Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Нередко в объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее составляющие. Поможет в этом составление схемы.
“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки. Также и в нашей схеме. Схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.
Данный метод хорошо использовать на обобщающих уроках, когда надо собрать полученную информацию воедино.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка во 2 классе: "Части речи". | 16.55 КБ |
Приложения к уроку русского языка во 2 классе: "Части речи" (презентация, карточки). | 149.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка).
Побережнюк Елена Валерьевна учитель начальных классов
ЧОУ – СОШ «Новый путь» г. Армавир Краснодарский край
Нередко в объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее составляющие. Поможет в этом составление схемы.
“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки. Также и в нашей схеме. Схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.
Данный метод хорошо использовать на обобщающих уроках, когда надо собрать полученную информацию воедино.
2 класс. Тема: Части речи.
Цели урока:
- обобщить представления учащихся о частях реи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;
- научить детей различать части речи, классифицировать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия по группам;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Задачи урока:
- формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
- развивать мышление, воображение, память, связную речь;
- воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;
- реализовывать творческие способности школьников.
Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:
- овладение навыками сравнения, по результатам наблюдения формулировать выводы в соответствии с целями и задачами;
- формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- развитие навыков сотрудничества;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Предполагаемые предметные результаты:
- развитие орфографической зоркости, переключаемости внимания, оперативной памяти;
- уточнение представлений об особенностях имени существительного, прилагательного и глагола;
- формирование организованности, усидчивости, ответственности.
Оборудование: презентация PowerPoint (Приложение 1), индивидуальные карточки (Приложение 2), карточки для работы в парах (Приложение 3), карточки для проверочной работы (Приложение 4).
План урока.
- Вызов. Актуализация знаний(10 мин.)
- Осмысление содержания (20 мин.)
- Наблюдение.
- Работа со схемой.
- Вывод.
- Проверочная работа (5 – 7 мин.)
- Рефлексия (3 – 4 мин.)
Ход урока.
- Вызов.
- Ребята, прочитайте стихотворения на слайде (Слайд № 2).
- Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О частях речи)
- У каждого из вас карточки, которые нужно заполнить. (Приложение 2)
Работа с текстом: выборочный диктант. Учитель читает предложения, а школьники выписывают слова в три колонки: 1) имена существительные; 2) имена прилагательные; 3) глаголы.
Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ | ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ | ГЛАГОЛЫ |
|
|
|
Ива.
По берегам лесных малых рек и старым канавам растёт зелёная ива. Кто не знает этого слабого лёгкого дерева?
Ранней весной цветёт нежная ива. Золотистую пыльцу с жёлтых пуховиков собирают пчёлы. В ивовых кустах весною живут и поют голосистые соловьи.
Из ивовых тонких сучьев делают дети дудки – свирели.
Из гибких прутьев ивы умелые люди плетут большие корзины.
- А что знаете вы по этой теме нашего урока? Какие бывают части речи? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
- Осмысление содержания:
Этап обобщения изученного. Работа в паре с карточками (Приложение 3). Ребята в ходе обсуждения заполняют карточку.
Действия учителя | Действия учащихся | Изображения на доске |
1.Наблюдение над разновидностью частей речи. | ||
- Назовите части речи, которые вы знаете? - Как определить часть речи? | Предположения детей: задать к слову вопрос, узнать, что слово обозначает: предмет, признак или действие. | См. презентацию Слайд № 2. |
2. Оформление схемы | ||
Постановка проблемного вопроса. В какие группы можно распределить разные слова? Составим и заполним следующую схему о разновидностях частей речи. Схема наша очень похожа на скелет рыбы. В голове рыбы запишем проблему, которую мы будем решать на уроке. | Оформление схемы: - Как определить часть речи? (голова). | См. презентацию Слайд № 3. Слайд № 4. Слайд № 5. |
Решение поставленной проблемы На какие три группы можно разделить всё многообразие слов, которые мы изучали? Напишем название этих групп на верхних косточках. - Какие слова относятся к именам существительным? Кто догадался, как проверить, что данное слово - существительное?
