«Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе.»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Асланян. Анжела Ованесовна

Формирование орфографически и пунктуационно грамотного письма одна из наиболее трудных задач, решаемых в начальной школе. Письмо по памяти - важный этап в работе, т. к. способствует развитию орфографической зоркости, пунктуационных навыков обучающихся, произвольной памяти  и внимания, учит детей самоконтролю.

Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе»

 

Цель:  

  • познакомить с методикой проведения письма по памяти
  • помочь осмыслить возможности использования этого приёма на уроках русского языка
  • помочь приобрести практический опыт

 

Задачи:

— создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста и творческого потенциала педагога;

— распространение педагогического опыта.

Формирование орфографически и пунктуационно грамотного письма одна из наиболее трудных задач, решаемых в начальной школе. Письмо по памяти - важный этап в работе, т. к. способствует развитию орфографической зоркости, пунктуационных навыков обучающихся, произвольной памяти  и внимания, учит детей самоконтролю.

Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души. Таким образом, письмо по памяти позволяет развивать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать у учащихся языковую компетенцию, развивать такие навыки, как чтение, говорение и письмо.

Письмо по памяти – воспроизведение выученного текста небольшого объема – достаточно новый вид работы, практикуемый далеко не всеми учителями-словесниками.
В выученных и записанных в тетради строках необходимо правильно расставить все знаки препинания и не сделать орфографических ошибок.

        

Письмо по памяти – это один из путей формирования орфографической зоркости. Такая работа развивает память, внимание, речь.

Многие заблуждаются, полагая, что нет ничего сложного в такой работе. Конечно, если трудностей у ребенка нет – замечательно. А вот если ребенок испытывает трудности, значит ему необходима помощь.

Как эффективный вид комплексной работы с текстом письмо по памяти способствует развитию речи и зрительной памяти учеников. С его помощью можно проверить и закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки. Наконец, письмо по памяти является одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы.
Подготовка к нему займет немного времени, но пользы принесет немало. Ученики с интересом готовятся к такому виду деятельности, потому что привыкли устно рассказывать текст.

Ход занятия

  1. Подготовительно-организационный момент

Добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас не совсем обычный урок, потому что нет учителя и учеников. Мы с вами – коллеги и мастера! А чтобы наша работа была интересной и продуктивной, давайте познакомимся с условиями нашей мастерской. (слайд 1):

  • участвуй.
  • будь открыт и активен;
  • учись, выдумывай, пробуй;
  • будь готов к совместному творчеству;

Вы готовы принять данные условия? Поднимите сигнальные карточки. (Желтое солнышко – вы готовы к плодотворной работе, красное – вы не готовы к работе,. Итак, все готовы к сотрудничеству.

 

  1. Методика проведения письма по памяти.

В качестве эпиграфа я взяла слова Фёдора Ивановича Буслаева — одного из самых ярких русских филологов середины XIX в. Предложенная Буслаевым классификация второстепенных членов предложения и типов придаточных почти полтора века сохраняется в школьном преподавании русского языка. Устойчивым в русской традиции оказалось также выделение трёх типов сочинительной связи: присоединительный, противительный и разделительный.

«Переписывай на бумагу выученное наизусть, без книги». 

Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову. Кроме этого способствует  развитию орфографической зоркости, пунктуационных навыков обучающихся.

Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души. Таким образом, письмо по памяти позволяет развивать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать у учащихся языковую компетенцию, развивать такие навыки, как чтение, аудирование, говорение и письмо.

      Для учащихся первых классов письмо по памяти начинается с букв, слогов, слов и предложений.

       Начиная со второго класса, для письма по памяти чаще используются отрывки из стихотворений или предложений из произведений известных детям авторов.

Очень интересно проходит работа с пословицами, поговорками, загадками, фразеологизмами.

«Письмо по памяти» можно проводить на разных этапах урока и на  разных этапах изучения темы. От этого зависит орфографическая насыщенность предполагаемого материала.

Обычно «Письмо по памяти» проводится в начале урока, как орфографическая разминка. В этом случае в тексте будут слова с набором различных орфограмм. Часто предложенный для письма по памяти текст, является отправной точкой для дальнейшего развития урока. При закреплении вновь изученного материала, в тексте преобладают слов с изученным правилом.

 «Письмо по памяти» проводится на основе зрительного или слухового восприятия текста или отдельных слов (словосочетаний), подобранных по определённому правилу. 

Зрительное «Письмо по памяти» проводится по следующему алгоритму:

  1. Знакомство с текстом. Чтение обучающимися текста про себя, или учителем вслух.
  2. Нахождение и объяснение орфограмм, знаков препинания.
  3. Чтение учителем первой строки. Выполнение обучающимися в тетради схематического рисунка к этой строке. Аналогичная работа проводится со следующими строками.
  4. Разучивание текста. Чтение обучающимися про себя.
  5. Работа в тетради. Запись текста с выделением орфограмм и знаков препинания.
  6. Самопроверка.

Рассмотрим вариант зрительного письма по памяти на примере отрывка стихотворения А. Плещеева «Весна».

 

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

 

Первый шаг — знакомство со стихотворением.

Второй шаг — объяснение орфограмм, знаков препинания. Совместно вспоминают правила, объясняют орфограммы, подбирают проверочные слова. Особое внимание отводится «опасным» словам. (На слайде отметить орфограммы)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес  оденется листвою!

Словарные слова скоро и соловей. Уж- частица, которая придаёт усиление слову «тает», снег-снега, бегут-бег, окно-окна, в слове повеяло приставка по, потому что ударение падает на гласную о,  весною-вёсна, соловьи – соловушка, а первую гласную о надо запомнить, лес-леса, листвою-лист.

Третий шаг — чтение учителем первой строки – Уж тает снег, бегут ручьи Совместное обсуждение как эту строчку можно изобразить с помощью схематического рисунка (большой сугроб, а рядом маленький и бегущие ручейки). Выполнение обучающимися в тетради схематического рисунка к этой строке. Аналогичная работа проводится с другими строками.

 Как вы думаете как можно изобразить вторую строку? (окно, светит солнце, проталины).

Схематический рисунок для третьей строки – свисток, птички.

Для четвёртой строки схематический рисунок может быть таким – много деревьев , веточка с листочками.

Четвёртый шаг — Разучивание текста. Сначала читает учитель, при этом глаза обучающихся закрыты. Затем чтение обучающимися про себя по строчкам с опорой на схематические рисунки.

Пятый шаг — работа в тетрадях, которая  проходит индивидуально. Обучающиеся пишут то, что запомнили и выделяют орфограммы.

Шестой шаг — самопроверка. Обучающийся проверяет свою работу с тем, что написано на доске или по карточке. Оценивание самих себя ручкой зелёного цвета: «!» – работа выполнена без ошибок, «+» — допущена 1 ошибка (пропуск одной буквы, одного знака препинания), «−» допущено 2 и более ошибок.

Таким образом, использование на уроке технологии «Письмо по памяти» позволяет развивать у учащихся орфографическую зоркость, способствующую помогать им писать грамотно, развивать точность и образность речи, помогает развивать слуховую и зрительную память и способствует развитию концентрации произвольного внимания.  

Чтобы проводить письмо по памяти, нужно предварительно подготовить достаточно карточек. Получится большое количество карточек с разнообразными стихами, пословицами, скороговорками, афоризмами и высказываниями известных поэтов и писателей. Карточки периодически обновляются в связи с изучением новых тем. Но стихотворения не должны быть громоздкими.

Для одного и того же класса стихотворения можно предложить разного уровня, исходя от подготовленности учащихся, разделив их на группы. Письмо по памяти можно провести со словарными словами, для закрепления правил и орфограмм.


Очень интересны  тексты для проведения письма по памяти, объединенных темой «Времена года». Это отрывки из стихотворений известных русских поэтов о зиме и весне .

Встреча зимы

 Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

(И.Никитин)

1. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Никитина. Какая картина возникает в вашем воображении?
2. Как вы понимаете название стихотворения?
3. Понаблюдайте за рифмой. Выпишите рифмующиеся слова. Являются ли они словами одной и той же части речи?
4. Подготовьте отрывок к письму по памяти. Обратите внимание на постановку знаков препинания.

Итак, алгоритм подготовки к письму по памяти:

  1. Прочитай весь текст. Узнай смысл непонятных слов. ( из толкового  словаря, у родителей, у учителя).
  2. Найди в словах буквы, которые нужно проверить или запомнить.
  3. Выучи текст наизусть.
  4. Еще раз внимательно прочитай текст.
  5. Закрой книгу и напиши.
  6. Проверь: читай слово в тетради и это же слово в книге.

Каждый текст последовательно проходит 4 этапа в работе: восприятие текста, его комплексный анализ, выразительное чтение, заучивание наизусть и письмо по памяти.

