Программа внеурочной деятельности "Раз-словечко, два-словечко" (1-4 класс с УУД)
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Кисарова Татьяна Юрьевна

Программа внеурочной деятельности "Раз-словечко, два-словечко" , направленна на углубленное изучение курса русского языка в начальных классах. Содержит теоретические знания, практические упражнения, занимательные задания. Занятия проходят в форме игры, викторины, путешествия и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vneurochnaya_deyatelnost_raz_slovechko_dva_slovechko.zip136.05 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы:

- Учебно-методическое пособие курса «Речь» Т.Н.Соколова;

- Учебный план и учебные программы школы;

        - Устав образовательного учреждения;

    – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785);

– Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте 04 февраля 2011 г. № 19707);

– Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707).;

– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Назначение программы

Программа "Раз -словечко, два -словечко" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

Актуальность  и перспективность программы

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают  необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.

В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к данному курсу должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Раз -словечко, два -словечко” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы данные занятия 7-10 лет.

Все темы изучаются в полном объеме во всех классах с 1-го по 4-ый включительно.1 класс – 33 часа, со 2 по 4 классы  по 34 часа за год. Общее количество часов за четыре года  класс обучения 135. Продолжительность одного занятия в 1 классе 35 минут, во 2- ых -4 – ых классов 40 минут.

Курс «Раз -словечко, два -словечко» направлен на достижение следующих целей:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Формы и методы работы.

Лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  •  научность;
  • сознательность и активность;
  •  наглядность;
  • доступность;
  •  связь теории с практикой;
  •  индивидуальный подход к учащимся.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

                         

Материал учебного курса «Раз -словечко, два -словечко» представлен в программе следующими 4- мя содержательными линиями:

  • Слово -43 часа
  • Предложение и словосочетание -23 часа
  • Текст -47 часов
  • Культура общения -22 часа

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  • личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
  • личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
  • деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

  • коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

  • познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

  • личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

 - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

     - интерес к изучению языка.

  • Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

2. Структура курса

Раздел программы

Количест

во часов

Всего часов

УУД

Теория

Практика

Слово                        

20

23

43

Коммуникативные:

эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества; способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу

Познавательные:  осознанное и произвольное построение высказываний в устной речи, структурирование знаний,  самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, формирование умения проводить теоретические   исследования, анализ объектов с целью выделения признаков

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

Личностные: развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, формирование

гражданской идентичности.

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

Регулятивные:- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

Предложение и словосочетание                    

10

13

23

Коммуникативные:  - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

-эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение слушать собеседника.

Познавательные: осознанное и произвольное построение высказываний в устной речи, структурирование знаний, извлечение необходимой информации из прослушенного текста.

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

Личностные:

- осознание роли речи в общении людей;

Регулятивные:  формирование умения правильно планировать свои действия, чтобы добиться верного результата

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Текст                                                    

20

27

47

Коммуникативные:  ориентация на позицию других людей, уважение иной точки зрения, эмоциональное отношение к процессу сотрудничества.

-умение слушать собеседника.

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

Познавательные:  осознанное и произвольное построение высказываний в устной речи, структурирование знаний;  самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, формирование умения проводить- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- теоретические   исследования,  анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: развитие готовности к сотрудничеству и дружбе,  

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

-внимание к мелодичности народной звучащей речи;

Регулятивные:    - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Культура общения                                  

10

12

22

Коммуникативные:  ориентация на позицию других людей, уважение иной точки зрения, эмоциональное отношение к процессу сотрудничества.

-умение слушать собеседника.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные: осознанное и произвольное построение высказываний в устной речи, структурирование знаний, извлечение необходимой информации из прослушенного текста.

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Личностные:  развитие готовности к сотрудничеству и дружбе,

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

 - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

  - интерес к изучению языка.

Регулятивные:  - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Итого:

60

75

135

3. Содержание курса (135 часов)

Слово. (43 часа)

Речь и ее значение в жизни. Техника речи.

Речь.  Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Слова – «родственники».Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову  слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение  многозначного слова  по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и  топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Предложение и словосочетание. (23 часа)

Предложение.  Умение  членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками). Виды предложений по цели высказывания и интонации.  Умение редактировать сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова.

Текст. (47 часов)

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от  отдельных предложений, не  объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и  стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

 Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.

Культура  общения. (22 часа)

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.  Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме.  Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

                   

  Информационно – методическое обеспечение

Литература.

  1.  Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2.  Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3.  Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4.  Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  5.  Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 19
  6.  Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокоп91 г.енко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  7. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
  8. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010
  9. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
  10. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
  11. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 1992
  12. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
  13. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
  14. Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980
  15. Подгаецкая И.М. Воспитание  у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
  16. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
  17. Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.
  18. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/(А. Г. Асмолов,
  19. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

    Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Сайт  детского  познавательного  журнала  «Весёлые  медвежата» http://www.medvejata.ru/greenlight/
  2. Сайт  «Сеть  творческих  учителей» http://www.it-n.ru/Board.aspx?cat_no=2168&Tmpl=Thread&BoardId=2170&ThreadId=23860
  3. Сайт  «Детские  электронные  книги  и  презентации» http://viki.rdf.ru/cat/1_klass/
  4. Информационный  образовательный портал http://www.rusedu.ru/subcat_28.html 

Предполагаемый результат реализации программы:

К окончанию курса «Раз-словечко, два-словечко» обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и понятиями:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

овладеть умениями:

- уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по  образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи.

Мониторинговая карта результатов освоения программы

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Личностные

Метапредметные

Положительное отношение к родному языку

 

Осознанное и произвольное построение высказываний в устной и письменной речи, структурирование знаний, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Работа с тематическими текстами

январь, май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по русскому языку ГРАМОТЕЙКА. 1 класс.

Цель: развитие восприятия младших школьников и изучение алфавита....

Программа внеурочной деятельности по литературному чтению 1-4 классы

Программа представляет собой раздел курса "Литература как предмет эстетического цикла". Курс расчитан на четыре года обучения в начальной школе. Оснавная задача - воспитание эстетически развитого чита...

Программа внеурочной деятельности " По следам иголочки"(1-2 класс)

Программа «По следам иголочки» является продолжением уроков технологии, изобразительного искусства.Составлена на в соответствии с ФГОС по УМК " Школа 2100" Занятия по программе « По следам иго...

Рабочая программа внеурочных занятий "Дружим с математикой" для 2 класса на основе УМК "Начальная школа 21 век" автора Е.Э. Кочуровой

Рабочая программа внеурочных занятий по математике расчитана на 34 часа и составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой по УМК "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС.  Рабоча...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ» 4 КЛАСС

Планируемые результатыЛичностные УУД:Будут сформированы:- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;- широкая мотивационная основа учебн...