Самоанализ по русскому языку по теме: "Формирование каллиграфических навыков у обучающихся с ОВЗ"
учебно-методический материал (русский язык, 1 класс) по теме

Малышева Нина Николаевна

В этой работе описаны основные методы и приемы по формированию каллеграфических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravleno_samoanaliz_o_kalligrafii.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

       Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Двигательный навык формируется медленно. Быстрее он развивается в первые два года обучения, а затем идет постепенное нарастание скорости письма и улучшение его качества.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             В настоящее время остро встает проблема обучения детей с ОВЗ, личностное развитие которых зависит от оказания своевременной психолого-педагогической помощи. Наибольшую трудность представляет коррекция нарушений познавательной сферы, что и является признаком умственной отсталости. Развитие ребенка, писал Л. С. Выготский, не сводится к простому усвоению знаний и навыков. В процессе обучения его психические функции изменяются, перестраиваются и совершенствуются.  Понимаю, что школа и учитель должны формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности.   Анализируя цель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната IIIV вида: Формирование каллиграфических навыков у обучающихся с ОВЗ.

Я ставлю перед собой следующие задачи:

*развивать обще учебные умения, навыки и определенный уровень знаний, которые предусмотрены государственным стандартом;

*выработка навыка аккуратного, разборчивого, каллиграфического правильного письма;

*способствовать формированию у обучающихся положительной мотивации к учебе;

*включать в учебный процесс здоровье сберегающие технологии.

*корректировать потребности обучающихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками в процессе учебной и вне учебной деятельности.                            

  Для эффективности решения поставленных задач при поступлении обучающихся в первый класс знакомлюсь, беседую с детьми и родителями, изучаю документы, пользуюсь результатами диагностических заданий, проводимые психологом школы.  Дети, поступившие в первый класс, имели низкий уровень подготовки. Помимо основного диагноза, у них ряд сопутствующих заболеваний (астенический синдром, нарушения моторики, эпилепсия и т.д.), которые резко тормозят их общее развитие. Только один обучающийся из класса, до поступления в школу, посещал детский сад. А в детских садах ведется большая работа по общему развитию и моторики. Большинство детей из неблагополучных семей, поэтому они социально и педагогически запущены и имеют низкий кругозор.

Зная закономерности обучения обучающихся с ОВЗ использую следующие дидактические принципы: воспитывающего обучения; сознательности и активности обучающихся в усвоении учебного материала; наглядности в сочетании со словесными методами; доступности и прочности знаний; научности и систематичности в обучении; дифференцированного и индивидуального подхода.

Работа по формированию каллиграфических навыков требует использования разнообразных методов и приемов. На своих уроках я активно использую словесные, наглядные и практические методы обучения.                                                                             Для создания двигательного образа буквы использую такие методики:

*непосредственная помощь обучающему (письмо по руке учителя);

*обведение букв, написанных (на доске, в тетрадях, карандашом, пунктирными линиями или точками);

*письмо в «воздухе»;

*использование кальки или целлофана;

*письмо мокрой тряпкой;

*письмо мокрыми пальцами на доске;

*письмо под счет в определенном ритме.

За годы работы учителем начальных классов выработалась определенная система по формированию каллиграфических навыков.

1 класс. Формирование навыков правильного написания букв, их соединений в словах, четкого безотрывного письма, списывание слов, предложений с доски.

В структуру каждого урока обучения письму ввожу:

*  пальчиковую гимнастику или пальчиковые игры по 3-5 минут в начале каждого урока. Их цель размять мышцы рук обучающихся. Они эмоциональны, увлекательны, способствуют и развитию речи.          (Приложение №1)

 * работу в тетрадях – отработка элементарных графических навыков. Графические упражнения, диктанты способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного внимания и восприятия. Важно, чтобы эти задания имели смысловую значимость. Поэтому для рисования выбираю такие объекты, как дорожки, волны, радугу, клубы дыма, чешуйки рыб и т.д. использую трафареты, которые затем штрихуем или раскрашиваем.  Приложение №2.                                      

* упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов. Часто применяю игры со счетными палочками, карандашами, семенами, пуговицами, игры с конструкторами, мозаику и др. эти задания помогают обучающимся развивать внимание, воображение, терпение, выдержку. Приложение №3.

