Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку

Чистякова Светлана Юрьевна

Игры и упражнения на правописание парной согласной; безударной гласной в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_igrovye_priyomy_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

         

 Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка

Игры и занимательные упражнения на правописание парной согласной.

  1. Игра «Только минус». На доске записаны вперемежку слова с парными согласными в сильных и слабых позициях.

Нужно списать только те слова, в которых есть парные согласные в слабых позициях, и обозначить такие согласные знаком «-».

Сборы, гром, поход, парус, ветер, остров, поляна, березка, палатка, пень, травка, пароход, клен, рыбка, лодка, разведка, тополь, деревья, крошки, карась, рубашка, дорога, нитки, поплавки.

В следующий раз можно поиграть с «+», отмечая слабые позиции «-», а сильные- «+».

  1. Игра «Сильный- слабый». Игроки 1 команды называют слово с парной согласной в слабой позиции, а ученики 2 команды- это же слово в сильной . затем они меняются ролями.
  2. Игра «Скажи наоборот». (2 человека или 2 команды.) на доске записаны 2столбика слов. Нужно произнести звуки каждого слова в обратном порядке и записать полученные слова рядом с данными.

можно провести игру со словами: раб, торг, дог, пыж, горб, лед, куб, лен, лей, лоб, люк, год, шей, шел, лещ, краб.

В игре может участвовать весь класс .Детям дается аналогичное задание на 5 минут. Победителями считаются те, кто правильно запишут наибольшее количество слов.

  1. Игра «Сколько звуков ш?». На доске записано стихотворение В. Приходько. Нужно сосчитать сколько звуков ш в этом стихотворении. Победитель тот, кто сосчитает все звуки ш в стихотворении. Текст можно раздробить, включая в орфографические минутки на уроках.

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели по дорожке, и щелкали орешки-
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идешь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

Если кошке по пути- отчего не подвезти.

  1. В 1 классе рекомендую постоянно обращаться к звуковой схеме слова. Разберем фрагмент урока.
  • Отправимся за грибами. Какие съедобные грибы знаете? Прочитайте стихотворение. Будете писать его по памяти.

А во мху, как на подушке,

Чье-то беленькое ушко,

И за ним еще штук пять.

Это грузди! Надо взять.

  • О каких грибах идет речь? Сколько грибов положили в кузовок? (Шесть.)

-Где нашли грибы? (Во мху.)

  • Что это значит? (Грибы любят сырые места.)
  • Составьте звуковую схему слова грузди. Охарактеризуйте звуковой состав слова.
  • Если вы найдете только один гриб, как вы скажете? Составьте звуковую схему слова груздь. Сравните написание слова грузди и груздь.
  • Звучание слова груздь совпадает со словом грусть. Прочитайте: грусть, значит, грустить. Подберите близкие по смыслу слова к слову грустить. (Горевать, тосковать, печалиться, огорчаться, кручиниться.)
  • Составьте звуковую схему слова грусть. Что вы заметили?.

6. В начальной школе обычно осваивается один способ проверки: после парного согласного должен следовать гласный. Другой способ- проверка последующим сонорным- иногда надолго остается закрытым для учащихся.

Наблюдая собственное произношение, ученики самостоятельно делают выводы.

Огород, огородник, огороды.

Везла, везет, повезет, вез.

7.Чаще всего для работы по теме отбираются имена существительные в именительном падеже. Но орфографическое правило распространяется и на формы косвенного падежа. Прочитайте слова: ягода, роза, слеза, слово, забота.

На какой вопрос отвечают эти слова? Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Поставьте к ним вопрос. Полученные слова измените так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Вам поможет слово нет. Например, нет (чего?) ягод.

Запись: один                   много

                      ягода                     ягод

8.Имена прилагательные в речи детей младшего школьного возраста встречаются редко, особенно у первоклассников. Однако это не является серьезным аргументом для исключения прилагательных из системы упражнений - Прочитайте слова парами. Правильно ставьте ударение.

дорог- дорога        

 молод- молода

 глуп-глупа

- Написание каких слов надо проверять? Докажите. Какими словами проверяем? Почему эти слова проверочные? Спишите, проставляя ударение.

Игры и занимательные упражнения на правописание безударной гласной.

  1. Игра «Поединок».

Играющим вручаются списки односложных слов. Каждый игрок по очереди читает слово из своего списка, а «противник» в ответ изменяет слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции.

Стол сад пол лист мост винт глаз снег шип рог

Игрокам можно предложить и другой вариант: списки двухсложных слов с корневым гласным в слабой позиции. Нужно подобрать по два слова так, чтобы этот гласный оказался в сильной позиции:

Дома, дожди, зима, трава, река ,носы, нога, змея, возы, ходить, коты, мосты.

  1. Игра «Чей ряд лучше?» У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами А, О, Е, И, Я. Все буквы разного цвета.

Ведущий называет слова с безударными гласными в корне. Дети поднимают карточку с нужной буквой.

  1. «Конкурс знатоков»

На столе обратной стороной вверх разложены карточки со словами, в которых пропущены безударные гласные в корне. Ученики выбирают карточку, читают слово и говорят, какую гласную нужно вставить в каждое слово и как проверить. Например: з_мя, б_рец, скр_ пит, р_ гатый, д_машний, пог_сить, пч_ла, т_ шина, ч_совой, в_дяной, в_рить, кр_ снеть и др.

  1. Игра «Кто быстрее» ( 2 ком. по 5 человек) на доске записаны слова с безударными гласными в корне

Игрокам нужно вставить пропущенные гласные и записать по два проверочных слова.

