Урок "Безударные окончания имён существительных в дательном падеже всех склонений"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Энтина Виктория Валентиновна

Урок русского языка проводится в 4 классе по программе "Школа России". Учебно- методический комплекс В.П.Канакина. Тема "Безударные падежные окончания имён существительных в дательном падеже всех склонений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnye_okonchaniya_imyon_sushchestvitelnykh.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Безударные окончания имён существительных в дательном падеже всех склонений.

Цель: познакомить с окончаниями имён существительных в дательном падеже всех склонений; развивать умение распознавать имена существительные в Д.п.

Формируемые УУД

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ и синтез.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий соседа.

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

1.Оргмомент

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

2.Актуализация знаний

-Девиз нашего урока : «Кто много читает, тот много знает». Действительно русский язык тесно связан с литературой. Отгадайте о каких жанрах я сейчас говорю.

(запись у доски с объяснением орфограмм)

1 Повествовательное художественное произведение небольшого размера. (рассказ)

2 Повествовательное произведение обычно устного народного творчества о выдуманных событиях, лицах, с участием волшебных сил. (сказка)

3 Литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе. (повесть)

-Какой частью речи являются эти слова? Что мы знаем о имени существительном? Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Ко второму? К3? Определите их склонение (по одному слову). Почему? Запишите склонение

2.1. –А сейчас вспомним ещё один из жанров литературы. Но чтобы узнать его название  нам поможет приставка из слова (поговорка), корень из слова (предисловие), суффикс из слова (книжица), окончание из слова (былина). Что же получилось?  (пословица). Запишем это слово к нашим словам, определим склонение.

-Давайте зачитаем в словаре что же такое пословица

Пословица- один из видов устного народного творчества: краткое, нередко в стихотворной форме, народное высказывание.

Пословица ярко и образно украшает  русскую речь. В краткой форме отражается вся глубина мысли, жизненного опыта, переживаний русского народа.

Прочитайте пословицу . Что она означает.

В нашей библиотеке есть много книг о пословицах, с которыми вы можете познакомиться.

Но пословицы есть  не только у русских, но и у других народов.

2.2. Познакомимся с монгольской пословицей:

(на доске с пропущенными буквами)

Восход солнца природу пробуждает, чтение книги голову просветляет.

Почему так говорят? Что нужно сделать? (1 уч-ся вставляет и объясняет правописание ,остальные записывают её).

Какое задание вы ещё можете предложить к этому предложению? (2 уч-ся разбор по членам и частям речи, схема)

3. Постановка учебной проблемы.

(На доске карточки по одному слову с пословицей)

Ленивому , всё, книжка, Никитка,  не, до (Ленивому Никитке всё не до книжки)

-Пословица рассыпалась, давайте соберём

Почему не получается (надо изменить окончания слов).  Что означает эта пословица? Можем ли мы точно написать окончание сущ? Почему? (не знаем окончания Д.п.)

4.Целеполагание

(технологическая карта- что знаем, что нет) Значит тема нашего урока?(безударные окончания у существ . Д.п.)

Какие цели поставим на уроке?(узнать окончания сущ. В Д.п., потренироваться их писать)

5.Открытие нового знания

Что же мы знаем о Д.п.? (вопросы, предлоги). Что ещё надо знать для написания окончания?  (склонение). Какой способ мы знаем для написания безударных падежных окончаний сущ.? (слова- помощники с ударным окончанием) Какие?  Что мы знаем о правописании ударных  и безударных окончаний?

(вернёмся к пословице и проверим).

-давайте вернёмся к слову (повесть), которое записали в начале урока. Какое скл? Запишем его в Д.п. (с комментированием)  Какое окончание в Д.п. 3 скл?

 Давайте проверим свои предположения по учебнику на стр.113

(прочитали, рассказали друг другу).

Приведите свои примеры

6.Физминутка.

Потрудились- отдохнём, встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд, влево, вправо поворот.

Руки плавно опустили, вам улыбки подарили.

7.1. Работа по карточкам.  (самостоятельно, взаимопроверка, по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Вставить пропущенные окончания и определить склонение у имён существительных:

Нарисовал к сказк_

Учила храброст_

Фильм по легенд_

Письмо к читател_

Рисунок к повест_

(проверка)

Какое скл. не вызвало затруднений?

7.2. упр.210 (3пословица-1вар. 4пословица-2 вар.) Что обозначают эти пословицы. Проверка.

По речи узнают человека.3 скл. Д.п.

Делу время, потехе- час. 2скл Д.п.;        1 скл. Д.п. Основное время- делам, а потехе, веселью- досуг, свободное время

К всякой вещи относись бережно. 3 скл., Д.п.(последняя)

7.3. Чтобы прочитать красивое стихотворение о пословицах- нужно вставить слова, выполнив задание

Пословицы недаром молвятся,                                       Выбери имена существительные

 Без них никак прожить нельзя!                                

 Они великие помощницы

______________ верные друзья                    В Д.п. : * в жизни,  * из жизни,    * по жизни

 Порой они нас наставляют,

_____________ мудрые дают.                        Во мн.числе:  * наказ,  * советы,  *просьба

 Порой чему-то поучают

 И от беды нас берегут.

 _________вовек не сломится-                         1-го скл:  *быль, * пословица, *рассказ

 Ведь с ней и _________, и беда.                       2-го скл:  * удача, * радость,  * горе

 И наша _________ красна пословицей:        3-го скл:  *речь,  * разговор,  *молва

 Не забывайте их, друзья.

Прочитайте, что получилось.

Пословицы недаром молвятся,

 Без них никак прожить нельзя!

 Они великие помощницы,

По жизни верные друзья.

 Порой они нас наставляют,

 Советы мудрые дают.

 Порой чему-то поучают

 И от беды нас берегут.

 Пословица вовек не сломится-

 Ведь с ней и горе, и беда.

 И наша речь красна пословицей:

 Не забывайте  их, друзья.

8. Домашнее задание

1.стр.114 дописать оставшиеся пословицы из упр.210

2.Выбрать любые  3 пословицы, где есть сущ. В Д.п. –записать их и объяснить

9.Итог.

- Вернёмся к технологической карте.  (заполнение).  Давайте посмотрим , выполнили мы поставленные задачи. –            На уроке я узнал…

Я научился….      Мне понравилось…          Я мог бы сделать лучше…

Сегодня на уроке я был…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4класс РУССКИЙ ЯЗЫК Тема урока: Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже

Цели: развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже; познакомить с окончаниями имён существительных в дательном падеже; совершенствовать умение списывать текст; развивать о...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России

Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...

РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в дательном падеже.

Цели:  познакомить учащихся с правописанием окончаний имён существительных трёх склонений в Д.п.;  учить учащихся самостоятельно решать поставленную перед ними проблему, делать выводы, анализирова...

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

знакомить с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже;способствовать развитию орфографической зоркости; помогать умению правильно писать безударные окончания имен существите...

Технологическая карта русский язык 4 класс по теме «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже» »

 Ход урока.Содержание урока ( этапы)Деятельность учителяДеятельность ученикаУУД Организационный момент.-Мы сюда пришли учиться,Не лениться, а трудиться!Работаем старательно, слушаем в...

Правописание безударных окончания имён существительных в дательном падеже.

познакомить с окончаниями имён существительных в дательном падеже всех склонений; развивать умение распознавать имена существительные в  дательном  падеже...