2 класс. Продолжаю совершенствовать технику письма. Упражнения по чистописанию провожу ежедневно по 5-8 минут. Содержание заданий связываю с материалом урока. Отрабатываю наиболее сложные для обучающихся формы букв, которые ими труднее всего даются. Все буквы (строчные и заглавные) я делю на группы, сходные по написанию и распределяю их в порядке усложнения написания. (Приложение №4)  После прописывания каждой группы букв предлагаю самостоятельное списывание слов или небольших текстов, где встречаются эти буквы. Акцент делаю на качество работы – наклон, расстояние между элементами и буквами, высота букв и т.д. эти самостоятельные работы дают возможность проверить, как вырабатываются навыки правильного написания данных букв и правильное соединение с другими, плавность, равномерность письма.

3-4 классы. Минутки чистописания провожу два раза в неделю по 8-10 минут с целью выработки навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Четкое графически правильное написание строчных и заглавных букв по тем же группам, что и во 2 классе, но задания усложняю. Просматривая письменные работы обучающихся, я обращаю внимание не только на орфографические, но и на каллиграфические ошибки. Помогает мне в этом таблица. Эта таблицу заполняю после просмотра тетрадей в конце четверти, либо когда замечаю ухудшения подчерка у большинства учащихся. Делаю обобщение, а затем содержание минуток чистописания корректирую в соответствии с каллиграфическими ошибками.                   Приложение № 5.                          

        Уроки стараюсь разнообразить, учитывая индивидуальные и возрастные возможности обучающихся.

Для этого:                                                                                                              

* использую различные технические средства (компьютер, телевизор, музыкальный центр, DVD);

* применяю индивидуальный, дифференцированный подход, который дает возможность обучающимся усваивать материал в соответствии со своими возможностями;                                                                                                                                   *даю разно уровневые карточки (по классификации В.В. Воронковой).                                                                                                 *использую дидактический материал, блоки упражнений минуток чистописания, наглядные пособия, таблицы, схемы, картины, иллюстрации.  Приложение № 6.                              

 * практикую само- и взаимопроверки для оценки учета учебной деятельности;                        

*применяю коллективные формы работы, работа в группах, парах. Такие формы работы позволяют закреплять и прочно усваивать учебный материал.                              * включаю в учебный процесс здоровье сберегающие технологии (упражнения на выработку положительного психологического настроя на урок, физкультминутки, пальчиковые игры или пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз и др.)      Приложение №7.

Большое место на уроках уделяю самостоятельной работе. В этом мне помогают прописи, учебники, дидактический материал, графические диктанты и др.

