ...суда, ...рёза, ...сква.

    10. Чайнворд.

    В клетки квадрата, круга и т.д. по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.

    11. Игра «Волшебные домики».

    Играют две команды. На доске записаны в два столбца словарные слова с пропущенными буквами:

           лаг…рь                         т...традь

           к...стёр                        с...рень

           р…бята                        св…бода

           ул...ца                            р…стение

    Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить её на место пропуска в нужное слово. Выигрывает команда, которая быстрей откроет все окошки.

    12. Игра «Собери слово».

    пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак

    13. Выпиши из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т. д..

    14. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните и написание и запишите по памяти в тетрадь.

    15. Игра «Кто больше придумает слов».

    Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.

     

                                             

    16. Игра «Расшифруй слова».

    Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.

           2   10   13   20                            26   16   22   7   18

                    (билет)                                          (шофёр)

                                        33   2   13   16   12   16

                                                                                (яблоко)

    17. Игра «Ступеньки».

    В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.

    берег

    гореть

    агроном     И т.д..

    18. Выборочный диктант.

    Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.

    По шоссе едет автомобиль.

    Ребята развели у реки костёр.

    Дежурный следит за порядком в классе.

    19. Ребусы.

                               

         

    Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путём разнообразных упражнений. Приведу примеры таких упражнений.

    1. От слов берёза, праздник, солома, яблоко образует родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
    2. Подберите слова к данным схемам.
    3. От слов газета, железо, картина, осина образует новые слова с суффиксом -к-.
    4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

    Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, берёзонька, берёзки.

    Праздник, праздничный, праздники, праздновать. 

    1. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

    Ребята радостн.. .       Берёза кудряв.. .

    Улица многолюдн.. .      Календарь перекидн.. .

    1. Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах.

                  лис

    а

                                       ник

    1. Шарада. Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нём такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный.
    2. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного.

    подарил

    дружил

    говорил

                 люблю

    девочка    думаю

    горжусь

    собака

    1. Работа над деформированным предложением. Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?

          Мой папа дал объявление в (газета).

         Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным.

          На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.

         10. Найдите в тексте однокоренные слова.

                   Вокзал – это городские ворота. Если город небольшой, в нём один

               вокзал. Есть города, где вокзалов много. На вокзалах устроены камеры

               хранения. Послать телеграмму можно с вокзальной почты. На вокзале

               есть медицинский пункт.

                   Страсть захотелось медвежонку малины. Тайком от медведицы в

               малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо: тишина, вареньем

               малиновым пахнет.

    Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

    При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

    1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
    2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
    3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.

                Воробей (какой?)… .

                Газета (какая?)… .

                Молоко (какое?)… .

    1. Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.
    2. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос – кто?

                 … на ухо наступил.

                 Слово – не …, вылетит – не поймаешь. 

    1. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.

                 Машина остановилась …(дом).

                 Дети читали книги …(космонавт).

                 Заяц быстро нёсся … (лес).

    1. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например: адрес (адресный, адресок, адресовать)

                            ветер (ветерок, ветреный, обветрить).

    1. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонение существительных.

                 интересный случай

                 аккуратный ученик

                 берёзовая аллея

    1. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.

                 Кто живёт в лесу?

                 В чём хранятся ручки и карандаши?

                 Какой овощ растёт на огороде?                                                           

    З

    .

    .

    Ц

    П

    .

    .

    .

    Л

    О

    .

    .

    .

    .

    Ц

    Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими предложениями обычно объединяются и пунктуационные. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.

    1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из  

    правого столбика. Составьте предложения.

    берёза ………

    огурец ………

    воробей ………

    комната ………

    ученик ………

    в небе

    в доме

    в школе

    в лесу

    в огороде

    1. Составьте предложения с данными словами.

                 Ветер, капуста, осина, товарищ

    1. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели

    высказывания: вопросительные, восклицательные.

    1. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

                весёлый праздник, красивая одежда,

                детский рисунок, узкая лестница

    1. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим  

    словом своё предложение.

               Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.

               Край земли у водной поверхности.

               Комната для занятий в школе.

    1. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими

    словами свои словосочетания.

               Рисунок в книге - … . (картинка)

               Килограмм – это тысяча … . (грамм)

               Мать родимая - …любимая. (Родина)

    1. Из слов составьте предложение.

