Главные вкладки

    Статья по русскому языку по теме:Формирование коммуникативно - речевых умений(устных и письменных) младших школьников на уроках развития речи
    статья по русскому языку на тему

    Петрова Ирина Васильевна

    Статья посвящена теоретическим основам работы по развитию речи младших школьников на основе коммуникативного принципа  в обучении. Представлена система заданий и упражнений, включающих работу над словом, предложением и текстом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_tema.doc185 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование коммуникативно-речевых умений (устных и письменных) младших школьников на уроках развития речи.

    Язык народа - лучший, никогда не увядающий

    и вечнораспускающийся цветок всей его духовной жизни.

    К.Д. Ушинский

    Речь – важнейшее средство коммуникативной культуры. Развитая речь – основа уверенности, стабильности, успеха и карьерного роста любой социально активной личности.

    Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. А мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Овладение языком, запасом слов и грамматических форм, создает предпосылки для развития мышления. Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть еще изъяны. «Речь – канал развития интеллекта... .Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания», - писал психолог Н.И. Жинкин.

    И, наконец, овладение языком, хорошей правильной речью – необходимое условие сохранения культуры и нравственности нации. Язык – это барометр общества. Именно поэтому столь велика роль школы в развитии речи ребенка.

    Хорошая и правильная речь

     

    сохраняет культуру

    и нравственность        развивает мышление и интеллект

    средство

    коммуникативной

    культуры

            уверенность,

            стабильность,

            карьера

    Теоретические основы работы по развитию речи

    В раннем детстве ребенок овладевает речью главным образом путем подражанию взрослым. Но дальнейшее совершенствование речи требует целенаправленной и системной работы по развитию монологической речи детей – устной и письменной, деловой и разговорно-художественной. Речевая деятельность предполагает не только создание высказывания, но и восприятие высказывания другого. Чтобы речь ребенка на уроке не была искусственной и бесцельной, учитель должен создавать ситуацию общения (кому, зачем и где создаются высказывания). Именно поэтому, коммуникативно-познавательная потребность (стремление ребенка вступить в общение с другим) является тем пусковым механизмом, который запускает речевую деятельность ребенка на уроке, ибо речевого общения без мотива не бывает.

    Без сомнения, кроме умения ориентироваться в ситуации общения, то есть осознавать: о чем будет высказывание, кому адресовано, зачем создается, на уроках по развитию речи дети овладевают умением планировать содержание высказывания: осознавать тему и основную мысль; намечать ход развития мысли.

    Следующим шагом является раскрытие темы и основной мысли, то есть реализация намеченного плана. А это возможно, если ребенок знает нормы литературного языка; умеет подбирать средства (слова, типы конструкций предложений, интонацию, и т.д.) с учетом задачи речи, адресата; умеет развивать мысль от предложения к предложению.

    Очень важно научить ребенка контролировать соответствие высказывания замыслу, ситуации общения, то есть оценивать содержание с точки зрения темы, основной мысли, а также вносить исправление в свое высказывание.

    Условия успешного развития речи

     

    Мотивация

    (зачем, кому, где)        контроль

            (исправление своих речевых ошибок)

    замысел

    (тема, основная мысль,

    ход развития)

            реализация( средства языка: слово,

            конструкции предложений)

            

    Виды упражнений по развитию связной речи.

    Развивая речь учащихся, мы учим их построению текста в соответствии с коммуникативными задачами.

    В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи:

    • развернутые ответы на вопросы;
    • устный пересказ прочитанного;
    • устные рассказы по заданной теме, по картине, по данному началу или концу
    • рассказывание художественных текстов, заученных на память;
    • письменное изложение;
    • перестройка данных учителем текстов;
    • диалоги-перессказы с сохранением идеологической формы;
    • различные виды драматизации;
    • письменные сочинения;
    • отзывы о прочитанных книгах.

    По степени самостоятельности учащихся упражнение в связной речи могут быть разделены на следующие типы:

    • по образцу (изложение, устный пересказ, чтение наизусть);
    • конструктивные( перестройка данного текста);
    • творческие( драматизация, словесное рисование, сочинение, и т.д.).

    Формирование умения осознавать тему и основную мысль

    1. Научить младших школьников обдумывать тему текста поможет упражнение на сопоставление нескольких похожих, но различных названий. Учащиеся в заголовке находят те слова, которые показывают, чем должны различаться будущие тексты. Например,

    Как мы должны убирать класс. - Как нужно убирать класс.

    Весна, весна! - Весенние изменения в природе.

    1. Исключение лишних предложений, не соответствующих теме.
    2. Анализ названия будущего сочинения с т.з. возможных вариантов основной мысли.
    3. Ученики дают название картине, серии сюжетных рисунков, т.к. картина задает ученику предмет речи, а серия рисунков – последовательность событий.
    4. Придумывание заголовка к прочитанному, а затем сравнение с авторским вариантом.
    5. Придумывание заголовка. Упражнение может быть направлено на осмысление темы или основной мысли, например, на первом этапе задается вопрос «О чем рассказывает картина?» (тема), а затем «Что хотел выразить художник?» (основная мысль). На втором этапе – придумывание заголовка, который бы точно передавал, о чем рассказывает картина или какую мысль хотел передать художник.
    6. Формирование умения раскрывать тему и проводить основную мысль в процессе анализа текстов, как образцовых, так и негативных (ученических).

    Формирование умения намечать ход развития мысли.

    1. Традиционно еще в период обучения грамоте используются серии перепутанных сюжетных картинок и деформированный текст.
    2. Подготовка полного (развернутого) плана будущего высказывания («О чем можно рассказать, описывая сегодняшний день в школе?»)
    3. Редактирование «испорченного» учителем плана.
    4. Воспроизведение текста по измененному плану, например, в тексте события излагаются с конца, а при пересказе надо восстановить хронологию событий.

    Обучение формирования мыслей (культура речи).

    Чтобы замысел, возникший у говорящего, реализовался, необходимо образы внутренней речи облечь в слова, то есть сформулировать мысль.

    Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи и речевое мастерство. Младшему школьнику трудно самостоятельно подниматься на вторую ступень. Поэтому так важно учить ребенка следить не только за правильностью, но и за точностью, разнообразием, выразительностью использования языковых средств.

    1. Наблюдение за употреблением средств языка в образцовом тексте. Такие упражнения проводятся на уроке чтения, при подготовке к изложению – везде, где мы имеем дело с хорошим, выразительным текстом.

    Примерные вопросы: - «Найдите слова, помогающие нам увидеть, представить…, слово, рисующее…, подчеркивающее…». Эффективен прием стилистического эксперимента, когда текст «портится» (в нем заменяются слова, опускаются слова, перестраиваются предложения).

    1. Редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств.

    Ученики анализируют и исправляют детские речевые ошибки из картотеки учителя.

    1. Конструирование единиц речи из заданных элементов более низкого уровня: словосочетания без слов, слов из морфем.
    2. Трансформация конструкций предложений. Например, изменение порядка слов, замена слов, их пропуск, соединение двух предложений в одно.

    Чтобы ребенок научился в своем собственном тексте выбирать оптимальный вариант слова, конструкций предложения, он должен тренироваться в этом на специальном материале.

    1. Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи для выражения определенной мысли. Ученик сам ищет средство для решения речевой задачи, а не опирается на готовые. Например, «Глядя на картину, (в окно) подбери такие слова, которые передают …».

    Обучение младших школьников контролю за своей речью.

    Самоконтроль – это обязательное звено в любой деятельности, в том числе и речевой.

    Взаимоконтроль: «Поменяйтесь тетрадями и помогите друг другу проверить». При обучении контролю надо учить: оценивать, отмечать плюсы и минусы, погрешности и удачи. Чтобы проверка была успешной, надо знать способы внесения исправлений. Обучение правки своей собственной работы должно начинаться с выполнения упражнений на редактирование: с коллективной, а потом индивидуальной работы над специально предназначенными для этого текстами.

    Коммуникативный подход в работе над текстом.

    В разделе «Предложение» вводится понятие: «важное по смыслу слово», «логическое ударение», «порядок слов», «задача речи», «речевая ситуация».

    Приемы и виды работ.

    1. Постановка вопроса к важному по смыслу слову.

    Миша сочиняет веселые стихи.

    Что сочиняет Миша?

    Кто сочиняет стихи?

    Какие стихи сочиняет Миша?

    1. Определение задачи речи и порядка слов в устной и письменной речи.

    Задача речи – сообщение о том, что Миша сочиняет именно веселые стихи, а не сказки.

    1. Самостоятельное придумывание следующего предложения, связанного по смыслу с первым.

    Миша сочиняет веселые стихи. Они нравятся ребятам.

    1. Изменение задачи речи.

    Веселые стихи сочиняет Миша.

    Задача речи – сообщение о том, что именно Миша, а не кто-то другой сочиняет веселые стихи.

    1. Составление предложений по картинкам.
    2. Включение предложения в речевую ситуацию и ее разыгрывание.

    - Петя, послушай, как Миша сочиняет стихи!

    - Да, мне нравится, как он сочиняет стихи, - сказал Петя.

    8.   Составление словосочетаний.

    Стихи (какие?)

    веселые                             печальные    

    грустные                      светлые  и т.д.

    9. Объединение в логической последовательности нескольких предложений.

    За комнатным цветком ухаживает Надя. ( Это фиалка.  Она поливает его .)

    1. Подробный и сжатый пересказ текста.

    В этом тексте говорится о том, что …

    11.  Редактирование написанного текста. Оценка своей и чужой речи присутствует на каждом уроке.

    12.  Определение границ предложений.

    Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в темные края.

    1. Составление предложения из набора слов.

            Руки, рабочие, знают, скуки, не.

                    

    В разделе «Текст» задания направлены на формирование понятий «текст», «нетекст», «тема и основная мысль» и другие. На этой основе у школьников будут формироваться умения анализировать и составлять тексты определенного типа: повествование, рассуждение, описание.

    Приемы и виды работ.

    1. Выразительное чтение текста. Перед чтением проводится расстановка логического ударения, определения темпа, ритма, силы голоса.
    2. Составление текста по первому предложению.

                    Павлик говорит вежливо.

                    Варианты: Он никогда не грубит.

                                        Он никогда не кричит.

    1. Определение лишнего предложения, не связанного по смыслу с предыдущими.
    2. Работы с деформированным текстом (то есть, изменение последовательности предложений).
    3. Составление текста с включением в него вопросительного предложения.
    4. Составление рассказов по сюжетным картинкам.
    5. Редактирование (замена повторов  местоимением, подбор синонимов).
    6. Создание речевой ситуации по картинке.
    7. Создание речевой ситуации на заданную тему.

    «Петя просит у друга почитать книгу».

    «Петя в хлебном магазине и т.д.»

    При работе в разделе «Слово» у школьников формируются такие понятия, как «лексическое значение» слова, «однозначные и многозначные слова», «прямое и переносное значение», «синонимы», «антонимы», «омонимы».

    В заданиях отражен текстовый подход при усвоении лексики. Это позволяет обогащать словарный запас учащихся не только количественно, но и качественно, то есть на основе осознания детьми лексического значения слова и его связи с другими словами.

    Приемы и виды работ.

    1. Составление словосочетаний и предложений для определения лексического значения слова.

    Росинка. Росинка блестит на солнце        

    1. Запись слов по лексическому значению.

    Лиственное дерево с белой корой. Береза.

    1. Подбор однокоренных слов и составление с ними предложений.

    Береза, березонька, березняк, березовый, подберезовик.

    1. Рисование того, что обозначает многозначное слово.

    Груша.    Высокая груша

            Сладкая груша

            Боксерская груша

    1. Составление словосочетаний в прямом и переносном значении.

