Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Какие бывают растения.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Побережнюк Елена Валерьевна

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее составляющие. Поможет в этом составление схемы.

“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки.  Также и в нашей схеме. Схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет.   В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные причины или части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира  с использованием технологии  развития критического мышления -  метод  «Фишбоун» (Д. Баланка).

Побережнюк Елена Валерьевна учитель начальных классов

ЧОУ – СОШ «Новый путь» г. Армавир Краснодарский край

2 класс. Тема: Какие бывают растения.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с разнообразием растений  (дерево, кустарник, трава);
  • научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать их по группам;
  • воспитывать бережное отношение к живой природе.

Задачи урока:

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
  • развивать мышление, воображение,  память,  связную речь;
  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;
  • реализовывать творческие способности школьников.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

  • овладение навыками сравнения, по результатам  наблюдения формулировать выводы  в соответствии с целями и задачами;
  • формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Форма проведения: работа в группах, парах, фронтальная работа.

Формируемые  УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:  умение  формулировать тему и цель урока, планировать своё учебное действие в соответствии с поставленной задачей, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной (схематической)  форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе.

Познавательные УУД:  умение ориентироваться в собственной  системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: диалог, постановка проблемы

Педагогические технологии:

проблемно-диалогического обучения,

деятельностного метода обучения,

развития критического мышления.

Методы  обучения:

диалогический,

исследовательский

метод  «Фишбоун» (Д. Баланка)

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее составляющие. Поможет в этом составление схемы.

“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки.  Также и в нашей схеме. Схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет.   В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные причины или части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.

Оборудование: индивидуальные карточки (Приложение 1), карточки для работы в парах (Приложение 2, 3), презентация PowerPoint (Приложение 4).

Ход урока.

  1. Вызов.

 - Ребята, посмотрите на картинки на слайде (Слайд № 2). Что вы видите?  (Разные растения)

- Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?  (О растениях)

 - У каждого из вас карточки, которую вы заполните в течение урока (Приложение 1)

ЗНАЮ      

ХОЧУ  УЗНАТЬ        

              УЗНАЛ

 

 

 

- А что знаете вы по этой теме нашего урока? Какие бывают растения? Учащиеся вспоминают информацию, которой они владеют по данной теме, и  заполняют первую часть таблицы (Знаю).

 - А что бы вы хотели узнать о растениях?

Учитель предлагает детям высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме.

Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать).

Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах.

 Заполнение третьего столбца таблицы (Узнал) предполагается на стадии рефлексии в конце урока.

  1. Осмысление содержания:

Этап ознакомления с новым материалом. Работа  в паре с карточками.

Приложение 2

                                                                       

Приложение 3

                       

                                                                     

             

Действия учителя

Действия учащихся

ИКТ

(Приложение 4)

1.Наблюдение за многообразием растений.

- Назовите растения, которые вы видите на слайдах.

- Чем похожи все растения? Что общего у разных растений?

 - А чем отличаются?

 - У всех растений есть корень, стебель (или ствол), листья, цветки, могут быть плоды с семенами.

- Некоторые  большие растения (деревья) имеют стволы. А у маленьких растений (у травы) вместо стволов мягкие стебли. Интересно смотреть на кусты: у них много стволов, только стволы эти тонкие.

 

Слайд 2.

Слайд 3.

2. Оформление схемы

Постановка проблемного вопроса.

В какие группы можно распределить разные растения?

Составим и заполним следующую схему о разновидностях растений. Схема наша очень похожа на скелет рыбы.

В голове рыбы запишем проблему, которую мы будем решать на уроке.

Оформление схемы:

- Какие бывают растения? (голова).

Слайд 4.

        

Слайд 5.

Решение поставленной проблемы

На какие три  группы можно разделить всё многообразие растений?

Напишем название этих групп на верхних косточках.

 - Какие растения относятся к деревьям?

Кто догадался, как проверить, что данное растение - дерево?

 Чем отличается дерево от остальных растений?

Запишем это на соответствующей нижней косточке.

Приведите примеры.

- Что такое кустарники?

Что можно сказать о кустарнике?

Приведите примеры.

А есть такие растения, у которых нет стволов. Как поступить в этом случае? К какой группе отнести эти растения? Что можете сказать о растениях-травах?

Приведите примеры.

Физкультминутка.  Игра на внимание:  «Не ошибись».

Учитель поочередно называет

3 слова: деревья, кустарники, травы. Дети на каждое слово выполняют определённые упражнения:

  • деревья – прыжок вверх;
  • кустарники – руки в стороны;
  • травы – приседание.

Слова называются всё быстрее и в разном порядке.

- Травы, кустарники, деревья.

Оформление схемы:

верхние кости

 - У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки.

Оформление схемы:

нижняя косточка

запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (названия деревьев).

Сосна, ель, берёза, клён…

Кустарник имеет не один ствол, а много стволов.

Постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволы.  

Оформление схемы:

нижняя косточка

запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (названия кустарников).

Смородина, шиповник, малина, калина…

 - Травы имеют мягкие зеленые стебли. Травы живут меньше, чем деревья и кустарники.

Подорожник, душица, ромашка, лютики…

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

3.Вывод

 -Ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Какие бывают растения?

 - На какие группы мы разделили  растения?

 - Какой вывод сделаем?

 - Запишем вывод в хвосте рыбы.

У каждой пары учеников карточка с изображением рыбьего скелета будет заполнена (Приложение)

 - Ребята, а какую роль как представители живой природы выполняют растения? И какое значение растения имеют для человека?

 Деревья, кустарники, травы.

Чтобы определить, к какой группе относится растение, надо определить его главный отличительный признак: вид ствола (если он есть).

Слайд 12.

  1. Проверочная работа с учётом индивидуально-дифференцированного подхода (Приложение).

Карточка 1 для детей с повышенной мотивацией в обучении.

Карточка 2 для учеников со средним уровнем.

Карточка 3 для школьников, которым требуется направляющая помощь.

Проверочная работа по теме:  «Какие бывают растения» (ИДП)

Карточка  1.

Дайте определения.

Деревья – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кустарники - это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Травы – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 2.

Дайте определения.

Деревья – это ______________________, у которых_________________ствол  __________ ____________________________________________________________________________

Кустарники - это _____________________ , у которых _____________________________________________________________________________

Травы – это _____________________, у которых__________________________стебли  и _____________________________________________________________________________

Карточка 3.

Деревья – это _________________,которых_________________ствол, покрытый___________________,  от него отходят___________________________________

Кустарники - это _____________________ , у которых ________________стволов_______________________________________________________

Травы – это _____________________, у которых__________________________стебли  и _____________________________________________________________________________

  1. Рефлексия:

Анализ полученной информации.

Заполнение третьего столбца таблицы «Узнал» (Приложение 1).

 - Сегодня я узнал (а)…

 - Было интересно…

 - Было трудно….

 - Теперь я могу…

Самооценка работы в паре:

        Вся работа полностью выполнена мною

        Я ничего не сделал (не сделала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.

Обобщающий урок.Собирается воедино информация о частях речи. Поможет в этом составление схемы.“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки.  Также и в нашей схеме...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...

Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: Какие бывают растения.

Урок окружающего мира  с использованием технологии  развития критического мышления -  метод  «Фишбоун» (Д. Баланка).“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и ни...

Конспект урока по окружающему миру с использованием технологии развития критического мышления. 2 класс Тема «Какими бывают горы» по учебнику О. Т. Поглазова.

Цель урока : развитие критического мышления, участие в проектной деятельности Задачи: ввести понятие горы, горные хребты, познакомить с основным и частями гор, виды гор по высоте, участие в проект...

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "Какие бывают растения"

Цели урока:·  познакомить учащихся с разнообразием растений  (дерево, кустарник, трава);·  научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать...

Конспект урока по "Окружающему миру", 2 класс, тема: Какие бывают растения

Класс: 2ГУМК: Школа РоссииТема урока: Какие бывают растенияТип урока: Открытие новых знанийЦель: познакомить учащихся с жизненными формами растений, их особенностями.Задачи:Образовательная:1. Познаком...