К_л_сок-                       д_р_вянный

Г_л_ва-        з_л_неет

В л сок-        в_с_литься

Д_р_гой-                       в_ч_рок

М_ л_ дой-                    д_ш_веет

  1. Игра «Кто больше?» Ведущий называет слово с безударной гласной в корне. Игроки должны за одну минуту подобрать и записать как можно больше слов проверочных к данному.

Выигрывает тот, кто больше всех подберет проверочных слов.

Можно провести игру наоборот: ведущий называет проверочное слово, а игроки подбирают слова с безударной гласной.

  1. Игра «Различай на слух».

Ведущий читает каждому из игроков по четверостишию. Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по- разному и объясняют их правописание.

Мама простыни стирала И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

Гири брат мой поднимает, Свою силу развивает.

А на крыше мой флажок Развевает ветерок.

К старости на дедушка Очень поседел.

Он в саду на бревнышко сел и посидел.

  1. Игра «Спрашивай - ответим». (2 ком. по 4 чел.)

Каждый игрок готовит по 2слова с проверяемой безударной гласной. Игрок 1- й команды задает вопрос игроку 2- й команды, например: «Какая безударная гласная в слове стрелять и как ее проверить?» Тот отвечает : «Безударная гласная Е, проверяем: СТРЕЛЫ». Затем другие игроки задают свои вопросы. После этого команды меняются ролями.

  1. Игра «Е и Е» (2ком.по 5 чел.)Для каждой команды на доске записан столбик слов с безударной гласной Е.

Каждый игрок должен в одном слове поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную Е и записать справа проверочное слово. Выигрывает команда, которая правильно и быстро справиться с заданием.

Сестра-

бревно-

Пчела-

стекло-

Слеза-

весло-

Весна-

зерно-

Черта-

гнездо-

Игру можно повторить со словами: нести, пестреть, тереть, темнеть, лететь, тепло, легко, кленовый, медовый, ледяной.

9. Игра «Эстафета»

Команды получают карточки со словами.

Гр_за

р_ды    

М_чты

М_ста

в_рить

Кр_чать

Сл_ны

т_шина

б_жать

Сл_ва

д_ла

д_ревья

Х_лмы

з_мля

Р_ка

М_ря

Ст_на

С_лач

Ч_сы

К_са

п_ля

Ст_лбы

      кр_ты

д_жди

По сигналу ведущего каждый игрок вставляет пропущенную букву в одном слове, пишет рядом проверочное, после чего передает карточку сидящему за ним. Последний игрок заканчивает работу и возвращает карточку ведущему.

Игровые приемы.

Звуки и буквы

1.Измени слова:

а)        добавляя звук в начале слова: рот - крот, мех- смех, челка- пчелка, Оля- Коля, Аня- Ваня, осы- косы, луг- плуг, игры- тигры, дочка- удочка, точка- уточка, еда- беда, пушка- опушка;

б)        добавляя звук в конце слова: бок- бокс, вол- волк, пар- парк, пол- полк, стол-столб, лис-лист;

в)        изменяя один звук слова (цепочка слов): сом- сон- сук- суп- сух- сох- сор- сыр- сын- сон и т.д.;

г)        переставляя звуки: пила- липа, палка- лапка, кукла- кулак, волос- слово, карп- парк, гора- рога, ручка- круча, мол- лом, нос- сон.

Или можно использовать четверостишия:

С «Ч» я над морем я летаю,

С «Г» в машинах я бываю. (чайка- гайка)

С «М» меня ты надеваешь,

С «Л» собаку называешь. (майка- чайка)

С «К» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С «П» от вас я не таю- В каждом классе в ряд стою, (карта- парта)

С «Б» смертельной я бываю,

С «М» меха я пожираю,

С «Р» актеру я нужна,

С «С» для повара важна, (боль - моль-роль-соль).

  1. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол); крапива ( ива, парк, пар, рак, Ира.)
  2. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом- мак- кот- топор- рот- тарелка- арбуз...
  3. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача- придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
  4. Какой звук выпал из слова? Например, крот- кот, лампа- лапа, пилка- пила, мушка- мука.
  5. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слитно слово, которое получилось из выделенных звуков:

луна- стол        л

кино- игла        и

лампа- мышь м окна- дом        о

нос- Анна        н.

  1. Игра «Как называется цветок?». Детям предлагается условное изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий предметов третий звук. Например, на лепестках нарисованы: лапа, свинья, стол, санки (пион).

Можно предложить выделить второй звук: арбуз, лодка, азбука, машина (роза).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал к урокам русского языка

Для дополнительного материала к урокам: амонимы, логогрифы, анараммы и т.д....

занимательные минутки на уроках русского языка

В материале представлены анимированные кроссворды для организации занимательных минуток на уроках русского языка. Работа со словарными словами организованная таким образом привлечет внимание детей и п...

Занимательные упражнения для уроков русского языка и внеурочной деятельности

Уважаемые коллеги! Предлагаю интересный, занимательнй материал для уроков русского языка и внеурочной деятельности. Надеюсь, что мои наработки помогут вам в вашей работе!Успехов!...

Методическая разработка " Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка на правописание парных согласных"

Игры и упражнения направлены на отработку орфограммы на правописание парных согласных в слабой позиции....

Занимательные упражнения на уроках русского языка

В статье названы причины, по которым необходимо использовать на уроках русского языка занимательные упражнения, перечислены задачи, которые решаются при использовании занимательных упражнений, приведе...

Дидактические игры и упражнения на уроках русского языка.

Дидактические игры и упражнения на уроках русского языка....

«Дидактические игры и упражнения на уроках русского языка »

laquo;Дидактические игры и упражнения на уроках русского языка »...