Правописание безударных окончания имён существительных в дательном падеже.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кудухова Марина Арменовна

познакомить с окончаниями имён существительных в дательном падеже всех склонений; развивать умение распознавать имена существительные в  дательном  падеже

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Правописание  безударных окончания имён существительных в дательном падеже.

Цель: познакомить с окончаниями имён существительных в дательном падеже всех склонений; развивать умение распознавать имена существительные в  дательном  падеже.

Задачи:

  • отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных;  систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного, предложного падежей;  обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение  различать существительные родительного, дательного, предложного падежей ; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей;
  • воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Формируемые УУД:

Предметные: уметь определять окончание имен существительных через склонение.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ и синтез.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий соседа.

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.






                                                                                                Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

-Ребята, нам сегодня предстоит много работать, поэтому давайте сосредоточимся и сядем ровненько.

Я сегодня молодец,

На уроке удалец.

Спинку ровненько держу.

Все я знаю, все скажу,

Все красиво напишу.

.

-Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

2.Актуализация знаний.

2.1. Минутка чистописания

Слайд  1.

-Девиз нашего урока:

«Птицу  узнают  в  полете  - а  человека  -  в  работе».

Белые   бараны  били  в  барабаны.

-Какой звук часто слышится  в  этой  скороговорке?

- Охарактеризуйте  звук  б. (согласный,  звонкий,  парный)

-  Чем  на  письме  обозначаем  звук  б? (буквой)

- Как  называется  буква? (бэ)

Бб  бб  бм  об  ББ  бд  бу

-  Для  чего  нужны  скороговорки? (для  развития  дикции).

-  К  какому жанру  литературы  они  относятся? (к  устному  народному  творчеству)

-  Что  еще  относится  к  устному  народному  творчеству?

- Прочитайте  его  весело; грустно; торжественно.

- Запишите  скороговорку  в  тетрадь  и  сделайте  синтаксический  разбор  предложения.

 

-Запись у доски  и в  тетрадях соединений букв..

Устные ответы  детей.

(сказки,  пословицы,  поговорки,  прибаутки,  небылицы,  потешки)

Уч-ся  самостоятельно  выполняют  в  тетрадях.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ и синтез.

3. Постановка учебной проблемы

- С какой  большой  темой  мы  работаем? (имя  существительное)

- Что  такое  имя  существительное?

- Назовите  постоянные  признаки  имени  существительного (одушевленное  или  неодушевленное, собственное  или нарицательное, род,  склонение).

- Назовите непостоянные  признаки  имени  существительного. (падеж,  число).

Слайд 2.

Подошли к матер…;

Гулял  по  дорожк…;

Помогал  тет…;

Стучал  по  крыш…

Такой  падеж…

Я с детства не терплю

Давать.

Делиться чем-нибудь

С друзьями.

- Прочитайте  словосочетания. Определите  падеж имен существительных. (дательный)

- Как  вы  определили  падеж? (по  вопросу )

- Какие  вопросы  задаем  к  существительным  дательного  падежа  и  какие  предлоги с  ними  употребляем?

 Фронтальный  опрос.

- По смыслу не подходит

- Надо изменить окончания слов

- Из-за лени он не может прочитать даже книгу

- Не знаем окончания Д.п.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

4.Целеполагание

- Значит тема нашего урока?


-Какие цели  и  задачи поставим перед  собой  на  этом  уроке?

- Безударные окончания у существительных   дательного падежа.

- Узнать окончания существительных в  дательном  падеже , потренироваться их писать.

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

5. Открытие нового знания

  1. Вспомнить окончания склонений.

- Ребята, Незнайка  определял  склонение.  Посмотрите,  все  ли  у  него  верно?

Исправьте  его  ошибки. (слайд 3).

1 скл.            2 скл.               3 скл.

Ж.р.              м.р.            м. и ж. р.

-а;-я.            нулевое     с ь на кон

2. Работа  по  учебнику.

- Ребята, откройте учебники на странице 101  и  прочитайте  сведения  о  языке.

- А  теперь  попробуем  правильно  расставить  окончания  в  словосочетаниях на слайде 2.

3. Работа  по  карточкам.

- Ребята, перед  вами  карточки.  Перепишите  текст,  вставляя  окончания  имен  существительных.

     Учитель  раздал  карточки  по  математик…   Лена  подошла  к  подруг…  Маш…  и  стала  ей  помогать.  Девочк…  сразу  стало  все  понятно.

    Лена  всегда  помогает  и  матер…

    Хорошо,  когда  есть  настоящие  помощники.

       Взаимопроверка.

-  Ребята,  обменяйтесь  тетрадями  и проверьте  работу соседа  по  парте.