Расширяю социальный опыт обучающихся средствами внеурочной и внешкольной деятельности (кружки, предметные недели, общешкольные праздники). Обучающие моего класса посещают кружки: «Кукольный театр», «Веселый карандаш», «Умелые             ручки».                                                                                                                                                                                                                                           Необходимо на деле реализовывать совет В. А. Сухомлинского о том, что «…обучение – не механическое перекладывание знаний из головы учителя в голову ребенка, а сложные моральные отношения, в которых ведущей чертой является воспитание чувства чести, достоинства и на этой основе – желание быть хорошим…». Общение на уроке обусловлено учебной необходимостью. Но самое главное состоит в тех отношениях, которые складываются в процессе общения. Здесь, я думаю, важно сочетание разумной требовательности учителя с педагогической зоркостью, умением не пропустить момент, когда обучающийся особенно нуждается в поддержке. Использую такие средства педагогического общения (слово, интонация,  жест, мимика, практические действия). На уроке никто не должен чувствовать себя обделенным вниманием учителя. Стремлюсь расширять и обогащать взаимодействие учителя с обучающимися, друг с другом. Одним из важных средств такого взаимодействия, раскрытия возможностей ребенка являются широкое использование игровых ситуаций, групповых форм работы – разные игровые сказочные персонажи, всевозможные игры.                                                                                                            Чтобы оценить возможности обучающихся, использую классификацию по В.В Воронковой. В моем классе пятеро ребят отношу ко II группе. Они понимают фронтальное объяснение учителя. Запоминают изученный материал, но без помощи сделать выводы и обобщения не могут. Отмечаются меньшей самостоятельностью. Нуждаются в помощи учителя. При переносе знаний в новые условия снижают темп работы, допускают ошибки, которые исправляют с незначительной помощью. Свои действия объясняют недостаточно точно. Для этих обучающихся коррекционно-воспитательные мероприятия направлены на помощь в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности. Трое обучающихся – к III группе, с трудом усваивают материал. Они недостаточно осознают сообщаемый материал, с трудом определяют главное, не могут устанавливать логическую связь. Нуждаются в дополнительном объяснении. Темп усвоения материала значительно ниже. Умеют применять знания и умения при выполнении аналогичных заданий. Требуют постоянной организации своей деятельности. Коррекционно-воспитательные мероприятия для этой группы обучающихся – это разнообразные виды помощи (словесно-логические, наглядные, предметно-практические), меньший объем материала, помощь  в выполнении, работа по образцу. Двое обучающихся - к IV группе. Усваивают программный материал на самом низком уровне.

Результатом использования образовательных технологий в учебной работе являются таблицы и диаграммы.              

 Из этих диаграмм по развитию каллиграфических навыков, по трудовому обучению, изобразительному искусству и таблицы видно, что у Любы К., Дениса В., Нади С., Ильи Т., Вадима Ш.,  - видна положительная динамика, занимаются в своей группе успешно. У Дениса В. Ильи Т., каллиграфические навыки развиты более успешнее, но точность выполнения изделия, рисунка пока еще не должном уровне.  Волнообразная динамика по развитию каллиграфических навыков у Саши Б., связана из-за длительных и частых пропусков, но изделия и рисунки выполняет очень аккуратно, точно. Сергей Ч., прибыл в середине 3 класса, Никита К., Данил П., прибыли в нашу школу в  4классе с очень  низким уровнем знаний, каллиграфические навыки слабо развиты. К концу 4 класса обучающиеся уже анализируют слова по звуковому составу, списывают по слогам с рукописного и печатного текста. Пишут под диктовку слова, предложения, небольшие тексты. Не пишет под диктовку только Сережа Ч., хотя уже списывает печатный и прописной текст без ошибок. Трудности в звукопроизношении. Посещает занятия у логопеда. (Приложение № 8)                  

Для создания положительного настроя на учение, на успех деятельности обучающегося использую положительную словесную оценку процесса деятельности, отношение его к выполнению учебных заданий, не сравнивая с другими обучающимися. Для формирования мотивации учения стремлюсь поставить его в такие условия, где желаемые мотивы складываются и реализуются с учетом индивидуальности, внутренних стремлений самого ученика. Для этого использую методы исследования – опрос наблюдение.                                                             Учебный класс постоянно пополняется наглядными пособиями. Часть раздаточного материала оформила сама. Пополняю кабинет методической литературой. К каждому предмету оформлены папки для накопления различного наглядного и дидактического материала.

В своей работе использую следующий учебно-методический комплекс:

* Базовая программа: Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 кл., Просвещение 2000г.

* учебники и прописи по данной программе;

* учебно-методические пособия для учителя:

(В.В.Эк «Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Просвещение 2006г.;                                                                                                                       А. К Аксенова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» , Правописание 2004г.;

С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, С.В.Щербинина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»,  г. Ярославль, «Академия развития» 1998г.;

Т.С. Голубина  «Чему научит клеточка», Москва,2005 год.

Рабочие программы по всем предметам.