Запишем это на соответствующей нижней косточке. Приведите примеры. - Какие слова относятся к именам прилагательным? Приведите примеры. А есть такие слова, которые обозначают действия предметов. Как поступить в этом случае? К какой группе отнести эти слова? Приведите примеры. Физкультминутка. Игра на внимание: «Не ошибись». Учитель поочередно называет слова: существительные, прилагательные, глаголы ( гараж, машина, ехать, ловкий…). Дети на каждое слово выполняют определённые упражнения:
Слова называются всё быстрее и в разном порядке. | - Имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Оформление схемы: верхние кости - Имена существительные отвечают на вопросы КТО? и ЧТО? и обозначают предмет. Оформление схемы: нижние косточки - запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (слов – имён существительных). Ученик, машина, собака… - Имена прилагательные отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и обозначают признак предмета. Оформление схемы: нижние косточки - запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (слов – имён прилагательных). Красивый, умный, большой, маленький…
- Действие обозначают глаголы. Они отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Бегать, прыгать, думать… | Слайд № 6. Слайд № 7. См.презентацию Слайд № 8. Слайд № 9. Слайды № 10, 11. |
3.Вывод | ||
-Ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Как определить часть речи? - На какие группы мы разделили части речи? - Какой вывод сделаем? - Запишем вывод в хвосте рыбы. У каждой пары учеников карточка с изображением рыбьего скелета будет заполнена (Приложение 3) - Ребята, а какую роль в русском языке выполняют части речи? | Имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Чтобы определить, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и узнать, что оно обозначает. | См.презентацию Слайд № 12. |
- Проверочная работа с учётом индивидуально-дифференцированного подхода (Приложение 4).
Карточка 1 для детей с повышенной мотивацией в обучении.
Карточка 2 для учеников со средним уровнем.
Карточка 3 для школьников, которым требуется направляющая помощь.
- Рефлексия:
Анализ полученной информации.
- Сегодня я узнал (а)…
- Было интересно…
- Было трудно….
- Теперь я могу…
Самооценка работы в паре:
Вся работа полностью выполнена мною
Я ничего не сделал (не сделала)
Рекомендации учителю по результатам анализа наиболее распространенных ошибок.
1. При составлении схемы дети зачастую путаются в определении частей проблемы и признаков. Но чем чаще учитель использует на уроках методы развития критического мышления, а именно “Fish bone”, тем меньше затруднений возникает у школьников.
2.В проверочной работе важно точно определить индивидуальные возможности каждого ученика и подобрать необходимую карточку.
Карточка 1 для детей с повышенной мотивацией в обучении.
Карточка 2 для учеников со средним уровнем.
Карточка 3 для школьников, которым требуется направляющая помощь.
Причём учителю нужно учесть уровень подготовки учеников по данной теме.
3. При оценивании учеников учитывать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку. Использование технологии критического мышления
3 класс. Русский язык. Тема. Изложение. Цель: формирование умения определять тему текста, устанавливать связь заголовка с темой текста, развитие восприятия, мышления Ход урока. 1.Орган...
Урок – КВН по русскому языку в 4 классе Тема: «Части речи» (обобщение по теме)
Цели: сформировать навыки учебной деятельности, интерес к более глубокому изучению предмета, развивать логическое мышл...
Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Какие бывают растения.
Нередко в объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...
Презентация к уроку окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Какие бывают растения.
Приложение к уроку....
Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.
Обобщающий урок.Собирается воедино информация о частях речи. Поможет в этом составление схемы.“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки. Также и в нашей схеме...
«Урок русского языка с использованием технологий развития критического мышления – метод «Фишбоун» (под именем Ишикавы (Исикавы)».
Введение Урок русского языка с использованием технологий развития критического мышления – метод «Фишбоун» (под...
Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка).
Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка)....