Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Рогозина Ирина Викторовна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4.docx19.69 КБ
Файл minutka_chistopisaniya.pptx81.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

Цели: 1.познакомить с  окончаниями  имён существительных трёх склонений в дательном падеже.

2.Развивать  умение распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать у учащихся умение осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных.

3.воспитывать аккуратность, терпение, любознательность.

УУД:

Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решений задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение; анализ объектов сцелью выделения их признаков; синтез;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; 

Регулятивные: постановка учебной задлачи; сличение способа действия и его результата сзаданным эталоном; оценивание качествыа и уровня усвоения материала;

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

                                      Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания. Слайд 1

Мм мо мя му

На ветвях молодой рябины дружно кормятся вкусными ягодами снегири.

-Списать, подчеркнуть орфограммы.

-Разобрать предложение под 4.

Указать падеж и склонение существительных.

-Разобрать слово рябина как часть речи.

      3.Самоопределение к деятельности.

-Прослушайте внимательно слова и скажите, что общего у всех этих слов.

*К мальчику, по лужку, по балкону, к девушке.

-Придумайте свои существительные в дательном падеже.

-О каком падеже мы сегодня будем говорить?

-Сформулируйте тему урока.

- Сегодня у нас в гостях дательный падеж имён существительных.

- Назовите вопросы дательного падежа. (Кому? Чему?)

- Какие предлоги употребляют со словами в дательном падеже?(К , по.)

3. Объяснение нового материала.

- Объяснить новый материал мне помогут мои помощники.

*Учитель заранее готовить помощников-учителей. В этой роли выступают ученики класса. Слайд 2

Подходил                 к вод …

                              к речк …

                               к парт …

                              к дочк …

*На доске висит таблица. По мере объяснения таблица заполняется.

*Объяснение “маленького учителя”( читает запись на таблице)

Подходил к воде, к речке, к парте, к дочке.

- Это существительные 1 склонения

* подписывает над существительными 1 скл.

- Подходил к чему? к кому?

*вписывает вопросы

- Существительные стоят в дательном падеже.

*подписывает Д.п.

- Подходил к воде- окончание е, это окончание ударное (обозначает знак ударения)

-Мы знаем правило, что существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания. Значит, к речке – пишу окончание е. ..

- Какое окончание имеют существительные 1 склонения в дательном падеже?

*Аналогично проводится работа над словами 2 и 3 склонения

”Идёт                 к стол … Слайд 3

                               к кон …

                               к петушк …

                               к мор …

 Дивятся                 печ … Слайд 4

                               совест…

                               пристан …

                              дочер …

- Как вы думаете в каких склонениях при написании окончаний могут возникнуть трудности?1 скл. - Е                 3 скл. - И

- Почему?

Упр.208 срт.113(устно)

-Сегодня мы потренируемся писать окончания дательного падежа у имён существительных в 1 и 3 склонениях, т.к. во 2 склонении написание окончаний не вызывает трудностей.

4. Закрепление нового материала.

*Учитель диктует словосочетания, учащиеся записывают их в тетрадь, объясняя почему выбрал именно это окончание.

Бежал по деревне, писал по тетради

Подарил дочери, скачет по дорожке

Дорога к нефти, гуляла по аллее

Экскурсия по Сибири, плывёт по водице

Пришила к шубе, подошёл к площади

Письмо сестре, вернулся к сирени

Бежал по тропке, учил стойкости

5. Работа в  группах.Упр.211 стр.114.

*проверка

*На полях в тетради ставят отметки в баллах

Вывод:

В 1 скл. у им. сущ. – окончание Е

В 3 скл. у им. сущ. - И

6. Самоконтроль (от лёгкого материала к более сложному)

*Учащиеся должны увидеть свои ошибки сразу же после работы

1 задание – минимум по программе. Обязательно определяется время на работу.

2 задание – связь с другими темами

3 задание – необычное, самое трудное

Оценивается работа в баллах

                                        1 задание

-Спиши словосочетания, вставив пропущенные буквы, подпиши склонение и падеж, выдели окончание. Вам на выполнение этого задания 3 минуты.

Шёл к избушк…, возил по пассажир…, сообщил по связ…. Слайд 5

*Проверка. На доске открывается запись Слайд 6

Шёл к избушке- 1, Д.

Возил по пассажиру – 2, Д.

Сообщил по связи – 3, Д.

-Кто выполнил так же? Вы можете поставить себе 5 балла.

*Если у учащихся есть ошибки они баллы себе не ставят.

                               2 задание

-Составь и запиши словосочетания в дательном падеже, если надо используй подходящие по смыслу предлоги. Подпиши склонение и падеж. На выполнение этого задания 4 минуты.

Помогать (мама) ,  подлетел (сирень), плыл (поверхность). Слайд 7

-Проверка. На доске открывается запись Слайд 8

Помогать маме – 1, Д.

Подлетел к сирени – 3, Д.

Плыл по поверхности – 3, Д.

Кто выполнил так же? Вы можете поставить себе 4 балла.

                                        3 задание

-Определи различие в значениях словосочетаний. Запиши вопрос, определи падеж, вставь окончание. Слайд 9

Подарок ( ) бабушк… , подарок ( ) бабушк…, письмо ( ) дедушк…, письмо ( ) дедушк…

*Проверка. На доске открывается запись . Слайд 10

Подарок (кому?) бабушке Д.

Подарок (кого?) бабушки Р.

Письмо (кому?) дедушке Д.

Письмо (кого?) дедушки Р.

-Кто выполнил так же? Вы можете поставить себе 5 баллов.

7. Итог урока

-Чему учились?

Примерная контрольная работа на дательный падеж имён существительных .

1)Поставь вопрос к существительному.

Определи склонение и падеж.

Вставь окончания.

Бежал по деревн…, писал по линейк…, подарил дочер…., скачет по дорожк…, гуляла по алле…, подошёл к площад…, экскурсия по Сибир…, письмо сестр…, вернулся к сирен… .

2)-Написать текст под диктовку.

В морозный зимний день подобрал я во дворе воробья. Он замерзал. Воробушек долго лежал на моей ладони, потом отогрелся и тихо пискнул. Я насыпал птичке крупы и налил водички.

-Найди существительные в дательном падеже, определи склонение.

-Придумай три предложения с именами существительными в дательном падеже, определи их склонение, выдели окончание. (Можно задать тему)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Минутка чистописания. Мм мо мя му На ветвях молодой рябины дружно кормятсявкусными ягодами снегири.

Слайд 2

Подходил к вод … к речк … к парт … к дочк …

Слайд 3

Идёт к стол … к кон … к петушк … к мор …

Слайд 4

Дивятся печ … совест … пристан … дочер …

Слайд 5

Шёл к избушк …, возил по пассажир…, сообщил по связ …. Спиши словосочетания, вставив пропущенные буквы, подпиши склонение и падеж, выдели окончание.

Слайд 6

Шёл к избушке- 1, Д. Возил по пассажиру – 2, Д. Сообщил по связи – 3, Д.

Слайд 7

Помогать (мама) , подлетел (сирень), плыл (поверхность). Составь и запиши словосочетания в дательном падеже, если надо используй подходящие по смыслу предлоги. Подпиши склонение и падеж. На выполнение этого задания.

Слайд 8

Помогать маме – 1, Д. Подлетел к сирени – 3, Д. Плыл по поверхности – 3, Д.

Слайд 9

Подарок ( ) бабушк … , подарок ( ) бабушк …, письмо ( ) дедушк …, письмо ( ) дедушк … Определи различие в значениях словосочетаний. Запиши вопрос, определи падеж, вставь окончание.

Слайд 10

Подарок (кому?) бабушке Д. Подарок (кого?) бабушки Р. Письмо (кому?) дедушке Д. Письмо (кого?) дедушки Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4класс РУССКИЙ ЯЗЫК Тема урока: Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже

Цели: развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже; познакомить с окончаниями имён существительных в дательном падеже; совершенствовать умение списывать текст; развивать о...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России

Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...

РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в дательном падеже.

Цели:  познакомить учащихся с правописанием окончаний имён существительных трёх склонений в Д.п.;  учить учащихся самостоятельно решать поставленную перед ними проблему, делать выводы, анализирова...

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

знакомить с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже;способствовать развитию орфографической зоркости; помогать умению правильно писать безударные окончания имен существите...

Технологическая карта русский язык 4 класс по теме «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже» »

 Ход урока.Содержание урока ( этапы)Деятельность учителяДеятельность ученикаУУД Организационный момент.-Мы сюда пришли учиться,Не лениться, а трудиться!Работаем старательно, слушаем в...

Правописание безударных окончания имён существительных в дательном падеже.

познакомить с окончаниями имён существительных в дательном падеже всех склонений; развивать умение распознавать имена существительные в  дательном  падеже...