     Необходимость совершенствования педагогических знаний, внедрение новых технологий требуют постоянной работы над повышением своей квалификации. Использую разные формы повышения своего профессионального уровня:

*изучаю новинки научно-методической литературы по теме самообразования;

* участвую в работе методического объединения учителей начальных классов;

* посещаю уроки коллег своей школы и других школ района, области;

* даю открытые уроки для коллег, на район, область; Приложение № 9. принимаю участие в семинарах:

а) школьных «Особенности развития детей с синдромом  Дауна. Принципы организации коррекционной работы» - психолог, 2011г., «Развитие фонематического восприятия у младших школьников» - логопед, 2011год                                                                             б) районных, на базе Верх-Ирменской школы - интерната  VIII вида:

*  «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» 25 апреля 2013года;

*  День открытых дверей – участие в методической выставке, март 2012год;

* Участие в заочном районном конкурсе по теме: «Мой лучший урок», март 2012 год;

*  Участие в работе ресурсного центра;

* Участие в работе Областной научно-практической конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации», 28-29 ноября 2013год.

* Создание мини-сайта и публикации в электронном СМИ:                                              1. «Формирование каллиграфических навыков у учащихся с ОВЗ». 01.       02.2014год;

2. «Конкурс чтецов»  17.03. 2014 год;

3. «Урок письма в 3 классе»  17. 03. 2014 год;

4.«Выпускной  в начальной школе 2013-2014г                                                                                                                                                                                

 Мною были пройдены курсы:                                                                

*«Коррекционно-развивающаяся направленность обучения учащихся с F70 в начальных классах», март 2012год, г. Новосибирск.

За свою работу в течении последних пяти лет награждена  памятной медалью «За вклад в развитие Новосибирской области», ноябрь 2012год «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» выразил «Благодарность» за содействие в организации учебно-методической деятельности института, участие в проведении курсов повышения квалификации по проблемам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. 2013год..           Приложение №10.

На сегодняшний день качественный анализ изменений, произошедший в ходе моей работы по формированию каллиграфических навыков у обучающихся с ОВЗ, показал следующее:

* повышение общего развития обучающихся, желание воспринимать новую информацию, интерес к занятиям, умение сравнивать, обобщать с помощью учителя, адекватное отношение к неудачам, стремление преодолевать трудности;

* развитие мелкой моторики проявляется в умении выполнять задания чисто, аккуратно, разборчиво, калиграфически правильное;

* повышение устойчивости внимания;

*наличие благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в классе, что является результатом работы и необходимым условием для позитивного развития ребёнка; положительное, доверительное отношение обучающихся к взрослым, дружественное отношение обучающихся друг к другу.

В своей профессиональной деятельности сталкиваюсь со следующими трудностями:

* Недостаточная оснащенность кабинета современными педагогическими и информационными технологиями;          

* Не совсем убедительные беседы с «нерадивыми» родителями, которые забывают звонить ребенку, забирать на каникулы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме:Формирование коммуникативно - речевых умений(устных и письменных) младших школьников на уроках развития речи

Статья посвящена теоретическим основам работы по развитию речи младших школьников на основе коммуникативного принципа  в обучении. Представлена система заданий и упражнений, включающих работу над...

Урок русского языка по теме "Формирование орфографических умений. Правописание сочетаний ча-ща, жи-ши, чу-щу".

Урок построен на основе технологии развития критического мышления (ТКМ). На уроке использовались, такие элементы и приемы ТКМ, как кластер, «толстые» и «тонкие» вопросы и другие....

Приёмы формирования каллиграфического навыка у обучающихся начальных классов

Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребенка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем...

Доклад на ШМО «Современные подходы к формированию каллиграфического навыка у обучающихся воспитанников с ОВЗ.»

В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Современному обществу требуется всесторонне развитая личность -личность интеллектуально мыслящая,...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма» 2 класс.

Цели деятельности учителя: «Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма».Планируемые результаты:Предметные:Уметь выделять сильные и слабые позиции...

Самоанализ урока русского языка на родном языке "Синонимы" 4 класс

в данной статье представлен полный самоанализ урока, с выделением ууд, применение современнных образовательных технологий...

Презнтация к уроку русский язык по теме «Формирование обобщенного правила правописания согласных в корне слова».

Презнтация к уроку русский язык по теме  «Формирование обобщенного правила правописания согласных в корне слова»....