    Сладкий пирог – сладкий сон. Плакать от боли – елка плакала

    1. Нахождение в тексте слов  в переносном значении.
    2. Составление речевой ситуации со словом в прямом и переносном значении.

    Гребень для волос

    Петушиный гребень

    Гребень волны

    1. Замена слова синонимом и включение его в речевую ситуацию.

    Бросать, швырять, кидать.

    1. Стилистический эксперимент. Общее и различное в значении слов-синонимов.
    2. Подбор антонимов.

    Легкая ноша - …ноша (тяжелая)

    Легкая задача - …задача (трудная)

    1. Создание речевой ситуации по пословице с антонимами.

    Меньше говори – больше делай.

    1. Рисование слов-омонимов и составление с ними предложений.

    Рыжие лисички.

    Вкусные лисички в сметане.

    Таким образом, учащиеся на конец первого класса по теме «Предложение» знают понятия:  логическое ударение, важное по смыслу слово, интонация, речевая ситуация, тон, темп, ритм.

    Умеют в устной речи  выделять важное по смыслу слово в зависимости от задачи речи, составлять речевые ситуации на основе одного предложения, составлять текст на основе предложения, составлять предложение по картинке.

    Умеют в письменной речи правильно отвечать на поставленный вопрос в соответствии с задачей речи; составлять второе предложение, связанное по смыслу с первым; отделять одно предложение от другого в устной речи паузой, в письменной- точкой.

    По теме «Текст» знают понятия: текст, нетекст, тема, основная мысль, опорные слова.

    Умеют в устной речи выразительно читать текст; заменять слово,  обозначающее предмет речи (повтор, местоимение, синонимы); определять тему, основную мысль при анализе текста; коллективно составлять рассказ по картинкам и его пересказывать.

    Умеют в письменной речи записывать тему текста, заголовок; письменно отвечать на вопросы; работать с деформированным текстом.

    По теме «Предложение» во втором классе продолжается работа по дальнейшему усвоению таких понятий как предложение, логическое ударение, порядок слов, интонация, важное по смыслу слово. Вводится новое для учащихся понятие – задача речи, а также обращение и слова, выражающие сомнение, предположение, различные чувства.

    На этой ступени обучения ученики умеют в устной речи составлять предложение по картинке, по воображению, определять задачу речи, изменять задачу речи, составлять предложение с обращением, составлять текст с опорой на 1-ое предложение, составлять сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами.

    Умеют в письменной речи правильно ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от задачи речи и интонации, членить деформированный текст на предложения, составлять 2-ое предложение, связанное по смыслу с 1-ым, записывать текст.

    По теме «Текст» углубляется понимание таких понятий как текст, тема текста, основная мысль, заголовок. Впервые вводится вопрос к основной мысли, подробный и сжатый пересказ текста.

    Умеют в устной речи различать текст и набор предложений, определять тему и основную мысль при чтении и анализе текста, ставить вопрос к предложениям текста  с выделением важного по смыслу слова, пересказывать текст, ставить вопрос к основной мысли, полно и кратко отвечать на него.

    Умеют в письменной речи самостоятельно выделять в тексте тему и основную мысль, озаглавливать текст, раскрывать тему и основную мысль собственного текста, записывать текст в определённом темпе, отбирать материал в соответствии с темой сочинения.

    В третьем классе продолжается работа по развитию всех видов речевой деятельности, но в особенности письменной речевой деятельности. Сквозными темами в этом классе являются «Рассуждение», «Однозначные и многозначные слова», «Синонимы», «Антонимы». А также начинается работа над темой «Повествование».

    Рассуждение.

    Работа над текстом-рассуждением является своевременной и необходимой. У школьников сформировалась естественная потребность в овладении структурой элементарного рассуждения для построения содержательного и правильного ответа на уроке, для краткого и содержательного изложения мыслей.

    Трудности, которые испытывает ребёнок при построении теста-рассуждения, связаны с тем, что в его мышлении доминируют не причинно-следственные, а ассоциативные и допонятийные связи. В работе над рассуждением как типом текста формируются такие особенности мышления, как отвлечённость, понятийность, обобщённость, которые выражаются в тексте соответствующими языковыми средствами.

    Основная коммуникативная задача текста-рассуждения - убедить читателя в истинности сообщаемой информации. При изучении текста-рассуждения используются тексты с дедуктивным изложением мысли от общего к частному, что дисциплинирует речь учащегося. Дети начинают употреблять специфические средства связи: подчинительные союзы ( потому что, так как и т.д.), вводные слова и словосочетания.

    Дидактический материал урока включает тексты-рассуждения, содержащие тезис, доказательство и вывод.

    Специфика работы над рассуждением заключается в следующем. На первом этапе (подготовительном) дети учатся составлять сложноподчинённые предложения с союзами потому что, так как, устанавливая причину и следствие. Особенность второго этапа (аналитического) состоит в анализе текстов-рассуждений с постепенным усвоением таких понятий, как тезис, объяснение, доказательство, вывод. Дети не только осознают текс-рассуждение, но и учатся отвечать на вопросы учителя(устно и письменно), используя элементарные объяснения и доказательства, делая вывод.

    Третий этап (конструктивно-продуктивный) отличается тем, что дети осознают диалогическую структуру рассуждения, учатся использовать призывы к адресату с просьбой согласиться или не согласиться с приведёнными в тексте доказательствами и выводом, проявляя при этом уважительное отношение к собеседнику.

    На четвёртом этапе (творческом) дети сочиняют тексты-рассуждения.

    Основные методические приёмы: 1) создание речевой ситуации, в которой дети вступают в диалог, используя тексты-рассуждения 2) приём анализа готовых текстов-рассуждений с «прозрачной структурой» 3) приём постановки к тексту и т. п.

    1. Аналитические упражнения

    1. Устно ответьте на вопросы, используя образец ответа.
    1. Почему я люблю сказки?
    2. Почему мы поссорились с подругой?

    Образец ответа: Я люблю сказки, потому что в них добро всегда побеждает зло.