Что же мы знаем о Д.п.?

- Что ещё надо знать для написания окончания?  

- Какой способ мы знаем для написания безударных падежных окончаний сущ.?

Какие?  




4. Физминутка.

- Ребята,  я  называю  существительное. Если  оно  1  склонения – вы хлопаете, если  2  склонения – прыгаете,  если  3  склонения – приседаете.

    Мама,  лестница,  степь,  окно,  город,  дочь,  папа,  отец,  лист,  печь,  мяч,  парта,  учительница,  ученик,  рожь,  соль,  дело,  мел,  земля,  песня,  сугроб,  плащ,  учитель.

- Вопросы, предлоги

- Склонение

- 1 способ: 1) определить падеж, 2) определить склонение, 3) вспомнить окончание имен сущ. этого склонения в нужном падеже.

2 способ: проверить безударное падежное окончание имен сущ. того же типа склонения и в том же падеже.

- Повесть она моя, женский род. 3 ск. Чему? Окончание [-и]

Взаимопроверка.

Учащиеся  прыгают,  хлопают,  приседают.

Предметные: уметь определять окончание имен существительных через склонение.







Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ и синтез.

6.Закрепление изученного материала.

6. Повторение пройденного.

7. Воспитательный  момент.

8. Национально-региональный компонент.

9. Рефлексия.

10. Итог  урока.

11. Домашнее  задание.

5. Самостоятельная  работа. (по вариантам)

Упражнение 195.

- 1 вариант выполняет первые  4 строчки.

- 2 вариант  выполняет последние 4 строчки.

6. Словарный диктант.

     Береза,  воробей,  заяц,  земляника,  камыш,  капуста,  картофель,  корова,  лисица,  малина,  медведь,  овца,  огурец, помидор,  осина,  ворона,  сорока.

- Обратите  внимание на словарные слова. Как их можно назвать одним  словом?

- А  как  вы  относитесь  к  природе?

- Для  чего  она  нужна?

С  чем  у  вас ассоциируется береза? (с Россией)

- А  какая наша  Россия? (огромная,  могучая, любимая)

- Растут ли у нас в Осетии  березы?

- А  какие  деревья  у  нас  еще  растут?

- С чем у вас ассоциируется Осетия?

7.  Морфемный разбор  слова.

 (слайд 4)

- Вы видите  изображения березы, капуста, осина.

Преобразуйте  их в имена прилагательные.

Разберите  по составу эти прилагательные.

- Что  нового  мы  узнали  на  уроке?

- Понадобятся ли вам в жизни  эти  знания?

- Вспомните  девиз  урока:

«Птицу  узнают  в  полете,  а  человека – в работе!».

- Что бы вы сказали о себе? Каким вы были на уроке?

- Перед  вами на  столах  осенние листики.  На этом  листике поставьте себе  такую  отметку, которую  вы, на  ваш взгляд,  заслужили  сегодня.

- На карточках написаны  словосочетания. Выпишите их и вставьте  пропущенные  окончания.

Это  природа.

Взаимопроверка.

Пословицы недаром молвятся,

 Без них никак прожить нельзя!

 Они великие помощницы,

По жизни верные друзья.

 Порой они нас наставляют,

 Советы мудрые дают.

 Порой чему-то поучают

 И от беды нас берегут.

 Пословица вовек не сломится-

 Ведь с ней и горе, и беда.

 И наша речь красна пословицей:

 Не забывайте  их, друзья.

Предметные: уметь определять окончание имен существительных через склонение.






Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ и синтез.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Безударные окончания имён существительных в дательном падеже всех склонений"

Урок русского языка проводится в 4 классе по программе "Школа России". Учебно- методический комплекс В.П.Канакина. Тема "Безударные падежные окончания имён существительных в дательном падеже всех скло...

4класс РУССКИЙ ЯЗЫК Тема урока: Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже

Цели: развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже; познакомить с окончаниями имён существительных в дательном падеже; совершенствовать умение списывать текст; развивать о...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России

Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...

РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в дательном падеже.

Цели:  познакомить учащихся с правописанием окончаний имён существительных трёх склонений в Д.п.;  учить учащихся самостоятельно решать поставленную перед ними проблему, делать выводы, анализирова...

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

знакомить с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже;способствовать развитию орфографической зоркости; помогать умению правильно писать безударные окончания имен существите...

Технологическая карта русский язык 4 класс по теме «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже» »

 Ход урока.Содержание урока ( этапы)Деятельность учителяДеятельность ученикаУУД Организационный момент.-Мы сюда пришли учиться,Не лениться, а трудиться!Работаем старательно, слушаем в...