Некоторые аспекты применения технологии «Письмо по памяти» на уроках русского языка в начальной школе
статья (3 класс) на тему

Липаткина Елена Александровна

Среди многих учебных предметов, одинаково важных для образования, воспитания и развития младшего школьника, особо выделяется родной язык. Обучение родному языку обогащает словарный запас и грамматический строй устной и письменной речи. Формирование орфографически и пунктуационно грамотного письма одна из наиболее трудных задач, решаемых в начальной школе. Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а применить их на практике не может. Поэтому формирование орфографической зоркости - важный этап в работе. Письмо по памяти способствует формированию офографической зоркости, развивает произвольную память и внимание, учит детей самоконтролю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekotorye_aspekty_primeneniya_tehnologii.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты применения технологии «Письмо по памяти» на уроках русского языка в начальной школе

Цель: а) Развитие орфографической зоркости, что позволяет детям видеть орфограммы в словах и, используя знания правил, писать грамотно, что является основной целью обучения русскому языку в начальной школе.

           б) Развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти, что необходимо для подготовки к восприятию обширного материала при обучении  средней школе гимназии.

          в) Развитие произвольности и концентрации внимания.

Среди многих учебных предметов, одинаково важных для образования, воспитания и развития младшего школьника, особо выделяется родной язык. Обучение родному языку обогащает словарный фонд и грамматический строй устной и письменной речи. «Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты. «Конечной же целью грамматики и правописания является умение быстро выражать на письме изустную и письменную речь так, чтобы она совершенно была понятна каждому образованному человеку». (К. Д. Ушинский)

Русская педагогика и дидактика традиционно изучает грамматический материал на литературных образцах, причём разобранный отрывок выучивается детьми наизусть и записывается без ошибок в тетрадь. Таким образом, изучаемые грамматические правила лучше усваиваются учениками. «Запоминая какое-нибудь типическое стихотворение, легко, резко и прочно отпечатлеваются в памяти, дитя привязывает к нему и грамматические правила, которые оно узнавало при разборе данного стихотворения» (К. Д. Ушинский)

Формирование орфографически и  пунктуационно грамотного письма одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Очень часто бывает так, что ученик знает правила и всё же допускает ошибки при письме. Поэтому очень важный этап в работе – это выработка орфографической зоркости. Надо научить ученика видеть и узнавать орфограммы. Также для достижения грамотного письма научить детей самоконтролю, ученик должен уметь сам контролировать себя во время выполнения и проверки своей работы. Письмо по памяти позволяет развивать произвольную память и внимание, что так необходимо нашим детям.

Письменные упражнения должны быть такими, чтобы при их выполнении ребёнок мог не ошибаться совсем или ошибаться очень мало. Поэтому таким упражнениям должна тщательная подготовительная  работа с предварительным смысловым и орфографическим анализом. Причём орфографическая подготовка должна состоять не только в нахождении и объяснении орфограмм, но и в как можно более чётком слов по слогам и по звукам, орфографически.  «Хороший ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основы правописания».  (К. Д. Ушинский)

Обычно «Письмо по памяти» проводится в начале урока, как орфографическая разминка. Работа с текстом может начинаться с анализа текста и того, что чувствуют дети при чтении. Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира, - это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления. Когда прочитанное осмысленно, задевает эмоциональную сферу ребёнка, занимаемся грамматикой; она не вызывает у ученика усталости, так как текст связан с его переживаниями, настроением. Лингвистический анализ текстов из произведений известных писателей поддерживает постоянный интерес к чтению, желание прочитать всё произведение, всю книгу.

«Письмо по памяти» проводится на основе зрительного или слухового восприятия текста или отдельных слов (словосочетаний), подобранных по определённому правилу.

Для слухового восприятия используются отдельные слова (словосочетания). Проводится работа так. Во-первых, учитель чётко читает слова. Во-вторых, задаёт вопрос: «Какие орфограммы услышали?». Слова могут быть подобраны на одно правило, например, разделительный мягкий знак, или для сравнения на различные правила, например, разделительный мягкий и твёрдый знаки. В зависимости от этого даётся следующее задание. Первый вариант – детей просим записать слова, которые они запомнили, выделить орфограммы. Второй вариант – предлагается записать слова в два столбика по орфограммам, выделить орфограммы. После записи следует контроль. Это может быть взаимопроверка или фронтальная проверка с обязательным чётким проговариванием и объяснением орфограмм. Если этого требует тема и цели урока, а также позволяет время, ребята придумывают предложения с этими словами, разбирают их по членам предложения и частям речи. Развитие ителлектуальной сферы, памяти и внимания  происходит на основе увеличения объёма слухового письма от 5-7 слов до 20 в зависимости от возможностей учащихся.

Зрительное «Письмо по памяти» проводится так.

  1. Чтение учениками текста про себя (или учителем вслух)
  2. Находим и объясняем орфограммы и пунктограммы.
  3. Орфографическое (звуковое) чтение учащимися вслух (или про себя)
  4. Запись с выделением орфограмм и пунктограмм
  5. Проверка (самопроверка, взаимопроверка, фронтальная проверка)

«Письмо по памяти» можно проводить на разных этапах урока и на  разных этапах изучения темы. От этого зависит орфографическая насыщенность предполагаемого материала. Например, при закреплении вновь изученного материала, в тексте преобладают слов с изученным правилом. Если же работа проводится как орфографическая разминка, то в тексте будут слова с набором различных орфограмм. Часто предложенный для письма по памяти текст, является отправной точкой для дальнейшего развития урока.

Для письма по памяти чаще используются отрывки из стихотворений или предложений из произведений известных детям авторов. Очень интересно проходит работа с пословицами, загадками, фразеологизмами. Они учат детей говорить ярко, образно и просто, помогают уяснить меткость русского слова, обогащают память детей жемчужинами родного языка, развивают мышление, сообразительность. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - писал А. С. Пушкин. Для работы можно использовать одну или несколько поговорок, подобранных по одной орфограмме или  по одной теме. Это позволяет не только развивать орфографическую зоркость и грамотность письма, но и работать над созданием нравственных ценностей, закладывать основы нравственности, народной мудрости. Работа с загадкой предполагает объяснение лексического значения слов, чаще всего употребляемых в переносном смысле. Она интересна ещё и тем, что можно выполнить различные виды работ со словом-отгадкой. Прекрасные возможности для развития речи ребёнка даёт работа с фразеологическими оборотами. Благодаря осознанию и использованию фразеологизмов, речь детей становится точнее, образнее, красочнее.

«Письмо по памяти», кроме орфографической разминки на уроке, может иметь форму заранее подготовленной детьми дома проверочной работы. Это даёт возможность сэкономить время урока.

Таким образом, использование на уроке технологии «Письмо по памяти» позволяет развивать у учащихся орфографическую зоркость, способствующую помогать им писать грамотно, развивать точность и образность речи, помогает развивать слуховую и зрительную память и способствует развитию концентрации произвольного внимания.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе

Как пробудить интерес у учащихся к учению?Данный материал посвящен урокам с применением игровых технологий, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, создают атмосферу поиска при ре...

Технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе

В работе  показана технология деятельностного метода обучения на уроках русского  языка в начальной школе...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".

  Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматривается использование методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе....

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

«Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе.»

Формирование орфографически и пунктуационно грамотного письма одна из наиболее трудных задач, решаемых в начальной школе. Письмо по памяти - важный этап в работе, т. к. способствуе...

Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе

Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе...