Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Какие бывают растения.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Нередко в объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее составляющие. Поможет в этом составление схемы.
“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки. Также и в нашей схеме. Схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные причины или части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка).
Побережнюк Елена Валерьевна учитель начальных классов
ЧОУ – СОШ «Новый путь» г. Армавир Краснодарский край
2 класс. Тема: Какие бывают растения.
Цели урока:
- познакомить учащихся с разнообразием растений (дерево, кустарник, трава);
- научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать их по группам;
- воспитывать бережное отношение к живой природе.
Задачи урока:
- формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
- развивать мышление, воображение, память, связную речь;
- воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;
- реализовывать творческие способности школьников.
Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:
- овладение навыками сравнения, по результатам наблюдения формулировать выводы в соответствии с целями и задачами;
- формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- развитие навыков сотрудничества;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Форма проведения: работа в группах, парах, фронтальная работа.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цель урока, планировать своё учебное действие в соответствии с поставленной задачей, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной (схематической) форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственной системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: диалог, постановка проблемы
Педагогические технологии:
проблемно-диалогического обучения,
деятельностного метода обучения,
развития критического мышления.
Методы обучения:
диалогический,
исследовательский
метод «Фишбоун» (Д. Баланка)
Нередко в объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее составляющие. Поможет в этом составление схемы.
“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки. Также и в нашей схеме. Схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные причины или части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.
Оборудование: индивидуальные карточки (Приложение 1), карточки для работы в парах (Приложение 2, 3), презентация PowerPoint (Приложение 4).
Ход урока.
- Вызов.
- Ребята, посмотрите на картинки на слайде (Слайд № 2). Что вы видите? (Разные растения)
- Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О растениях)
- У каждого из вас карточки, которую вы заполните в течение урока (Приложение 1)
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
|
|
|
- А что знаете вы по этой теме нашего урока? Какие бывают растения? Учащиеся вспоминают информацию, которой они владеют по данной теме, и заполняют первую часть таблицы (Знаю).
- А что бы вы хотели узнать о растениях?
Учитель предлагает детям высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме.
Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать).
Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах.
Заполнение третьего столбца таблицы (Узнал) предполагается на стадии рефлексии в конце урока.
- Осмысление содержания:
Этап ознакомления с новым материалом. Работа в паре с карточками.
Приложение 2
Приложение 3
Действия учителя | Действия учащихся | ИКТ (Приложение 4) |
1.Наблюдение за многообразием растений. | ||
- Назовите растения, которые вы видите на слайдах. - Чем похожи все растения? Что общего у разных растений? - А чем отличаются? | - У всех растений есть корень, стебель (или ствол), листья, цветки, могут быть плоды с семенами. - Некоторые большие растения (деревья) имеют стволы. А у маленьких растений (у травы) вместо стволов мягкие стебли. Интересно смотреть на кусты: у них много стволов, только стволы эти тонкие.
| Слайд 2. Слайд 3. |
2. Оформление схемы | ||
Постановка проблемного вопроса. В какие группы можно распределить разные растения? Составим и заполним следующую схему о разновидностях растений. Схема наша очень похожа на скелет рыбы. В голове рыбы запишем проблему, которую мы будем решать на уроке. | Оформление схемы: - Какие бывают растения? (голова). | Слайд 4.
Слайд 5. |
Решение поставленной проблемы На какие три группы можно разделить всё многообразие растений? Напишем название этих групп на верхних косточках. - Какие растения относятся к деревьям? Кто догадался, как проверить, что данное растение - дерево? Чем отличается дерево от остальных растений? Запишем это на соответствующей нижней косточке. Приведите примеры. - Что такое кустарники? Что можно сказать о кустарнике? Приведите примеры. А есть такие растения, у которых нет стволов. Как поступить в этом случае? К какой группе отнести эти растения? Что можете сказать о растениях-травах? Приведите примеры. Физкультминутка. Игра на внимание: «Не ошибись». Учитель поочередно называет 3 слова: деревья, кустарники, травы. Дети на каждое слово выполняют определённые упражнения:
Слова называются всё быстрее и в разном порядке. | - Травы, кустарники, деревья. Оформление схемы: верхние кости - У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки. Оформление схемы: нижняя косточка запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (названия деревьев). Сосна, ель, берёза, клён… Кустарник имеет не один ствол, а много стволов. Постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволы. Оформление схемы: нижняя косточка запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (названия кустарников). Смородина, шиповник, малина, калина… - Травы имеют мягкие зеленые стебли. Травы живут меньше, чем деревья и кустарники. Подорожник, душица, ромашка, лютики… | Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. Слайд 11. |
3.Вывод | ||
-Ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Какие бывают растения? - На какие группы мы разделили растения? - Какой вывод сделаем? - Запишем вывод в хвосте рыбы. У каждой пары учеников карточка с изображением рыбьего скелета будет заполнена (Приложение) - Ребята, а какую роль как представители живой природы выполняют растения? И какое значение растения имеют для человека? | Деревья, кустарники, травы. Чтобы определить, к какой группе относится растение, надо определить его главный отличительный признак: вид ствола (если он есть). | Слайд 12. |
- Проверочная работа с учётом индивидуально-дифференцированного подхода (Приложение).
Карточка 1 для детей с повышенной мотивацией в обучении.
Карточка 2 для учеников со средним уровнем.
Карточка 3 для школьников, которым требуется направляющая помощь.
Проверочная работа по теме: «Какие бывают растения» (ИДП)
Карточка 1.
Дайте определения.
Деревья – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кустарники - это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Травы – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 2.
Дайте определения.
Деревья – это ______________________, у которых_________________ствол __________ ____________________________________________________________________________
Кустарники - это _____________________ , у которых _____________________________________________________________________________
Травы – это _____________________, у которых__________________________стебли и _____________________________________________________________________________
Карточка 3.
Деревья – это _________________,которых_________________ствол, покрытый___________________, от него отходят___________________________________
Кустарники - это _____________________ , у которых ________________стволов_______________________________________________________
Травы – это _____________________, у которых__________________________стебли и _____________________________________________________________________________
- Рефлексия:
Анализ полученной информации.
Заполнение третьего столбца таблицы «Узнал» (Приложение 1).
- Сегодня я узнал (а)…
- Было интересно…
- Было трудно….
- Теперь я могу…
Самооценка работы в паре:
Вся работа полностью выполнена мною
Я ничего не сделал (не сделала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Какие бывают растения.
Приложение к уроку....
Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.
Обобщающий урок.Собирается воедино информация о частях речи. Поможет в этом составление схемы.“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки. Также и в нашей схеме...
Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.
Нередко в объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: Какие бывают растения.
Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка).“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и ни...
Конспект урока по окружающему миру с использованием технологии развития критического мышления. 2 класс Тема «Какими бывают горы» по учебнику О. Т. Поглазова.
Цель урока : развитие критического мышления, участие в проектной деятельности Задачи: ввести понятие горы, горные хребты, познакомить с основным и частями гор, виды гор по высоте, участие в проект...
Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "Какие бывают растения"
Цели урока:· познакомить учащихся с разнообразием растений (дерево, кустарник, трава);· научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать...
Конспект урока по "Окружающему миру", 2 класс, тема: Какие бывают растения
Класс: 2ГУМК: Школа РоссииТема урока: Какие бывают растенияТип урока: Открытие новых знанийЦель: познакомить учащихся с жизненными формами растений, их особенностями.Задачи:Образовательная:1. Познаком...