    1. Закончи предложения. Выделите то, что объясняется, и объяснение.
    1. Незнайку так назвали потому, что …
    2. Я не буду смотреть этот фильм из-за того, что …

    1. Ответьте письменно на вопросы, употребив такие выражения:

    Мне кажется, …

    На мой взгляд, …

    По-моему, ..

    Я думаю, …

    Я уверен, …

    1. Найдите в текстах тезис, доказательства и вывод. Определите тему и основную мысль.

    1. Упражнения аналитико-текстового характера

    по готовому тексту.

    1. Вставьте недостающие слова в тексты-рассуждения.

    Слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, значит, кроме того и.т.

    1. Выделите в них тезис, доказательства и вывод.

    1. Является ли этот текст рассуждением? Докажите.

    III. Упражнения на переработку готового текста.

    1. Составьте тексты – рассуждения из рассыпанных предложений.
    2. Понятны ли эти тексты без тезиса? Составьте тезис. Запишите тексты.
    3. Прочитайте в текстах тезис и вывод. Постройте свои доказательства. Запишите тексты- рассуждения.
    4. Многие слова в русском языке называют не случайно, поэтому эти названия можно легко объяснить. Почему получили свои названия вьюнок, черника , шиповник, глухарь, коньки, снеговик, перчатки.

    1. Упражнения, требующие создания готового текста

    на основе данного.

    1. Прочитайте тексты, в которых говорится о добре, о добрых людях и добрых поступках. Проанализируйте тексты. Ответьте на вопрос: что такое доброта?
    2. Прочитайте сочинения школьников о добре и доброте. Отредактируйте тексты, если это на ваш взгляд необходимо. Напишите о том, как вы понимаете на ваш взгляд, что такое добро и зло.
    3. Напишите изложение по тексту.

    1. Упражнения на создание своего текста.

    1. Напишите сочинение-рассуждение на темы «За что я люблю мультфильмы?», «Какие книги я люблю?» и т.д.

    Однозначные и многозначные слова.

    Прямое и переносное значение слова. Синонимы.

    Опираясь на усвоенное раннее понятие о многозначных и однозначных словах, прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах в 3-ем классе происходит углубление этих знаний.

    На уроках в 3-ем классе приобретает особое значение работа с толковым словарём «Синонимы и антонимы» М. Р. Львова.

    Овладевая механизмом образования переносного значения слова, третьеклассник обогащает свой словарь изобразительно-выразительной, образной лексикой.Учащиеся начинают осознавать семантику слова и многообразия её проявления в речи.

    Некоторые упражнения.

    1. Дано лексическое значение слова. Определите по нему слово. Что оно называет? Придумайте с этим словом предложение.
    1. Лиственное дерево с белой корой.
    2. Сосуд, предназначенный для фруктов и цветов.

    1. Чтобы узнать, сколько значений есть у слова, надо:

    1. Найди слово в толковом словаре.

    2. Составь с этим словом словосочетания или предложения.

    Например: груша

    • Плодовое дерево. Высокая груша
    • Плод этого дерева. Сладкая груша
    • Предмет, имеющий форму груши. Боксёрская груша

    1. У слова есть прямое и переносное значение.

    Между предметами, признаками, действиями устанавливается сходство по форме, цвету, размеру.

    Гребень(прямое значение)- высокая гребёнка для поддержки причёски. Гребень для волос.

    Гребень- нарост на голове некоторых птиц. Петушиный гребень.

    Гребень- верхняя точка чего- то. Гребень горы. Гребень волны.

    1. Приходилось ли вам слушать песню ручья? В тексте «Весенние ручьи» Н. Сладков использовал приём олицетворения. Найдите такие слова.

    Ручей заговорил, забубнил и т.д.

    1. Прочитайте тексты. Выберите слова из скобок в переносном значении.

    Скрипка( пела, плакала, звучала)нежным(голосом, звуком, свистом) и т. д.

    1. Прочитайте отрывки из сочинений учащихся. Отредактируйте тексты и предложения.

            

    Повествование.

    Повествование- тип речи, который в силу возрастной активности характера младших школьников привлекает их больше других, чаще других создаётся ими в живой речевой практике.

    Усвоение школьниками структуры текста- повествования и свободное использование её в речи строится на анализе тестов с одним действующим лицом и его последовательными действиями.

    Вводятся понятия данное и новое. Учащиеся знакомятся с различными видами связи предложений в повествовательном тексте ( цепная связь, параллельное построение описательного текста).

    Упражнения.

    Цель первого этапа: формирование умения определять в тексте лицо(героя), его последовательные действия. Это умение формируется на основе анализа текстов-образцов.

    1. Работа с текстами описания и повествования.

    -Сравните тексты: чем они похожи и чем отличаются?

    -Сколько фотоснимков вы сделали к первому тексту (ко второму)?

    -Какие действия совершает герой второго текста?

    Вывод: Тексты, в которых герой совершает последовательные действия, называются текстами-повествованиями.

    1. Закрепление знаний о последовательных действиях лица(героя).

    Анализ текста по схеме.

    • Читаю текст
    • Озаглавливаю
    • Определяю тему
    • Определяю основную мысль текста
    • Определяю тип текста. Нахожу лицо(героя) и его последовательные действия.
    • Пересказываю текст

    На втором этапе обучения повествованию школьники не только анализируют тексты со стороны содержания, но и выполняют речевые задачи на переработку (переконструирование) готового текста. В результате чего возникают  усовершенствованные, новые или обновлённые части текста.

    Чтобы передать последовательность действий, в повествовании часто используют слова и выражения, обозначающие время: тут, затем, после этого, наконец, позднее, дальше  и т. д.

    III. Проанализируйте текст. Найдите слова и выражения, обозначающие время действия.

    IV. Продолжите текст по началу.

    1. Однажды я пошла в лес за грибами. Сначала я нашла маслёнка, …

    2. Я делаю яичницу так. Сначала возьму сковородку. Затем зажгу газ. Потом ….

