Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку

Дмитриева Светлана Сергеевна

Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дмитриева С.С.

Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе

 «Как научить детей писать грамотно?» Данный вопрос волнует не только учителя, но и многих родителей. Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает.

Орфография по-своему содержанию малопривлекательна, усваивается нелегко, многим детям приносит настоящее горе. Из-за боязни ошибок школьник теряет  веру в себя, неприязнь к правописанию переносит на весь учебный предмет - русский язык.

Таким образом, передо мной стояла задача повысить у учащихся мотивацию орфографической работы. Для реализации этой задача я стала изучать работы ученых, методистов, учителей-практиков, которые старались найти оптимальные методы и приемы, позволяющие у учащихся прочные навыки правописания.

В методике русского языка существует такой вид работы, как «письмо по памяти». Решила более подробно ознакомиться с данной методикой и в дальнейшем применить ее  в своей педагогической деятельности.

Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову, для развития орфографической зоркости, пунктуационных навыков учащихся. Ещё Ф.И. Буслаев учил: «Переписывай на бумагу выученное наизусть, без книги». К.Д. Ушинский тоже настойчиво рекомендовал письмо без помощи книги предварительно заученных стихотворений и прозаических статей.

   Роль памяти в обучении русскому языку очень велика. Без функции памяти человек не может мыслить, рассуждать, делать выводы.  Особенно важна степень владения человеком своей памятью, т.е. умение использовать различные способы, обеспечивающие наилучшие результаты запоминания и применения сохраненного памятью в жизни.

Существует несколько видов памяти:

1. Моторная (двигательная) память.

2. Образная память.

3. Эмоциональная память.

4. Словесно – смысловая память. (Общая психология А.Г.Маклаков, стр.258-261)

У каждого ребенка виды памяти развиты по-разному. Отсюда можно сделать вывод: главная задача педагога – развивать разные виды памяти.

1. Моторная память.

Листопад, листопад,

Утопает в листьях сад,

Листья грустно шелестят.  ( А. Барто)

   Детям предлагается немного пофантазировать, представить себя осенними листочками, показать в движении листопад.

   2. Образная память.

Поздняя осень.

Грачи улетели.

Лес обнажился.

Поля опустели. (  Н. Некрасов )

При запоминании отрывка и его написании, у учащихся возникает определенная картина осени. Поэтому не составляет особого труда запомнить такого типа четверостишия.

3. Эмоциональная память.

Мы любим дни морозные,

Катка упругий лед,

Ночное небо звездное,

И шумный Новый год   ( О. Высотская)

   Надолго сохранится в памяти это четверостишие, потому что Новый год – один из самых любимых праздников детворы. В воображении детей ярко предстанут дед Мороз с подарками, новогодняя елка с сюрпризами, зимние игры: катание на коньках, санках.

   4. Словесно – смысловая память.

Петуха назвали «Петя» -

Петь он любит на рассвете.

   Дети легко запомнят правописание слов, окрашенных смысловым оттенком. Все это развивает зрительную память и слуховую.

( https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/09/13/pismo_po_pamyati_vsyo.doc)

Письмо по памяти закрепляет навык правописания с различными орфограммами и требует от учащихся тщательной подготовки.

 Для учащихся первых классов письмо по памяти начинается с букв, слогов, слов и предложений. Начиная со второго класса, для письма по памяти используются стихотворения, пословицы, скороговорки, поговорки, афоризмы.

Письмо по памяти» можно проводить на разных этапах урока и на  разных этапах изучения темы. От этого зависит орфографическая насыщенность предполагаемого материала. Обычно «Письмо по памяти» проводится в начале урока, как орфографическая разминка. В этом случае в тексте будут слова с набором различных орфограмм.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

(С. Есенин)

 

Рассмотрим вариант письма по памяти на примере отрывка стихотворения С.Есенина "Береза".

Работа проводится по следующему алгоритму:

1. Знакомство со стихотворением
2. Объяснение орфограмм, знаков препинания.
3. Разучивание стихотворения
4. Работа в тетради.
5. Самопроверка.
6. Взаимопроверка по карточке или по учебнику.

Первый шаг - знакомство со стихотворением. Сначала стихотворение выразительно читает учитель. Дальше работа может проводится как в группах, так и в парах: учитель - ученик и ученик - ученик. Ребята друг другу по очереди читают стихотворение, сначала читают первую строфу. Начинается совместная работа по разбору стихотворения, объяснение незнакомых слов. На этом этапе можно использовать словари.

Второй шаг - объяснение орфограмм, знаков препинания. Эта работа проходит в группе. Совместно вспоминают правила, объясняют орфограммы, знаки препинания, особое внимание отводится "опасным" словам.

Третий шаг - разучивание. Хорошие результаты дает работа с использованием методика Ривина. Данная методика дает высочайший уровень понимания и прочности усвоения научных и учебных текстов любой сложности, гарантированно обеспечивает получение предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования. (Л.В.Бондареноко Изучение учебных и научных текстов в диалоге. Методика Ривина. Сборник научно-методических материалов. Красноярск - 2015г.)