Если регулярно проводить эту работу, то со временем дети будут видеть и слышать в каждом слове орфограмму. Из опыта работы видно, что многие слова дети стали писать интуитивно. «Письмо по памяти» способствует умению не только видеть орфограммы, но и объяснять их написание, помогает детям самим составлять стихотворные строчки по аналогии. В средней школе дети без особого труда смогут подобрать эпиграф к любому сочинению, закончить его. Именно поэтому в «письмо по памяти» взяты пословицы, поговорки, крылатые выражения, четверостишия с различной тематикой. Дети с большим удовольствием отгадывают загадки

Предлагаю стихотворные тексты, которые можно использовать на уроках русского языка для письма по памяти. Данные упражнения могут использоваться как в начале урока (в виде речевой разминки), так и в конце (на этапе закрепления изученного или как одна из форм самостоятельной работы учащихся). Весь собранный материал, который можно использовать для «Письма по памяти» разбит по темам:

Осень

1. Сыплет спелые орехи

Мне орешник в кузовок.

Лес рябиновые вехи

Расставляет у дорог.

  2. Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

3. Ещё вчера, на солнце млея,

Последним лес дрожал листом.

И озимь, пышно зеленея,

Лежала бархатным ковром.

4. Долго на листьях лежат

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес…

5. В октябре, в октябре

Частый дождик во дворе.

На лугах мертва трава.

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

6. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

7. Осень – смелая художница-

Всюду с краской расположится.

И оранжевые клёны – все оттенки и тона,

И кустарник, раскалённый докрасна,

На берёзах позолота –

Это всё её работа.

8. Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось

Что совсем – совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

9. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

10. Стало в лесу скучно и холодно. Пришла поздняя осень. Улетели в дальние страны крикливые журавли.

11. Грустно. Плачет октябрь холодными слезами. В октябре солнце слабее – земле зябко.

Дуют яростные ветры.

«Письмо по памяти» можно использовать: в качестве предупредительного диктанта, списывания с заданием, различного рода творческих работ, в виде выборочного письма, так как этот вид работы дает возможность повторить и закрепить сразу несколько орфограмм. Дети могут использовать словосочетания, предложения из текстов «письмо по памяти» при написании изложений, сочинений.

От сырости ёжится цапля,

Нахохлились кряквы, тихи.

Дрожит изумрудная капля

В зёлёной ладошке ольхи.

Г. Граубин

– Послушайте отрывок из стихотворения Г. Граубина.

-Как вы думаете, какое время суток изображено в стихотворении? (Стихотворение называется «В утреннем лесу»)

– Какие изобразительные средства помогают увидеть картину, созданную поэтом? (метафора, эпитет)

– Найдите в тексте синонимы. Какова их роль?

– Проведём небольшой лингвистический эксперимент с синонимами зелёный – изумрудный. Понаблюдайте, как изменится смысл и звучание этих строк, если первый синоним заменить вторым. (Если вместо слова «зелёной» поставить слово «изумрудный», то не будет той дрожащей прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в строках поэта. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово «изумрудная» показывает нам, что капля прозрачная, переливается в лучах солнца).

– Какова роль глаголов-синонимов в стихотворении? (Ёжиться – сжиматься всем телом от холода. Нахохлиться – ёжиться, взъерошивая перья. Синонимы помогают достигнуть наибольшей точности в описании, устраняют повторы).

– Прочитайте отрывок выразительно. Запишите текст по памяти.

Зима

1.  На коньках

Режут лёд коньки, звеня,

словно крылья у меня.

Я скольжу, лечу по льду-

Не беда, коль упаду.

2. Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

  ( С. Есенин)

3. Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

  ( С. Есенин)

4.  Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Памятка

«Как подготовиться к письму по памяти.»

1  Прочитай текст. Объясни смысл непонятных  слов  текста.  Определи о чём этот текст. Найди главные члены предложений.

2. Найди в словах изученные и сложные орфограммы. Вспомни правила и проверь эти орфограммы.

3. Посмотри на знаки препинания. Запомни расположение строчек( в стихотворном тексте).

4. Постарайся выучить текст наизусть со всеми знаками препинания.

5. Повтори текст медленно по слогам наизусть.

6. Закрой учебник и напиши текст.

7. Проверь написанное.(читай по слогам)

8. Сравни с текстом в учебнике.

9. Обязательно утром и перед уроком ещё раз повтори текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты применения технологии «Письмо по памяти» на уроках русского языка в начальной школе

Среди многих учебных предметов, одинаково важных для образования, воспитания и развития младшего школьника, особо выделяется родной язык. Обучение родному языку обогащает словарный запас и грамматичес...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"

Данная статья содержит практические рекомендации для учитетелй начальных классов по формированиюнавыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...

Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе

Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе...