Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Русский язык»
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему
Планирование составлено на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).
Учебник: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение» 2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ. Руководитель Сызранского филиала ГБС(К)ОУ школы – интерната № 2 г.о. Жигулёвск _______________________ | СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _______________________ | РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол №1 от _________________ _____________________ |
Рабочая адаптированная основная образовательная программа
для учащихся с умственной отсталостью
по предмету «Русский язык»
Класс 4-а
Учитель Пазухина Татьяна Сергеевна
Количество часов в неделю 4
Планирование составлено на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).
Учебник: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение» 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред.И.М.Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Нарушения мышления и речи, ровно, как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно ее коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Коррекционные цели:
• развитие умения пользоваться речью как средством общения;
• научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
• выработать навыки грамотного письма;
• развивать мелкую моторику пальцев рук и кисти рук
• развивать слуховое внимание и память;
• научить последовательно и точно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• повысить уровень общего и культурного развития учащихся;
• обучение грамотному и аккуратному письму;
• осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Задачи программы по русскому языку следующие:
- развитие у школьников познавательного интереса к языку, первоначальных языковых обобщений;
- совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
- обучение школьников применению изученных орфографических правил;
- формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Повторение (8 ч)
Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному). Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.
Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение количества предложений в диалоге.
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам.
Звуки и буквы (36 ч)
Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и
несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной
изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице.
Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь.
Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь. Правильный перенос таких слов.
Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Слово (54 ч)
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом, рисую (на чём?) на листе.
Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый).
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая …; голодный,злой … . Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам.Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь – певец, красивый – красота.
Подбор слов, противоположных по значению.
Распространение предложений словами различных категорий.
Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень и т.д. Знание домашнего адреса.
Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами. Предлоги до за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов.
Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл.
Предложение (20 ч)
Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов предложении по вопросам.
Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.
Письмо и чистописание (в течение всего учебного года)
Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма. Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов. Четкое и графически правильное письмо прописных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Ё, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В.
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Письмо под диктовку предложений и текстов с соблюдением правил правописания.
Предупредительные зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты, контрольные диктанты.
Связная письменная речь
(в связи с изучением всех разделов программы)
Работа с деформированным текстом. Определение темы текста. Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц – он, заяц – трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту.
Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.
Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.
Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.
Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.
Учащиеся должны уметь:
1 уровень:
- списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (20 – 25 слов);
- с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- делить текст на предложения;
2 уровень:
- делить слова на слоги для переноса;
- списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;
- писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2 – 4 слов) с изученными орфограммами;
- различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- выделять из текста предложения на заданную тему;
- участвовать в обсуждении темы текста и заголовка к нему.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Плакат «Алфавит».
2.Азбука букв
3.Магнитная азбука
4.Наборное полотно
5. Таблицы демонстрационные
6.Дидактический раздаточный материал для 1-4 классов.
7.Дидактические игры.
8. Карточки с индивидуальными заданиями по темам.
9. Презентации по темам
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение» 2014 г.
- А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Москва, «Просвещение», 1991 г.
- Костылева Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет/ АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2005 г.
- Соболева О.П., «Сборник контрольных работ по русскому языку для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида» Белгород: Издательство Бел РИПКППС, 2007 г.
- Шевердина Н.А. Диктанты по русскому языку для начальной школы /Издательство Феникс, 2010 г.
- Обучение учащихся вспомогательной школы. Пособие для учителей. В.Г.Петрова, М.: Просвещение ,1976.
- Обучение грамоте и правописанию в 1- 4 классах вспомогательной школы. В.В. Воронкова, М.: Просвещение, 1988.
- Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская, М.: Просвещение, 1991.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Повторение | |||
1 | Правило написания предложений | 1 | |
2 | Выделение предложения из текста по заданию учителя | 1 | |
3 | Работа с незаконченным предложением | 1 | |
4 | Работа с деформированным предложением | 1 | |
5 | Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы. Графическая схема составленных предложений | 1 | |
6 | Составление диалога из данных реплик. Определение количества предложений в диалоге | 1 | |
7 | Выделение в предложении названий предметов, действий, признаков | 1 | |
8 | Самостоятельная работа | 1 | |
9 | Работа над ошибками | 1 | |
Звуки и буквы | |||
10 | Алфавит. Гласные звуки и буквы | 1 | |
11 | Расположение слов в алфавитном порядке | 1 | |
12 | Ударение. Роль ударения в словах | 1 | |
13 | Ударные и безударные гласные | 1 | |
14 | Выделение ударных гласных голосом. Упражнения в постановке ударения в словах | 1 | |
15 | Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции | 1 | |
16 | Проверка безударной гласной изменением формы слова | 1 | |
17 | Объяснение правописания слов с безударной гласной | 1 | |
18 | Непроверяемые безударные гласные | 1 | |
19 | Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице | 1 | |
20 | Составление и запись рассказа по сюжетной картинке | 1 | |
21 | Буква «ь» для обозначения мягкости согласных | 1 | |
22 | Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении | 1 | |
23 | Обозначение мягкости согласных на письме | 1 | |
24 | Буква ь на конце слова и в середине слова | 1 | |
25 | Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу | 1 | |
26 | Перенос слов с ь | 1 | |
27 | Контрольная работа | 1 | |
28 | Работа над ошибками | 1 | |
29 | Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я | 1 | |
30 | Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь | 1 | |
31 | Изменение слов по образцу и смыслу | 1 | |
32 | Перенос слов с разделительным «ь» | 1 | |
33 | Работа с деформированным текстом | 1 | |
34 | Составление и запись рассказа по картинкам | 1 | |
35 | Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции | 1 | |
36 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Подборка проверочных слов | 1 | |
37 | Правописание звонких и глухих согласных в середине слов. Правило проверки | 1 | |
38 | Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце и в середине слова | 1 | |
39 | Тренировочные упражнения в подборе проверочных слов | 1 | |
40 | Работа с деформированным текстом | 1 | |
41 | Правописание ча - ща, чу - щу, жи - ши | 1 | |
42 | Составление предложений с данными сочетаниями слов | 1 | |
43 | Подбор примеров на знакомые правила и запись их по образцу | 1 | |
44 | Составление рассказа с опорой на план и данные предложения | 1 | |
45 | Самостоятельная работа | 1 | |
46 | Работа над ошибками | 1 | |
Слово | |||
47 | Группировка слов по категориям: названия предметов. | 1 | |
48 | Постановка вопросов к словам в предложении | 1 | |
49 | Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом, рисую (на чём?) на листе | 1 | |
50 | Слова, близкие по значению | 1 | |
51 | Группировка слов по категориям: названия действий | 1 | |
52 | Постановка вопросов к словам, обозначающим действие | 1 | |
53 | Слова с противоположным значением | 1 | |
54 | Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке | 1 | |
55 | Названия признаков предмета | 1 | |
56 | Постановка вопросов к словам, обозначающим признаки в предложении | 1 | |
57 | Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? | 1 | |
58 | Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый) | 1 | |
59 | Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета | 1 | |
60 | Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая; злой, голодный | 1 | |
61 | Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета | 1 | |
62 | Выделение из предложения слов по вопросам | 1 | |
63 | Подбор слов, противоположных по значению | 1 | |
64 | Распространение предложений словами различных категорий | 1 | |
65 | Описание знакомых предметов по вопросам и картинкам | 1 | |
66 | Изложение текста по данным вопросам | 1 | |
67 | Работа над ошибками | 1 | |
68 | Имена собственные | 1 | |
69 | Правописание большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных | 1 | |
70 | Правописание большой буквы в названиях городов, рек, озёр, гор | 1 | |
71 | Составление и запись рассказа по вопросам | 1 | |