Но можно разучивание стихотворения начинать сразу в паре: один ученик читает все четыре строчки, затем по очереди каждый из них вслух воспроизводит эти строчки. Если воспроизведение точное, то также по очереди читают друг другу по памяти. Когда стихотворение изучены, каждый из партнеров может легко, свободно и быстро воспроизвести, не допуская ошибок, происходит смена партнера. Смена партнера способствует быстрому запоминанию стихотворения, развитию памяти и успешной взаимопроверке партнеров. Таким образом, заучивание можно повторить несколько раз с разными партнерами.

Четвертый шаг - работа в тетрадях проходит индивидуально. Ребята пишут то, что запомнили.

Пятый шаг - самопроверка. Ученик по карточке проверяет свою работу.

Шестой шаг - взаимопроверка. Ученики в парах проверяют друг друга по карточке.

Таким образом, подводя итог использования данного вида работы, хочу отметить положительные стороны "Письма по памяти". Учащиеся теперь не только пишут грамотнее, но и обогащается их словарный запас, а также проявляется интерес к урокам русского языка.

Чтобы проводить письмо по памяти, нужно предварительно подготовить достаточно карточек. (http://school-istok.narod.ru/Root/Port/Markova/Root/Pages/pr_05.htm)

В данной статье я предлагаю стихотворные тексты по темам, которые можно использовать на уроках русского языка для письма по памяти. (Приложение)

Темы:

1. Заглавная буква

2. Жи – Ши

3. Ча – Ща, Чу – Щу,

4. Чк – Чн

5. Словарная работа

6. Безударные гласные и т.д.

Приложение

Заглавная буква

ЖИ-ШИ

ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

1.Рая, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько,

Не жалейте мыла!

Я уж стол накрыла.

(Е. Благинина)

2. Мы сегодня в цирк поедем!
На арене нынче снова
С дрессированным Медведем
Укротитель дядя Вова.

(А.Барто)

3. А это пшеница,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

(С.Маршак)

4. На крыше у Шуры,

Жил журавль Жура.

(Л. Ульяницкая)

1. За горами, за лесами,

За широкими морями

Не на небе - на земле

Жил старик в одном селе. (Н. Ершов)

2. Год начнется тишиною,

Нам знакомой с прошлых зим:

Шум за рамою двойною

Еле-еле уловим.

 (С. Маршак)

3. С крыши – кап …

С крыши – кап …

Стал морозец

Очень слаб,

А снега осели.

 (Е. Благинина)

4. Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

Но, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

 (П. Воронько)

1. Плавниками трепеща

И зубаста, да тоща,

Пищи на обед ища,

Ходит щука вкруг леща.

2. Я руки в воду опущу.

Я их в воде прополощу.

Или я зажгу свечу,
Или лампочку включу,

А еще я играю, во что захочу,

А еще хохочу я над, чем захочу.

3. Щука в озере жила,

Щеткой дно она мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

ЧК-ЧН

Словарная работа

Безударные гласные

1. Натянула рукавички,

Застегнула пальтецо.

Ветер трогает косички,

Дует весело в лицо.

(Е. Благинина)

2. Чаем с малиной

Куклу пою

Вылечу Лину,

Дочку мою. (П. Образцов)

3. Через речку – ручеек

Жердочка положена.

Через речку – ручеек

Перебраться можно!

(Е. Благинина)

4. Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А. Плещеев)

5. На скамейке у крылечка

Солнце греет, словно печка.

-Солнце, солнце, помоги,

Испеки мне пироги.

(В. Иовлев)

1. Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Е. Серова)

2. Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.

(К. Кубилинскас)

3. Хоть зима свои перины
Расстелила у рябины,
И вокруг морозом веет,
Ярко ягода алеет!
И. Токмакова

4. И отовсюду –
смотри-ка, смотри !-
Греться к рябине
летят снегири.
Н. Меркушова

1.Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А. Плещеев)

2. К нам весна шагает

Быстрыми шагами.

И сугробы тают

Под ее ногами.

 (И. Токмакова)

3. Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,
Что кудри, завила.

(С. Есенин)

4. Апрель! На дворе звенит капель.

На полях бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. (С. Маршак)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты применения технологии «Письмо по памяти» на уроках русского языка в начальной школе

Среди многих учебных предметов, одинаково важных для образования, воспитания и развития младшего школьника, особо выделяется родной язык. Обучение родному языку обогащает словарный запас и грамматичес...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"

Данная статья содержит практические рекомендации для учитетелй начальных классов по формированиюнавыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...

«Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе.»

Формирование орфографически и пунктуационно грамотного письма одна из наиболее трудных задач, решаемых в начальной школе. Письмо по памяти - важный этап в работе, т. к. способствуе...