              огород, растёт, в, картофель

    1. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

              Андрюша вынул из кармана носовой платок.

              Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на

         своё маленькое поле.

    1. Расположите предложения в определённом порядке, чтобы получился

    текст.

               В гости иду к моему петуху. Встретил ёж лисицу. Он пригласил

          меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка!

    1.  Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте

    отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.

              На этом месте раньше была дремучая тайна теперь здесь вырос

          город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в

          центре площади бьёт фонтан в городе есть библиотеки музеи театры

          на берегу построена прекрасная пристань.

    1.  Смоделируйте предложения по схеме.

    Что? ………………. что делают? ………………… в какие? ………………

    как? во что? ……………………

    Например: Воробьи собираются в шумные стайки.

    Ребёнок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей.

    В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т. е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

            На практике можно использовать следующие виды упражнений:

    1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи»,  

    «Одежда» и т. д.

    1. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому

    принципу отобраны слова?

              автомобиль, урожай, трамвай, самолёт;

              капуста, помидор, солома, морковь;

              пенал, тетрадь, телефон, карандаш

    1. Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.

    На берегу возвышается старинный … .

    Квартира была закрыта на … .

    Билет в театр … десять рублей.

    Телефон … на тумбочке.

    стоит

    стоит

    замок

    замок

    1. Сгруппируйте слова по темам.

                Малина, лисица, земляника, заяц,

                тетрадь, пенал, корова, карандаш

    1. По опорным словам составьте не большой рассказ на тему «Школа»,

    «Птицы» и т. д..

    1. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними

    предложения.

    1. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте

    небольшой рассказ, используя эти слова.

    1. Назовите одним словом:

    Сентябрь, октябрь, ноябрь и т. д.

    Понедельник, вторник, среда и т. д.

                 Крупное промышленное предприятие. (завод)

                 Руководитель школы. (директор)

    1. Игра «Кто как голос подаёт?».

    Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связанный рассказ. Озаглавьте его.

    П…тух

    С…рока

    К…рова

    В…рона

    В…робей

    чирикает

    лает

    мычит

    кукарекает

    стрекочет

    каркает

    1.  Выберите наиболее подходящее слово.

     Запишите.

          Из (ветхого, старого, древнего) ж…леза мы сделали ведро

          М…дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в  

      сторону.

    1.  В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов,

    сходных по значению: плескаться, литься, лить.

                Волны тихо … у берега.

                Молоко … из ведра.

                Рабочий продолжает … сталь.

    1.  Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких

    примерах:

                Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо;

                 Крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай. 

           Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы, например:

                 чистая, не исписанная тетрадь;

                 чистые, вымытые руки;

    чистое, безоблачное, ясное небо и т. д.  

    13. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять эти слова в собственной речи.

            У девочки короткие волосы. - У девочки короткая память.

            Ребята идут в парк. - Часы правильно идут.

            Кровать стоит на ножках. - Дело стоит.

    14. Чтобы подвести учащихся к умению использовать в своей речи наиболее яркое определение предмета, нужное в данный момент речи, предлагаю такое упражнение.

            Подберите из данных слов слова, более подходящие к предложениям.

            Слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный.

            Осенью дует ... ветер. ... ветер гуляет на просторе. ... ветер гонит стаи туч на край земли.

    15. Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся:

            Трактор шумел, как ... . С треском повалилась осина, будто ... .

            На солнце засверкали ягоды земляники, словно ... .

    Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5 - 7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

    5. Контроль и проверка усвоения слов с непроверяемым написанием осуществляется посредством проведения словарных диктантов 1 раз в неделю.

    В заключение хотелось бы отметить, что использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизирует деятельность детей, повышает их интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас. Использование вышеперечисленных грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и письменной речи


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

    В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача...

    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

    Творческий отчёт учителя начальных классов. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка....

    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

    Приемы м формы работы над словарным словом на уроках русского языка...

    Статья "Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка"

    Статья представляет собой знакомство ученика с правилами правилами правописания слов с непроверяемой безударной гласной. Здесь показаны разнообразные методы, приемы и способы, с помощью которых эффект...

    Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

    В данной статье рассматриваются этапы работы над новым словарным словом в начальной школе, а также основные приемы работы по закреплению их написания....

    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

     В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяются. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, явл...