    V. Переделайте деформированный текст в текст-повествование. Докажите, что это повествование.

    VI. Составьте текс-повествование на тему «Как я делаю уроки», «Как я готовлю салат»…и др.

    VII. Заполните в тексте пробелы, заменив действующее лицо другими словами(или совсем опустите без ущерба для смысла).

    Составьте свой диафильм по тексту. Нарисуйте несколько кадров.

    Повествование – это тип речи, который в силу возрастной активности младших школьников, привлекает их больше других, чаще других создаётся ими в живой речевой практике.

    Особенностью работы над текстами – повествованиями в четвёртом классе является то, что в задания включены для анализа, воспроизведения и создания только тексты с одним действующим лицом и его последовательными действиями. Это позволяет каждому школьнику усвоить структуру текста-повествования и свободно использовать ее в речи.

    Системе заданий по теме «Повествование» предшествует работа по теме «Данное и новое», где учащиеся знакомятся с понятием актуального членения предложения (тема-«данное», рема-«новое»).

    Практика показала, что вводимые для изучения понятия «данное» и «новое», виды и средства предложений в тексте не только доступны учащимся четвёртого класса, но и необходимы.

    Во-первых, теория актуального членения предложения является основой для работы над умением развивать мысль в тексте. Учащиеся должны осознать, что мысль в тексте должна развиваться, а для этого надо, чтобы каждое предложение содержало новое сообщение, новые сведения о предмете речи.

    Во-вторых, средством выражения актуального членения предложения в устной речи является интонация, поэтому необходимо учить младших школьников выделять при помощи интонации главную коммуникативную часть предложения.

    В-третьих, теория актуального членения создаёт базу для работы над порядком слов в предложениях. Пользуясь «правилами» расположения «данное» и «новое», учитель может более грамотно организовать работу над деформированными предложениями, может более осознанно исправлять погрешности, связанные с порядком слов.

    Теория актуального членения предложения помогает нам понять, как осуществляется развитие мысли в тексте. Происходит это благодаря «новому» в каждом предложении.

    «Скрепляются» же предложения в текст с помощью «данных» каждого из них. При этом связь может быть последовательной или параллельной. При последовательной связи возникает своеобразная цепочка: то, что было «новым», в следующем предложении становится «данным» и т. д.

    При параллельной связи возникает как бы «пучок» мыслей: в нескольких предложениях «данное» одно, а «новое» в каждом в каждом своё.

    И при параллельной, и при последовательной связи в «данном» предложений наряду с повторяющимися словами могут использоваться синонимы и местоимения.

    Употребления местоимения - наиболее распространённый способ предупреждения повтора- недочёта. В художественном стиле повтор может служить средством усиления выразительности, повышения экспрессии, эмоциональности. Чаще всего это бывает при параллельной связи предложений.

    Виды упражнений

    1. Данное и новое

    1.-Добавь «новое»

    На ветке сидит ………Его тело покрыто…….

    2.- Поставь и запиши вопросы к «новому»

    У Маши жил/ рыжий котёнок.

    Девочка / ухаживала за ним.

    Она/ поила его молоком.

    3. – Дополнить предложения текста «новым»

    Дельфины

    Дельфины- ………..

    Они- ………

    Часто дельфины………….

    Т.- дельфины

    О. М.- самые умные морские животные

    1. Виды связей предложений в тексте

    1. Работа с деформированным текстом

    - «Собрать» текст, используя цепную связь

    Она заметила лисицу и хотела её схватить.

    Там были куры и утки.

    На крик прибежала птичница.

    Лисица залезла в птичник.

    Птицы подняли крик.

    Но хитрая лисица прыгнула в окно.

    1. Редактирование текста.

    - Найди место, где произошла речевая ошибка.

    - Запиши отредактированный текст.

    Пошли ребята в лес. Там они увидели гнедо куропатки. В нём сидели птенчики. Они принесли его домой. Они поступили плохо.

    1. –Построй схему связей предложений в тексте

    • Лиса бежит по тропинке. Тропинка уводит в лес. В лесу лисья нора. Там малыши поджидают свою маму.
    • Лиса бежит по тропинке. Она догоняет зайца. Плутовке не повезло! Она не смогла догнать его.
    • Ромашки цветут в июле. Эти цветы очень красивые. Они долго не вянут в букете.

    1. Редактирование текста. Замена повторов синонимами или местоимениями.
    • На окне сидит кот. Кота зовут Барсик. Кот любит наблюдать за птицами. Кот жалобно мяукает и царапает стекло.
    • Карлуха - воронёнок. Карлуха живёт во дворе. Карлуха прячет в рот всё, что в клюв попадает. Положит в укромное местечко и травой прикроет.

    1. Текст- повествование

    Цель первого этапа: формировать умения определять в тексте лицо (героя), его последовательные действия. Это умение формируется на основе текстов- образцов.

    Виды упражнений

    1. Сравнительный анализ текста- описания и текста- повествования

    - Сравните тексты. Чем похожи и чем отличаются?

    - Сколько фотоснимков вы бы сделали?

    • Вдруг откуда-то сверху слетел странный растрёпанный воробьишка. Хвост у этого воробьишки коротенький, будто общипанный, загривок взъерошенный, на спине одно пёрышко сложено и торчит кверху.
    • Смелый воробей

    Однажды в открытую дверь террасы впорхнул воробей. Он стал склёвывать крошки с пола. Потом, осмелев, вспорхнул на стол. Навестил хлебницу, заглянул в сковородку. Славно позавтракал!

    1. Работа с опорной карточкой

    - Определите тему, основную мысль.

    - Заполните опорную карточку

    Что случилось?                Лицо (герой)                Последовательные действия

            - Списать текст, который больше понравился.

    1. Приём увеличения быстроты действия и напряженности.

    Анализ текста, где действующее лицо в нескольких предложениях опускается, но смысл текста не нарушается.

    Скворушка, видимо, заинтересовался вареньем. Он вскочил на край вазочки. Потом запустил в вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. Вытащил и стал пробовать. Кажется понравилось.