72 | Объяснение правописания пропущенных букв | 1 | |
73 | Дифференциация имён собственных и нарицательных | 1 | |
74 | Составление и написание письма родным, товарищам под руководством учителя. Адрес на конверте | 1 | |
75 | Предлог как отдельное слово | 1 | |
76 | Подбор предлога, нужного по смыслу | 1 | |
77 | Предлоги до за, про, без, около, перед | 1 | |
78 | Раздельное написание предлога с другими словами | 1 | |
79 | Составление и запись предложений с использованием предлогов | 1 | |
80 | Описание знакомых предметов по вопросам с использованием предлогов | 1 | |
81 | Изменение формы слова в зависимости от предлога | 1 | |
82 | Дописывание предложений с использованием предлогов по вопросам | 1 | |
83 | Составление предложений из слов с нужными предлогами | 1 | |
84 | Контрольная работа | 1 | |
85 | Работа над ошибками | 1 | |
86 | Родственные слова. Корень | 1 | |
87 | Выделение корня в родственных словах | 1 | |
88 | Запись родственных слов по данному корню | 1 | |
89 | Составление и запись рассказа по серии картинок с использованием данных сочетаний слов | 1 | |
90 | Подбор родственных слов | 1 | |
91 | Выделение родственных слов в тексте | 1 | |
92 | Единообразное написание гласных в корне родственных слов | 1 | |
93 | Слова с непроверяемыми орфограммами в корне | 1 | |
94 | Подбор родственных слов и запись их по образцу | 1 | |
95 | Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом | 1 | |
96 | Составление и запись рассказа по серии картинок и опорным словам | 1 | |
97 | Самостоятельная работа | 1 | |
98 | Работа над ошибками | 1 | |
Предложение | |||
99 | Предложение | 1 | |
100 | Составление и запись предложений из сочетаний слов | 1 | |
101 | Деление текста на предложения | 1 | |
102 | Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения | 1 | |
103 | Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце) | 1 | |
104 | Основные признаки предложения: законченность мысли | 1 | |
105 | Основные признаки предложения: порядок слов в предложении | 1 | |
106 | Основные признаки предложения: связь слов в предложении | 1 | |
107 | Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями | 1 | |
108 | Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке, вопросам и опорным словам | 1 | |
109 | Установление связи слов предложении по вопросам | 1 | |
110 | Дополнение предложений по вопросам | 1 | |
111 | Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные | 1 | |
112 | Вопросительные предложения | 1 | |
113 | Восклицательные предложения | 1 | |
114 | Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) | 1 | |
115 | Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника | 1 | |
116 | Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении | 1 | |
117 | Составление ответов на вопросы | 1 | |
118 | Составление и запись рассказа по вопросам к тексту | 1 | |
119 | Контрольная работа | 1 | |
120 | Работа над ошибками | 1 | |
Повторение | |||
121 | Восстановление деформированного текста | 1 | |
122 | Алфавит | 1 | |
123 | Родственные слова | 1 | |
124 | Названия предметов, действий, признаков | 1 | |
125 | Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова | 1 | |
126 | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу | 1 | |
127 | Предлог | 1 | |
128 | Составление и запись рассказа по сюжетной картине с использованием данных слов | 1 | |
129 | Членение текста на предложения | 1 | |
130 | Знаки препинания | 1 | |
131 | Самостоятельная работа | 1 | |
132 | Работа над ошибками | 1 | |
133 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме | 1 | |
134 | Безударные гласные | 1 | |
135 | Объяснения написания слов с безударной гласной по опорной таблице | 1 | |
136 | Восстановление деформированного текста | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Чтение» 4 класс
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.Ю. Ил...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Живой мир»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Занимательный труд»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «ИЗО»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой)....
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Математика
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: М.Н. Пе...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Музыка, пение (танец)»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой)....
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Устная речь»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.В. Ко...