Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
    методическая разработка (2 класс) по теме

        РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_obraznoy_zritelnoy_pamyati_na_urokakh_.rar16.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

                                                 Разработала

                                                                            учитель начальных классов

                                                             МБОУ гимназии №18

                                                                                  Василенко  Таисия Олеговна.

        РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

    Память – это удивительное свойство  человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление. Это одна из самых популярных психических особенностей человека.

    Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических  процессов.

    Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество разнообразного материала. Все это влияет на успеваемость.

    Слова о том, что на наших детей обрушивается огромный поток информации, стали уже банальностью. Однако от этого не становится легче ни детям, ни родителям. Как часто специалисты - психологи и врачи - считают: "Мой ребенок умный мальчик, но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает...". И зачастую это действительно так. Не  умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок просто "дрейфует" в безбрежном информационном море.

    То, что память и внимание детей необходимо развивать, не требует доказательств. И важно развивать у них хорошую память. Память человека считается хорошей, если он быстро запоминает необходимый материал, долго сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.

    Память позволяет человеку быть тем, кем он является, действовать в окружающем  мире, осознавать своё собственное " Я", учиться любить...

    Не человек служит памяти, а память человеку. Задача - заставить ее служить как можно лучше. Поэтому развитие памяти на уроках у младших школьников является одной из важнейших задач учителя. Ведь то, что выучено с детства не легко забыть. Сначала забывается то, что усвоено недавно, потом забывание распространяется на то, что усваивалось прежде. В самом конце утрачиваются воспоминания детства.

    Но так как у детей  младшего школьного возраста преобладает наглядно - образная память, то ребенок лучше запоминает предметы и картинки, а из словесного материала - преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются младшими школьниками. В силу ограниченности жизненного опыта детей еще не достаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом  на наглядно воспринятые отношения предметов. Поэтому, для функционирования памяти необходимо постоянное подкрепление со стороны непосредственных (предметных ) раздражителей.

    Кроме того, память служит основой мышления -  процесса, характерного для высших животных, без которого не могли бы осуществляться ни интеграция  (от лат. восстановление, восполнение, объединение в целое каких - либо частей) получаемых сведений о мире, ни программирование новых поведенческих реакций. Речь  - одновременно является продолжением и основой мышления. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи. Она свойственна только человеку. Благодаря речи осуществляется быстрая передача информации от одного индивидуума другому, позволяющая ускорить обработку сигналов от окружающей среды и все более гибко формировать новые формы поведения.

    Мы проанализировали достаточное количество литературы по теме: "Развитие зрительной памяти  у младших  школьников". Это работы Д. Лапп "Улучшаем память в любом возрасте",  она разрабатывала эффективные способы запоминания деловой информации. А. Р. Лурия в своей работе "Маленькая книжка о большой памяти" описывал приемы развития феноменальной памяти.  Ю. К. Пугач разрабатывал системы приема по развитию образной памяти, Герман Эббингауз изучал законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слов.

    В исследовании развития образной памяти я опиралась на труды: Ю.К. Пугач, Л.С. Выгодского, К.Д. Ушинского. В книгах освещены неврологические, физиологические, биологические и психологические аспекты. Основываясь на собственные исследования, авторы в популярной форме рассказывают о достижениях в этой области знаний.

    Итак, проблема состоит в том, что дети при изучении учебного материала не владеют важными приемами образного запоминания потому как они с ними не знакомы и следовательно запоминают механически, путем многократного повторения. Это оказывается непрочным,  что заметно снижает учебные возможности ребенка.

     Как это ни странно, естественное стремление детей – заучивать что бы то ни было на память, вообще не используя мозги.

    Для многих запомнить - значит повторять на попугачий манер снова и снова, пока каким-то образом запоминаемое не останется в голове. Но закрепляется оно не надёжно - мало кому из учеников не знакомо ощущение паники при "совершенном вылетании из головы" нужных сведений при ответе у доски. В такие минуты причина "потери памяти" кажется такой же тайной, как и то, почему  информация раньше, как казалось, запомнилась!

    Школьники часто заучивают учебный материал перед школьной контрольной и забывают его  к следующему  уроку. Именно опыт подготовок к контрольным приводит многих к убеждению, что запоминать - значит повторять снова и снова мысли о том, что можно удержать информацию в памяти на некое короткое время.

    Как часто ученикам приходится напоминать о каких-либо правилах учебного материала опять и опять - и каждый раз они помнят их очень недолго и не предпринимают никаких усилий к тому, чтобы оставить их в памяти раз и навсегда. Если бы ученики сразу запомнили как надо, запоминать приходилось бы лишь один раз. Ключ ко всему - воображение, которое нужно заставить работать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка и математики средствами дидактических игр по УМК «Планета знаний»

    В результате изучения методической литературы по УМК «Планета знаний» становится понятно, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвист...

    Использование игровых ситуаций и оценочной деятельности на уроках как факторы, влияющие на мотивацию младших школьников

    Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной а...

    Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников на уроках русского языка и математики"

    Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные...

    Статья по русскому языку по теме:Формирование коммуникативно - речевых умений(устных и письменных) младших школьников на уроках развития речи

    Статья посвящена теоретическим основам работы по развитию речи младших школьников на основе коммуникативного принципа  в обучении. Представлена система заданий и упражнений, включающих работу над...

    Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"

     Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...

    Развитие навыков орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся младшего школьного возраста.

    Развитие навыков орфографической зоркости у учащихся является главной задачей учителя начальных классов. Поэтому основная задача уроков русского языка – развитие устной и письменной речи учащихс...

    Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе - один из способов повышения орфографической грамотности.

    Одна из наиболее сложных задач начального обучения заключается в достижении высокого качества орфографических навыков, от степени сформированности которых зависит дальнейшее обучение ребёнка, его спос...