    -Письменный пересказ по опорным словам ( последовательные действия героя).

    На втором этапе обучения повествованию работа по формированию усложняется: школьники не только анализируют тексты со стороны содержания, коммуникативной направленности, но и выполняют речевые задачи на переработку (переконструирование) готового текста. В результате чего возникают усовершенствованные, новые или обновлённые части текста.

    Чтобы передать последовательность действий, в повествовании часто используют слова и выражения, обозначающие время: тут, затем, потом ,после этого, немного погодя, наконец, позднее, дальше и др.

    Также на этом этапе ученики знакомятся с памяткой

    Как я работаю с текстом- повествованием

    1.Читаю текст. Задаю вопрос к тексту. ( Что случилось? Как это произошло?)

    2. Определяю тему

    3. Называю основную мысль. Задаю вопрос к основной мысли.

    4. озаглавливаю текст

    5. Доказываю, что это текст-повествование:

    а) определяю новое, задаю вопрос к новому;

    б) определяю данное(в первом предложении герой должен быть назван);

    в) нахожу слова, обозначающие время и место действия: однажды, потом и др.

    г) определяю начало действия, конец действия;

    д) определяю, сколько фотоснимков сделаю по этому тексту;

    6. Пересказываю текст

    7. Записываю

    Опора на такую памятку помогает школьникам быстро и безошибочно отбирать текст- повествование из множества различных типов текста, а затем доказывать свой выбор.

    Анализируя образец повествовательного текста, ученики учатся конструировать свой собственный текст- повествование.

    На третьем этапе формирования понятия «повествование» учащиеся анализируют  и составляют тексты, в которых сообщается не об одном лице, а о нескольких. Создание своего текста происходит с опорой на памятку

    Как я сочиняю текст- повествование

    1. Определяю задачу текста(рассказать о случае, происшедшем со мной или с кем-то)
    2. определяю данное( действующих героев повествования) и новое( их последовательные, развивающиеся действия)
    3. выделяю опорные слова-глаголы
    4. называю в первом предложении действующих лиц, время и место действия
    5. придумываю самый острый момент в развитии действия(кульминацию)
    6. отбираю слова и выражения, позволяющие раскрыть основную мысль повествования
    7. выстраиваю концовку так, чтобы  ясно было выражено моё отношение к написанному(если это необходимо)
    8. записываю текст сначала на черновик
    9. редактирую написанный текст(прочитываю целиком несколько раз)
    10. переписываю текст в тетрадь

    Виды упражнений

    1. Слова и выражения, обозначающие время действия: сначала, тут, затем и др.

    1. Прочитайте текст. Найдите слова и выражения, обозначающие время действия: сначала, тут, затем и др.

    2. Прочитайте сочинение школьника. Отредактируйте текст.

    Как я начинаю день

    Раздаётся звонок будильника. Я одеваюсь. Затем иду умываться. Затем я иду завтракать. Потом я делаю зарядку. Потом я люблю играть на компьютере. Затем я одеваюсь и иду в школу. После школы я смотрю мультики. Затем выполняю домашнее задание и иду гулять.

    3. Доработайте текст. Вместо точек вставьте слова: сначала, потом и др.

    Как приготовить оладушки

    …….. берём пол-литра кефира. …… добавляем немного соли, сахара и соды. ……. Взбиваем одно яйцо и вливаем в эту массу. ……. Добавляем муку и всё перемешиваем.

    …….. тесто готово.

    Встаём к плите. Тут понадобится разогретая сковорода и подсолнечное масло……… можно садиться за стол и пить чай с тёплыми оладушками. Приятного аппетита!

    1. Есть ли у вас рецепт любимого блюда? Запишите его.( см. творческие работы)

    1. Переконструирование деформированного текста. Придумывание недостающих частей.

    1. Восстановите правильную последовательность действий героя.

    Он долго пытался ухватить её за борт, но зубы соскальзывали. Наконец, Мурзик добрался до резиновой лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал. Тогда Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать- резиновую пробку.

    2. Составление начала и концовки предыдущего текста. (см. творческие работы)

    III. Конструирование собственного текста.

    1. Прочитайте текст-повествование с двумя действующими лицами.

    • Проанализируйте его по памятке.
    • Выпишите из текста последовательные действия героев.
    • Прочитайте самый острый момент в развитии действий героев.
    • Найдите развязку действия.

    2. Конструирование собственного текста- повествования на темы:

    Как мы ездили на экскурсию в музей почвы

    Как правильно мыть пол        

    Как мы ездили в Саблино

    Письмо будущему первокласснику

    Выбор темы сочинений не должен являться случайным. Тема должна быть ясна и знакома школьникам (например, «Как правильно мыть пол») или событие , связанное с темой сочинения, должно быть ярким, эмоциональным и запоминающимся для ребят. («Как мы ездили в Саблино»)  Только тогда создание собственного текста мотивированно и приобретает смысл для ученика.

    Завершающей работой в 4 классе можно дать сочинение на тему «Письмо первокласснику», в которой ученики используют все знакомые им типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

    Творческие работы учащихся 2-ого класса

    Задание: написать рассказ-шутку на тему:

    Куда ночью девается солнце?

    Целый день солнце светило и очень устало. Оно закрыло глаза и легло спать. А вместо солнца на небо вышла луна. Наступила ночь.

    Оля Васильева

    Куда ночью девается солнце?

    Наверно, оно уезжает куда-то?

    Его разноцветные кони везут

    В чудесный, сказочный замок!

    Виноградова Вероника

    Солнце ночью очень красиво одевается, красится косметикой, причёсывает лучики и уходит на дискотеку.

    Зайцева Даша

    Солнце берёт и задёргивает штору тёмную-тёмную и исчезает, а днём раздвигает её и снова сияет.

    Голубцова Лена

    Солнце, также как и люди, тоже ложится спать. Оно взбивает свои подушки-тучки и подгибает свои ножки-лучики. И спит пока не наступит утро.

    Новикова Соня

    Почему море солёное?

    В море впадает множество рек. По пути к морю они протекают по огромному количеству камней и горных пород. Реки вымывают соль из камней и почвы, и несут её в море. С поверхности моря вода под воздействием солнечного тепла испаряется, а соль - нет. Она остаётся в море, поэтому оно солёное.

            Мендельсон Денис

    Плыл большой пароход с солью и врезался в скалу. Вся соль упала в воду. Вот почему море солёное.

            Мендельсон Денис

    Однажды маленький мальчик был очень огорчён. Он пришёл на берег моря и стал горько плакать. Он плакал так долго, что море стало солёным от его слёз.

            Тиханова Катя

    Много лет назад на берегу моря жила семья великанов. Однажды у них прохудилась кастрюля для супа. Они подумали и решили приготовить суп прямо в море. Забросили в него побольше овощей и хорошо посолили. Целое море супа съесть не смогли, так что и нам досталось.

    Григорьев Слава

    Отчего бывает дождь?

    Мне кажется, что когда светит солнце, то его лучи попадают на моря, озёра, реки… Вода от нагревания начинает превращаться в пар. Пар поднимается в небо и образует облака. Облака сбиваются в тучи. В тучах пар опять становится водой. От сильного наполнения они не выдерживают, из них выливается вода, которая и является дождём.

            Чайка Маша

    Я думаю, что тучи начинают плясать. От этого зажигательного танца вода из них расплёскивается. И идёт дождь.

            Чайка Маша

    Творческие работы учеников 3 класса по теме «Текст- рассуждение».

    Как надо ухаживать за котом.

    Я знаю, как правильно ухаживать за котом. Послушайте. Прежде всего его надо кормить. Если кошка хочет кушать, она будет ходить под ногами и мяукать. Кроме того, коту надо ставить в некоторых местах когтедралки, чтобы кот точил когти об них, а не об диван. И наконец, коту надо открывать окно, чтобы он дышал воздухом.

    Вот так надо ухаживать за котом.

                                                    Даша Зайцева

    Как надо ухаживать за собакой.

    Я расскажу, как правильно ухаживать за собакой. Послушайте. Во-первых, её надо кормить два раза в день. Во-вторых, надо с ней гулять три раза в день. В-третьих, с ней надо играть, ведь она может загрустить. И ещё собаку надо иногда мыть. Всё. Теперь вы знаете, как надо ухаживать за собакой.

                                                    Егор Хромушкин

    Как надо ухаживать за хомячком.

    Дорогая Ирина Васильевна, если Вы не знаете, как надо ухаживать за хомячком, то я Вам сейчас расскажу. Прежде всего, хомячка надо чистить утром, так как это ночное животное. Если чистить вечером, то весь следующий день в комнате будет стоять неприятный запах. Кроме того, нужно кормить два раза в день, но не кладите много пищи, иначе он может объесться и умереть. Кормите хомячка не только специальным кормом, но и морковкой, капустой, зеленью и фруктами. Ирина Васильевна, теперь Вы знаете, как надо ухаживать за хомячком.

                                                    Маша Чайка

    Умею ли я писать текст-рассуждение?

    Я считаю, что мне не тяжело писать текст-рассуждение. Во - первых, потому что у меня очень хорошее воображение. Во-вторых, я хорошо связываю слова друг с другом.

    В-третьих, мне просто нравится писать. Следовательно, я умею писать текст-рассуждение.

                                                    Лиза Бреусова

    Я знаю, что мне будет легко писать текст-рассуждение, потому что я знаю с чего начинать- с тезиса. Во-вторых, иногда текст бывает лёгкий, а иногда сложный. В-третьих, когда ты придумываешь, как писать, у тебя такое удовольствие, что ты не можешь оторваться. И – четвёртых, когда ты опять получил тетрадь с оценкой, тебе говорят прочитать своим родителям. А это всегда приятно. Надеюсь, что я убедила вас в том, что я умею писать текст-рассуждение.

                                                    Катя Тиханова

    Я думаю, что мне не очень трудно писать текст-рассуждение.

    Во-первых, не обязательно писать текст как надо. Потому что мы многое не знаем. Во-вторых, можно всё написать, если есть у тебя фантазия, но только по теме. В-третьих, можно в слове оставить «дырку», если ты не знаешь, как правильно пишется это слово, и это не бyдет ошибкой. Кроме того, писать ведь это здорово!

    Надеюсь, что я убедила вас в том, что писать текст-рассуждение не очень трудно.

                                                    Оля Васильева

    Где живёт Доброта?

    Может быть, Доброта живёт в сердце человека, в лесном домике, в дупле дерева, в дереве добра, в животных и , конечно, в Природе. И во всём мире.

                                                    Катя Тиханова

    Может быть, Доброта живёт в сердце! И может быть, Доброта есть в моей соседке Лизе и Доброта есть в каждом человеке. Я предполагаю, что Доброта везде! Я хочу сказать, что Доброта лучшее, что я знаю.

                                                    Слава Григорьев

    Если человек творит что-то хорошее, совершает добрые поступки- в нём есть доброта. Доброта живёт и в животных, например, когда животные играют. Доброта живёт во многом, но больше всего Доброты в прекрасном.

                                                    Маша Чайка

    Может быть , Доброта живёт в очень Добром человеке или в сердце леса. Я думаю, что доброта должна быть в каждом человеке.

                                                    Лена Сандомирская

    О дожде

    Летний дождь

    Летний дождь обычно очень мягкий и нежный. Если дождь застал тебя в лесу, не уходи домой, а прислушайся, как он бьётся и порывается тебя намочить. Но листва крепко держится на черенках листьев и отталкивает те дождинки. Потом дождь постепенно утихает и заканчивается. По лопухам осторожно спускаются капли. Они осторожно разглаживают морщинки на листьях. Капли на стекле забавно скатываются и подхватывают другие капли. Если выйти на мокрую траву в саду, росинки приятно щекотят кожу.

