Работа со словарными словами на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Савельева Анна Константиновна

Методика работы с новыми словарными словами на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                    Заявка

1. Савельева Анна Константиновна

2. МОУ «СОШ № 29» , учитель начальных классов, 13 разряд, I квалификационная категория

3. Домашний адрес: ул. Тренёва, д. 31, кв. 105

4. Телефон: 57-20-91 (дом.), 8-927-57-06-226 (сот.)

5.  -

6. Тема выступления: «Работа со словарными словами на уроках русского языка»

7. Заочно

8. УМК «Школа России»

   

Работа со словарными словами на уроках русского языка.

                       Савельева А. К., учитель начальных классов, МОУ «СОШ № 29»

Словарная работа является важной составной частью деятельности учеников и учителя по развитию речи. Проблема заключается в трудности написания слов с непроверяемыми орфограммами. Она возникла на основе противоречий: необходимость запоминания предусмотренных программой словарных слов и трудность их запоминания, так как этот процесс основан на механической памяти ребёнка и не вызывает познавательного интереса.

Уровень творческой новизны: отработка написания слов с непроверяемыми орфограммами через разнообразие форм словарной работы.

Цель: повысить качество запоминания и правописания словарных слов, превратив рутинный процесс в интересный, увлекательный, творческий.

Разнообразие форм словарной работы на уроках русского языка в начальных классах с учетом современных методик повышает эффективность усвоения материала, качество знаний младших школьников.

Успешному запоминанию способствует соблюдение определённых условий:                

1. Заинтересованность. Легче запомнить то, что интересно.

2. Яркость восприятия. Легче запомнить все яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции.

3. Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо легче механического запоминания.

В начальной школе целесообразно поэтапное введение и отработка грамматического написания слов с непроверяемым написанием.

I этап. Ознакомление. При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски, таблицы, обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговаривание слова вслух, письмо слова в тетрадях, разбор слова по составу, подбор родственных слов, составление с данными словами словосочетаний, предложений.

Так же для запоминания детям предлагается создать свой зрительный образ слова (например, в слове яблоко безударная гласная о изображается круглым яблочком). Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умение связывать с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяю для того, чтобы пробудить у детей интерес к словарным словам, чтобы они легче усваивали их написание.

II этап. Закрепление написания слов с помощью различных упражнений.

Наиболее распространённым видом словарно-орфографической работы являются диктанты.

  1. Зрительный диктант с предварительным разбором.
  2. Картинный диктант.
  3. Выборочный диктант: запись слов по теме; по частям речи; по орфографическим, морфемным признакам.
  4. Диктант по памяти.
  5. Диктант с комментированием: запись по алфавиту, просклонять слова, поставить в нужный падеж, по порядку возрастания слогов и наоборот, образование другой части речи.
  6. Творческий диктант: подбор однокоренных слов; заменить группу слов одним словарным словом; данные слова заменить по смыслу другим, синонимами или антонимами; составить предложение с однородными членами; восстановление деформированного текста или предложения, составление рассказа из группы слов.
  7. Самодиктант и взаимопроверка.

Словарные слова используются также в минутках чистописания.

Результатом такой разнообразной, систематической работы является безошибочное написание изученных словарных слов в работах учащихся.