                                                    Соня Новикова

    Творческие работы учеников 4 класса по теме «Текст- повествование»

    Любопытная экскурсия

    Мы с классом в очередной раз поехали на экскурсию. На этот раз это был музей почвы. Что может быть интересного на первый взгляд? Почва - мокрая, грязная и так далее.

    Но нет! В почве много животных. Для крота-это дом, для цветов - жизнь, а для человека – это еда.

    Сначала нам провели экскурсию, потом мы разглядывали картины, затем разгадывали задание, позднее мы спускались в подземное царство и, наконец, смотрели фильм про ежа.

    Мне понравился сельскохозяйственный зал, потому что там были сверчки. Они пели! Ещё мне понравилось, когда нам проводили экскурсию. Там мы проверяли - есть ли в песке карбонат кальция. В песке он был.  Хотите, я расскажу, как мы это узнали?  Экскурсовод капнула каким-то раствором и песок стал пениться. В подземном царстве мне понравился барсук, потому что он любит чистоту! И я тоже. Потом мы смотрели фильм про ежа. Мне очень понравилось!

    Надеюсь, мы ещё раз поедем в музей почвы. Мне эта экскурсия очень понравилась!!! Советую вам тоже туда поехать.

                                                                    Хромушкин Егор

    Познавательная экскурсия

    В прошлую пятницу мы ездили в музей почвы.

    Сначала мне казалось, что это , как всегда, обычное, скучное, сонное царство. Но когда я вошла туда, я поняла, что ошиблась.

    Передо мной открылся замечательный мир почвы: букашки, червячки и бактерии. В музее были картины, сделанные из разных по цвету почв. Мы играли, разгадывали загадки, искали ответы на вопросы. Мы видели живых сверчков. Мы рисовали на песке дерево. Мы смотрели фильмы и мультики.

    Потом мы спускались в подземное царство. Там было так красиво! Игрушечные звери смотрели на нас как настоящие.

    Я очень советую вам туда съездить.

                                                                    Зайцева Даша

    Захватывающая поездка в Саблино

    Однажды я и мой класс поехали в Саблино – царство пещер. Я то думал, походим и всё, но я ошибся. Сначала мы приехали. Тут пришёл экскурсовод и пошли спускаться в пещеру. Все ребята осмотрелись и включили фонарики. Затем мы рассматривали рисунки, водоёмы, стены. Потом мы поехали к водопаду. Мы ходили, трогали воду, приветствовали рыбаков. Затем мы лазили по крутым склонам реки. Мы даже устроили пикник. Дальше мы искали пириты. Бегали, поднимались, спускались. Мы даже нашли пещеру. Зашли в неё, посмотрели. Там был узкий проход, и я пополз. Дырка была такая, что только кошка могла пролезть. И я стал выбираться оттуда. После всего этого мы так устали. Все были грязные, раненые, но не нашли пириты.

    Советую съездить! Да и я  хотел бы тоже ещё раз туда попасть.

                                                                            Локоненко  Алёша

    Самая удивительная поездка в этом году

    Недавно мы с классом ездили на увлекательную экскурсию  в Саблинские пещеры. Сначала мы включили фонарики и спустились по ступенькам в пещеру. Мы ходили по разным залам. Первый зал назывался красная шапочка, потому что потолок  этого зала был красного цвета. Потом мы видели моголу ..2 «белого» спелеолога. Позднее несколько моих друзей и я сфотографировались около «чёрного монаха». Считается, что он после этого насылает на тебя проклятье.

     Через некоторое время мы вышли из пещеры и пошли вдоль реки Тосно. Там я чуть не свалился в неё, потому что слушал, как в реке журчит вода , но Лиза меня вытащила вовремя, и всё закончилось благополучно. Затем мы лазили по крутым склонам вдоль реки и искали пириты. Было очень трудно и немного страшно, потому что спуски были крутыми! Потом мы с Лизой нашли дикую- дикую пещеру.

    Мне очень понравилось в этих пещерах и я советую вам съездить туда. Вы можете прийти домой грязными и усталыми, но это стоит того! И я туда обязательно поеду снова.

                                                                            Кузьмин Коля

    Письмо будущему первокласснику

    Здравствуй дорогой первоклассник!!

     

    Я расскажу о нашей школе. Мне нравится в школе потому, что она очень большая и вместительная. Я бы что- то изменил в школе. Например, сделал переменки чуть дольше в связи с тем, что мне нравится шуметь на переменке. Когда я прихожу в школу, в мой класс, он становится моим вторым домом. Такой светлый класс, уютный. Ведь на стенах наши картины, а на подоконниках много цветов. Ведь нет ничего лучше, чем сделать что-то своими руками!

    А ещё мы  с классом ездим на экскурсии, создаём проекты, отмечаем праздники. Мне нравится узнавать что-то новое на уроке английского, русского!! Я не очень люблю уроки в библиотеке. На уроке окружающего мира мы иногда работаем в команде, мне нравится!

    Но это ещё не всё, всё рассказать- бумага кончится.

    А ты не бойся и приходи в школу!

            

                                            Ученик 4 «в» класса, Хромушкин Егор


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников»

    Педагогический проект на тему: "Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"...

    РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

    РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ....

    ФГОС Урок по русскому языку в 1 классе по учебнику С.В.Иванова "Начальная школа XXI века". Блок "Развитие речи".Тема: "Описание внешности и повадок животных"

    Это урок по развитию речи с соблюдением всех требований  ФГОС. На уроке развивались УУД, учащиеся работали индивидуально, в парах и группах. Самостоятельно определяли тему урока, ставили цели и д...

    ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

    Важная задача  на уроках развития речи - обучение языку. Связная речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизирова...

    Статья на тему формирования самоконтроля как средство преодоления трудностей в обучении младшими школьниками с задержкой психического развития.

    В настоящее время уровень качества образования терпит значительные изменения вследствие ухудшения уровня школьной успеваемости как детей с относительной возрастной нормой, так и детей с ОВЗ. Данный фа...